Знания нужно получать «благодаря», а не «вопреки». Александр Роджерс

Я годами (точнее, уже десятилетиями) бесконечно слышу стоны о том, что «образование всё хуже и хуже». Первые зафиксированные письменно подобные вопли датируются примерно седьмым веком до нашей эры в Древней Греции. Наверняка были и раньше, но просто ещё в дописьменную эпоху.
Обычно я не лезу в эту тему, потому что мне вполне хватает политики и экономики. Но эти бесконечные повторения одних и тех же мантр надоели, поэтому всё же выскажусь.
Для начала о своём личном опыте учёбы. Учился я в откровенно плохой школе (но перевестись не мог, потому что я учил немецкий, а таких школ в городе было всего две — и вторая на другом конце города). Например, в старших классах математичка, химичка и истеричка прямо с урока уходили в пустой соседний класс, где тупо бухали. Раз в неделю минимум, а в основном чаще. Иногда к ним присоединялся биолог. Физик дрался с учениками. Учительница русской литературы метала в учеников тяжёлые предметы. И так далее.
Одноклассники у меня были не лучше (кроме трёх человек). Половина класса состояла из дебилов, которых выгнали из других школ за неуспеваемость. Малолетние наркоманы и воры в наличии. Начало девяностых (школу я закончил в 1995 году) во всей красе.
В старших классах я иногда ходил в школу или с самодельным кастетом, или с заточкой (а что делать, если тебя под школой почти ежедневно подстерегают 4-6 человек?). А со своими будущими лучшими друзьями я познакомился, ударив одного из них железной трубой по спине. Романтика.
Мой спортивный клуб, куда я ходил заниматься, располагался в райончике, где пятилетние детки уже курили (некоторые в шесть уже успели бросить), а мальчики в десять иногда гуляли с ножкой от табуретки в качестве «аргумента». И я не утрирую и не сгущаю.
Классическое такое белое гетто. Как говорит один американский комик «Ду ю финк зис из бэд нейберхуд?».
Кстати, с учебниками тоже была беда (начало девяностых, нищета плюс долбаная украинизация).
Но несмотря на это я семь лет подряд приносил из школы «похвальный лист». Не знаю, сохранилось ли это явление теперь, поэтому поясню: похвальный лист — это такое приложение к табелю, которое ты получаешь, если у тебя в нём одни пятёрки (типа красного диплома, но за год учёбы в школе). Мама до сих пор где-то их хранит.
В старших классах уже не приносил, потому что у меня были постоянные конфликты с учительницей украинской литературы. Я ей говорил, что вся укролитература — это унылое селюковское убожество с его рассказами про «хатынку у вышневому саду», «отец украинской литературы» Котляревский — карточный шулер, Тарас Шевченко алкаш и лицемер (это было ещё до того, как Бузина написал свою книгу о нём), а Леся Украинка — лесбиянка и истеричка. Естественно, что после этого я с большим трудом получал даже «тройки» по укр. мове и литературе.
В остальном же я был лучшим учеником в школе — по алгебре и геометрии, физике, истории, географии и ещё ряду предметов. Учебник по геометрии (толстый такой, за 7-11 класс) я прочитал за два вечера, запомнил, и больше не открывал.
Явно же дело не в системе образования! Знания я получал не благодаря школе, а скорее вопреки.
Любовь к чтению и знаниям мне привили мама и дед. Они же всячески поощряли и развивали моё природное любопытство. И если ваш конкретный ребёнок плохо учится, то это на 80% ваша личная ответственность — вы сами его не заинтересовали и не мотивировали к учёбе.
В результате я иногда сбегал с уроков в библиотеку, а на самих уроках читал книги вне школьной программы. И получал знания всякими другими нестандартными способами. Например, решать некоторые виды уравнений меня научили старшие пацаны на спортивных тренировках.
И отец мой в те же времена, в начале девяностых, специально ездил в Киев за книгами. Представьте себе — вокруг тотальная разруха, безработица, нищета, бандитизм, а папа за книгами гоняется.
Каждую субботу он несколько лет подряд садился с этой проклятой «кравчучкой» в электричку в два часа ночи, в пять утра приезжал в Киев, первым поездом метро на Петровку (это оптовый книжный рынок), там набирал книг на продажу и сразу же назад. Каждая поездка позволяла отбить дорогу и оставить одну-две книги себе.
Плюс иногда книги не забирали в тот же день, и я заглатывал их, за сутки читая по 300-400 страниц. Классическую литературу, историческую, хорошие детективы, научную фантастику — самые разные.
В результате я сумел поступить на бюджет в ВУЗ (тогда это было очень непросто) и получил два высших образования. И после этого уже много лет не перестаю непрерывно самообразовываться.
Английский язык, кстати, я выучил вообще полностью самостоятельно. По фильмам с плохим переводом (когда одновременно слышно и русский перевод, и оригинальную английскую озвучку) и компьютерным играм вообще без перевода. И теперь на моём счету десятки переводов западных статей о политике и экономике.
А сейчас есть интернет, и куча мобильных гаджетов, с которых в него можно входить почти где угодно! И доступ к онлайн-библиотекам, университетским образовательным курсам, видеолекциям и туториалам. Сейчас научиться чему угодно на порядки проще.
Главная проблема — у огромного количества людей нет мотивации учиться.
И не только у детей, но и у взрослых. Люди, которые ни в школе, ни в университете не пытались получать ЗНАНИЯ, а просто «отбывали положенное», потом говорят «а зачем мне ещё учиться? я уже своё отучился!». И в голове пусто, и желания её наполнить тоже нет.
А дети смотрят на таких родителей, и тоже не видят смысла учиться.
В том, будет ли ребёнок стремиться к знаниям, 80% — это воспитание. А в воспитании главное — личный пример.
Когда вы в последний раз читали? А не художественную литературу? Насколько часто вы вообще это делаете?

P.S.

Если не обленюсь, на днях напишу ещё и вторую часть — что действительно стоило бы поменять в системе образования.

Комментариев нет: