РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ НАЦЕЛЕНА НА ПРОИЗВОДСТВО СОЛДАТ

О радикальном пересмотре системы школьного образования на Украине ходят легенды. По сути, эта реформа еще не реализована, более того, далеко не все ее аспекты определены. Но известно уже достаточно, чтобы одновременно ужасаться, смеяться и плакать, а главное – готовиться к последствиям. Причем готовиться к ним придется именно России.

Оценивая череду решительных экспериментов над украинцами, берущую свое начало от государственного переворота 2014 года, можно констатировать, что система образования стала одним из направлений, подвергшихся наибольшей ревизии. Впрочем, не в первую очередь – и в условиях длительного обсуждения. Это оставляло простор для некоторого оптимизма – надежды на то, что решения, принятые уже не в пылу революционного угара, окажутся не столь радикальными, как многие другие постмайданные инициативы.
К настоящему моменту общие контуры большой реформы украинского образования уже размечены. Все нововведения можно разделить на два условных блока: нейтрально-аполитичный и политически-резонансный. Реакция украинского общества на каждый из них заметно различается, но благодушной ее нельзя назвать в любом случае.

Должен остаться только один

В целом украинскую школу предполагают сделать более профильной – и это один из общемировых трендов. Учеников, уже определившихся со своими приоритетами в будущей профессии, избавляют от части нагрузки за счет второстепенных предметов, концентрируя на тех, которые позволяют подготовиться к поступлению на конкретный факультет высшего учебного заведения.
Грубо говоря, если ребенок решил, что станет филологом, языками он будет заниматься больше, а физикой меньше.
Другое дело, что в украинских реалиях отдельные аспекты этой реформы выглядят достаточно неожиданно. Например, министерство науки и образования не только предлагает объединить физику, химию и биологию в один предмет, но собирается включить в этот курс довеском астрономию, экологию и географию. Называться этот мегапредмет будет в духе начальной школы – «Человек и природа».
Также предполагается вывести из категории обязательных к изучению точные науки и объединить алгебру с геометрией в единый предмет «Математика».
Пока эти нововведения будут касаться только старших классов, но уже успели вызвать у педагогической общественности ряд серьезных вопросов. Школьные учителя подозревают руководство страны в банальном желании сэкономить на педагогах, ведь в большинстве случаев для ведения каждого из упомянутых предметов нужны отдельные подготовленные специалисты. Если же реформу реализуют в том виде, в каком она есть сейчас, можно будет оплачивать ставку лишь одному педагогу вместо четырех-пяти.
Министр образования и науки Лилия Гриневич даже не стала скрывать, что в конечном итоге будет сокращено как минимум 3800 учительских ставок.
В каждом конкретном случае открытым остается вопрос, кого уволят, а кому доверят читать новый суперпредмет – физику, химику, биологу, географу или астроному. То, что учитель физики и астрономии – это одно лицо, в целом логично. За остальных несколько боязно.
Научное сообщество Украины от происходящего тоже не в восторге. К примеру, в Национальной академии наук новации минобра подвергли резкой критике. Ученые указывают на неизбежное – падение уровня преподавания, поскольку педагоги для новых объединённых предметов отсутствуют, для их подготовки требуется как минимум пять лет.
«Это приведет к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, а в дальнейшем – к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать усиление упадка отечественной науки и системы высшего образования. Внедрение этих новшеств также повлечет за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин, а это приведет к полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы», – гласит заявление НАНУ.
В профильном комитете Верховной рады идею министерства тоже восприняли скептически. «Что мы будем делать, просто учебники писать или склеим алгебру и геометрию, будем через страницу давать, там объекты разные?» – вопросил первый замглавы комитета по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.

В окоп прямо из-за парты

Можно было бы предположить, что на фоне урезания точных и естественнонаучных дисциплин дополнительный объем получат дисциплины гуманитарные (что спорно, но ожидаемо), однако на Украине и это не так. Анонсировано объединение зарубежной и украинской литературы в общий предмет под названием «Словесность» с соответствующим сокращением часов.
Тут стоит отметить, что русскую литературу украинские школьники уже сейчас изучают как иностранную. Так что вполне понятные подавляющему большинству жителей страны строки Пушкина будут выглядеть примерно так:
«Чи гепнусь я, дрючком продертий / Чи мимо прошпандьорить він?»
Сокращение с четырех до двух литературных часов прилагается. Аналогичное объединение с сокращением часов также ждет всемирную и украинскую историю. Впрочем, содержание «постмайданных» исторических учебников на Украине – отдельная печальная история.
На фоне урезания объемов преподавания и сокращения количества обязательных предметов с 22 до 9 особенно загадочно смотрится одновременное увеличение общей продолжительности обучения в школе до 12 лет. Это вызвало массовое недоумение родительских комитетов, не очень понимающих, чем предполагается наполнить эти годы жизни их детей. Ответ порадует немногих: помимо прочего, патриотическим воспитанием и физкультурой, преподавание которых планируется расширить.
Для родителей мальчиков это особенно актуально. Теперь, поступив в школу в 6–7 лет и проведя 12 лет за партой, их дети сразу после выпускного могут отправляться в военкоматы, пополняя ряды украинской армии, постоянно испытывающей проблемы с нехваткой рядовых бойцов в зоне АТО, ООС или как там в будущем будет называться территория гражданской войны на Украине.
На фоне столь радикальных изменений другие (пусть и многочисленные) нововведения в украинском образовании смотрятся уже не столь примечательно. Отказ от оценок в младшей школе (она становится всё более похожа на вальдорфскую), большая автономизация школ, фактическое узаконивание репетиторства – всё это явления дискуссионные, но относительно объяснимые в современных реалиях Украины. В любом случае посмотреть на результат будет интересно – в рамках обучения на чужих ошибках (или успехах) в том числе.

России предстоит вмешаться

Что же касается политически резонансного блока реформы, суть его крайне проста: с 1 сентября 2018 года на Украине запрещено образование на любом языке, кроме украинского. На переходный период до 2020 года это правило действует с пятого класса, далее – с первого и на весь период обучения.
Нетрудно догадаться, против какого именно языка направлен новый закон. В документе сделан небольшой формальный реверанс (можно организовать отдельные классы) в адрес «коренных народов», которыми считаются крымские татары, караимы и крымчаки. Также анонсирована возможность преподавать несколько предметов на английском языке и языках Евросоюза (что, впрочем, ничуть не успокоило Венгрию и Румынию). А вот для русского – основного разговорного языка для большинства жителей центра, юга и востока страны – места не осталось вообще.
Постмайданное руководство, не сумевшее одолеть русский язык одним прямым ударом сразу после госпереворота (восстание Юго-Востока явилось следствием именно таких попыток), теперь пытается играть «вдолгую» и воспитать несколько поколений людей, лишенных системного доступа к родному языку. Нужно ли говорить, какой простор деятельности при этом открывается для «национально-сознательных граждан», желающих донести на педагогов.
С 2014 года последних регулярно подвергают «народным люстрациям» за недостаточную, по мнению националистов, любовь ко всему украинскому, а с 2018 года их можно будет привлекать даже за разъяснение принципов теории относительности на русском – родном языке для значительной части страны.
Впрочем, если реформа будет идти так, как планируется, объяснять квантово-волновой дуализм, небесную механику или особенности репликации ДНК украинским старшеклассникам будет просто некому. А с учетом стремительной деиндустриализации страны и мечтаний об «аграрной сверхдержаве» такие знания им даже не пригодятся.
В этом смысле показательно и массовое бегство работников украинских АЭС в Россию и Белоруссию, и то, что в главном техническом вузе Украины был ликвидирован единственный в стране факультет авиационных и космических систем (кстати, после двукратного падения количества абитуриентов).
Украина, с точки зрения её кураторов из Вашингтона, вполне эффективна уже сейчас – в качестве буферной зоны между Россией и Европой, территории постоянной вялотекущей войны. Периодические поставки в ВСУ очередных «Джавелинов» со складов США и вчерашних школьников прямо с порога школ помогут закрепить эту ситуацию надолго.
Остается последний вопрос: к чему в этих условиях готовиться России?
Не имея возможности влиять на руководство современной Украины, она должна готовиться как минимум к приему покидающих Украину граждан. Учителя, школьники и их родители, не желающие следовать навязанным националистами правилам, будут активно переезжать в РФ, пополняя ряды бывших украинских студентов, работников вузов и высокотехнологичной промышленности, перебравшихся ранее. Государству придется обеспечить им благоприятные условия для трудоустройства и продолжения обучения. Ведь российское, украинское, белорусское образование и его носители – это наше общее (не первое столетие) культурное и научное пространство, имеющее мощные традиции, богатую историю и многолетние связи. Его сбережение и, возможно, последующее восстановление на территориях, попавших под временный разрушительный контроль местных радикалов и их зарубежных кураторов, – достойная долгосрочная задача для нашей страны.
Никита Волченко, ВЗГЛЯД

Комментариев нет: