Дети в подземелье

В чем сложность эвакуации тайских школьников, оказавшихся в плену пещеры
Третью неделю двенадцать юных тайских футболистов со своим тренером находятся в пещере, залитой водой, почти в пяти километрах от выхода. Сегодня объявлено об операции по их эвакуации — в первой группе пойдут четыре человека, за нею три по три.

Спешка объяснима — по прогнозам, впереди неделя дождей (а то и больше). Пещера, которую частично удалось осушить, опять будет залита водой.

И я за детей очень волнуюсь, хотя гоню от себя мысли о плохом. Объясню, в чем проблема. Как довольно опытный PADI Rescue Diver, думаю, сумею. Даже несмотря на то, что довольно давно не погружался.

Признаться, мне поплохело, когда стало известно, что до выхода ребятам предстоит плыть под водой около пяти километров. Это очень далеко.

Нырялка в подводной (то есть, затопленной полностью) пещере по нормам PADI (Professional Association of Diving Instructors) требует особой подготовки и отдельного сертификата Cavern Diver. Причем, рассчитан курс только на взрослых, детей этому не учат — слишком опасно.

Все дело в психологии. В открытых водоемах (море, озеро, река) мы ощущаем, что воздух близко, и в случае каких-то проблем ты можешь всплыть на поверхность. Впрочем, PADI категорически против резких всплытий — подниматься следует плавно, желательно задерживаясь на некоторое время на определенной глубине, чтобы избежать кессонной болезни, когда кровь «вскипает» пузырьками растворенных в ней газов.

Примерно такой эффект мы наблюдаем у шампанского, если его резко открыть. Все мы знаем, что если давление в бутылке менять медленно, то пены может не быть вообще.

На этом скриншоте из какой-то тайской передачи — пещера в разрезе.
К сожалению, здесь не указана глубина трех залитых водой, а потому самых опасных участков, которые можно преодолеть только с аквалангом. Но если от схематичной группы ребят слева до выхода из пещеры пять километров, то участки довольно глубоки (не менее тридцати метров) и длинны (несколько сот метров). То есть, опасность стала меньше, но сохраняется.

Видно, что есть участки, где группы могут отдохнуть по три – четыре часа перед следующим подводным переходом. Это важно, чтобы выветрились остатки азота, растворенные в крови после предыдущего погружения. Уверен, что спасатели предусмотрели и запас еды-воды, и лежачие места. В том, что на сухих пространствах и даже на глубине наверняка оставлены забитые воздухом баллоны, не сомневаюсь.

Операция по спасению очень сложна, даже несмотря на то, что каждого мальчика будут сопровождать два опытных инструктора. Самое неприятное, что может произойти, — немотивированная, внезапная паника новичка на глубине (такое бывает). Всему остальному — например, управлению скубой (SCUBA, Self-contained underwater breathing apparatus, автономный аппарат для дыхания под водой, включает в себя баллон, шланги, глубиномер и воздухомер, а также специальный жилет, который имеет емкости для наполнения или стравливания воздуха), поддержанию плавучести (отрицательной, положительной или нейтральной), правильному дыханию можно научить довольно быстро. И детей, конечно уже всему научили.

Не забудьте, что естественного света там нет — только фонари и прожектора. Что вносит дополнительный дискомфорт.

Все будет хорошо. О сложностях я написал лишь для того, чтобы вы поняли, какая титаническая предварительная работа уже проведена спасателями. И какие испытания предстоят тем подводным пловцам, которые несколько часов будут выводить ребят из страшного плена.

pavel-shipilin 


Комментариев нет: