«Джавелины» для Украины: Киев уже празднует победу над Донбассом

Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin». По словам представителя Госдепартамента, в ближайшие недели у Трампа состоится совещание, на котором будет обсуждаться эта тема. Шансы на положительное решение велики. Ведь по признанию бывшего посла США на Украине, а ныне — научного сотрудника центра Brookings Institution Стивена Пайфера, большинство ключевых фигур в администрации Трампа поддерживают идею предоставления Украине летального оружия.

Похоже, опасаться, как прежде, жесткой реакции России на этот шаг Вашингтон теперь и не думает. Во всяком случае, спецпредставитель госдепартамента США по Украине Курт Волкер уже заявил, что возможное начало масштабной поставки американских вооружений Киеву совершенно не способно ни к чему спровоцировать Москву, поскольку «Россия уже находится в Украине со всем своим тяжелым вооружением, а еще больший контингент сосредоточен у границ Украины». Мол — хуже не будет. Тем не менее, ситуация в зоне конфликта в Донбассе, скорее всего, теперь изменится. Как и в какую сторону?

Прежде всего, попытаемся разобраться, что станет по-другому на линии противостояния. А именно: существенно ли возрастет боевой потенциал Вооруженных сил Украины в случае, если получит анонсированное в Вашингтоне оружие и боевую технику? И даст ли это им решающее преимущество на фронте над армиями ЛНР и ДНР?

Ясно, что украинские военные с самым большим нетерпением ожидают из-за океана ставшими прямо-таки вожделенными в этой стране «Джавелины». Полагая, что появление этого «чуда-оружия» выбьет из рук ополченцев одно из главных их преимуществ — превосходство в танках. Между тем, по подсчетам Алексея Мельника, содиректора программ внешней и международной безопасности киевского центра Разумкова, основанных, безусловно, на сведениях не только украинской разведки, сегодня в вооруженных формированиях защитников Донбасса насчитывается в общей сложности 675 современных танков, около 1300 бронетранспортеров, 81 артиллерийская установка, 95 реактивных систем залпового огня. Если эти сведения хотя бы близки к действительности, украинской армии противостоит действительно серьезная сила. Сколько же необходимо ПТРК «Джавелин», чтобы в случае чего гарантированно ее остановить?

В киевском Генштабе это давно посчитали. Конкретные цифры президент Петр Порошенко озвучил еще летом 2015 года во время очередного визита с протянутой рукой в Соединенные Штаты: «Мы ожидаем 1240 ракетных комплексов Javelin, и это абсолютно справедливо». Примерно понятно, как могла возникнуть эта на удивление конкретная цифирь. Общая протяженность линии соприкосновения в Донбассе известна каждому желающему и не меняется уже годами. Все танкоопасные направления на ней — тоже. Понятна, какова должна быть на них плотность стволов, чтобы гарантированно остановить массированный танковый удар.

Далее — упражнение по арифметике для пятого класса средней школы. Стоимость одной ракеты такого ПТРК в пусковом контейнере при поставках для ВС США составляет порядка 100 тысяч долларов (при поставках за рубеж наверняка выйдет дороже). Цена каждого командно-пускового блока еще приблизительно 150 тысяч долларов. Итого — четверть миллиона за каждый «Джавелин», подготовленный хотя бы к разовому применению. Если даже только их и закупать на все почти обещанные Вашингтоном 47 миллионов долларов, все равно получится в десять раз меньше, чем выпрашивали у американцев Порошенко и его Генштаб.

Между тем, заокеанские деньги абсолютно точно пойдут (если, конечно, пойдут вообще, вопрос все же еще окончательно не закрыт!) не на одни только средства борьбы с танками. Об этом почти открытым текстом на другой день после сенсационного сообщения ABC News, заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Министр, по данным информационного агентства РИА «Новости"-Украина, «подчеркнул, что речь идет не только о противотанковых вооружениях, но и о дронах, контрбатарейных системах и кибервойне».

Но современные разведывательные (об ударных дронах для Киева речь пока не идет совершенно) беспилотники и радиолокационные станции контрбатарейной борьбы тоже стоят недешево. Настолько, что давно и в массовом порядке получая от Пентагона, скажем, помехозащищенные цифровые коротковолновые радиостанции тактического звена Falcon III, «украинская сторона даже не закладывает средства на ремонт радиостанций и обслуживание. Привыкла, что они достаются на шару», — сетует директор киевской информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. Но и Falcon III, и тактические высокочастотные радиостанции спутниковой связи Iridium, и дополнительные радары артиллерийской разведки типов Firefinder AN/TPQ-48, AN/TPQ-49 и AN/TPQ-36, комплексы беспилотной разведки ближнего действия RQ-11 Raven тоже придется как-то утолкать в прокрустово ложе обещанной Вашингтоном на самом деле весьма скромной суммы. Причем, перечень перечисленных образцов оборудования и боевой техники взят вовсе не с потолка. Все это уже не первый месяц потоком идет на Украину. И, по общему мнению, позволило существенно улучшить систему боевого управления ВСУ.

Если так, то что же остается на «Джавелины»? Да, их поставка, видимо, все же начнется. Но в считанных экземплярах. Тогда перед нами чисто политический жест, почти не меняющий давно сложившийся баланс сил в противостоянии за Донбасс.

К тому же так ли страшен «Джавелин», как его пиарят в Киеве? Это оружие американцы давно продали, к примеру, армиям Ботсваны, Эстонии, Литвы, Перу и Бахрейна. Но стали ли в итоге названные государства непобедимыми?

В действительности, перед нами действительно неплохой, но все же не всемогущий ПТРК. По многим параметрам он уступает даже российскому ПТРК «Корнет», который принят на вооружение в 1998 году и не дотягивает до третьего поколения такого оружия. Возьмите максимальную дальность пуска ракет. Для «Джавелина» она составляет 2,5 километра, у «Корнета» более чем вдвое больше — 5,5 километра. Если учесть, что максимальная дальность прямого выстрела 125-миллиметровой гладкоствольной танковой пушки 2А46М российских танков Т-72, которые в достаточных количествах есть у защитников Донбасса, составляет те же 2,5 километра, что и у «Джавелина», то с большой долей вероятности операторы американских ПТРК будут сметены с брустверов и от амбразур раньше, чем успеют прицелиться. Тем более¸ что конструктивные особенности комплексов позволяют использовать их лишь в ясную погоду. В туман, снег, дождь и при задымлении местности тепловая головка самонаведения этого оружия цель не увидит.

Мало того. Дымовые гранаты 3Д17 из состава комплекса электронно-оптической активной защиты «Штора-1», стоящего на каждом Т-72, БМП-3, Т-80 способны ослепить «Джавелины» и при ясном июльском солнышке. Так что военным в Киеве торжествовать, в общем-то, пока нет оснований. Иное дело — украинским политикам. Те-то ясно видят, что Трамп, в случае, если подпишет соответствующее решение, продолжит все больней дергать Россию за усы. Причем, вопреки мнению своих европейских союзников, которым это совершенно точно ни к чему.

Новое обострение российско-американских отношений становится неизбежным. В конечном счете, это на руку Порошенко и его режиму. Хотя, бесспорно, вооруженный конфликт в Донбассе от этого окажется еще дальше от своего бескровного завершения.

Кремль вряд ли молчаливо снесет новый вызов. Набор инструментов для чувствительного контрудара достаточно широк. От юридического признания давно случившейся фактической смерти таких дорогих для Германии и Франции Минских соглашений, немедленного официального признания суверенитета народных республик Донбасса и расположения на их земле российских военных баз по образцу Абхазии и Южной Осетии. И до начала масштабных поставок современного оружия талибам* в Афганистане. Оружия, которое, конечно, же, тут же примется стрелять по американским солдатам в этой стране.

Понятно, что ни к чему хорошему это не приведет. Но выбор делаем не мы.

* * *

Переносной противотанковый ракетный комплекс третьего поколения FGM-148 Javelin (в переводе — дротик) на вооружение армии США принят в 1996 году. Предназначен для поражения не только бронетехники, но и низколетящих объектов вроде вертолетов и беспилотников. В конструкции реализован принцип «выстрелил — забыл», что позволяет оператору после пуска немедленно сменить позицию, не дожидаясь ответного удара. Общая стоимость программы разработки — порядка 5 миллиардов долларов. Самое дорогое оружие такого класса в мире.

Каждый комплекс состоит из двух частей — командно-пусковой блок и расходуемый выстрел. Время полета ракеты до цели — до 25 секунд. Сравнительно небольшой калибр (127 мм) относительно тяжелых ПТРК типа российского «Корнета» (152 мм) позволил существенно снизить общий вес. На больших дистанциях поражение цели кумулятивной струей может производиться в наименее защищенную броней часть бронемашины — верхнюю.
 
Сергей Ищенко

Комментариев нет: