Манифест упоротых
Теория «грамотности и универсальных компетенций» предполагает полный
отказ от научного характера школы. Вместо погружения в мир знаний теперь
ребенок должен усваивать в ней «базовые навыки», имеющие чисто
утилитарное значение и развивать формальные свойства интеллекта без
проникновения в содержание.
Причем это освоение мыслится на самом примитивном уровне. Само слово «грамотность», ключевое для докладчиков, предполагает начальный, базовый уровень образования, его примитивный фундамент. Причем «грамотности» в сознании человека (особенно постсоветского) противостоит «безграмотность». А поскольку грамотности нас еще только предстоит научить, то значит сегодня мы все являемся безграмотными, низшей ступенью социального космоса.
И снова мы видим обесценивание реформаторами современного гражданина России. Только что он узнал, что является «отсталым» по сравнению с «продвинутыми странами», теперь он выяснил, что является еще и «безграмотным» по сравнению с некими мифическими «универсально компетентными» людьми….
Школяр старого образца рос с убеждением, что есть некоторая сетка знаний. В каждой области более-менее разбираются специалисты, а задача школьника – понимать, что такая область существует, оценить свой интерес к ней и свою способность стать специалистом… Старая школа, пусть и не всегда, давала на выходе компетентных людей, то есть людей, которые уважали компетентность и чувствовали разницу между нею и некомпетентностью.
Это свойство пытаются на корню извести конструкторы «новой школы». Они намерены каждого идиота (иногда, увы, буквально), уверить в том, что он «разбирается во всем», «умеет решать задачи» и «овладел навыками проектного мышления».
Старую школу нам предлагают упразднить. В новой этого конкретного предметного наполнения не будет. Но нужда в примерах не исчезнет. А значит определять конкретное содержание мышления и мировоззрения наших детей будет сочинитель «рабочих тетрадей» по развитию компетенций.
Школьная программа старого образца хороша тем, что понятно как контролировать её содержание. Если в школьном учебнике написано, что «Россия от века была страной рабов не принесшей в мир ничего, кроме зла», или «попы-мракобесы учили невежественных людей, что Земля – плоская, а на самом деле она – полый внутри шар на внутренней поверхности которого живут люди», то выловить это и пресечь не составляет особого труда.
А вот при «модульном обучении» и «индивидуальном подходе» сам Рональду ногу сломит – то под видом изучения мифологии детей приобщают к наркотикам, под видом постижения тайн Ницше – к ранней половой жизни, культурологические исследования радикальных контркультур заканчиваются сбором бомб в террористических организациях. Ничего не давая для фундаментального интеллектуального развития детей, как инструмент социального контроля над огромной частью общества школа будет тоже сломана и начнет выдавать сломанных детей, которым родители уже не успеют помочь.
При этом решит ли такая скрюченная школа хотя бы заявленную программную задачу – выработку компетентного, приспособленного к жизни и творческого человека? Перечитывая списки рекомендуемых универсальных компетенций и навыков невозможно отделаться от ощущения, что по ним можно подготовить только бесхребетного приспособленца, исполнителя, более-менее нестроптивого разнорабочего. Все эти компетенции и «грамотности» носят адаптационный, а не созидательный характер. Они воспитают гибкость, чтобы их носитель мог перестроиться и «соответствовать запросам», но не твердость, чтобы достичь цели и сформировать новую реальность.
«Универсальная компетенция» никогда не воспитает фанатика науки и техники, который «точно знает», что должно быть так и преодолевая любые преграды стремится к поставленной цели. Она не образует человека с однозначными принципами, пригодного для власти и общественной деятельности. Вместо поэта, писателя, художника, то есть человека, живущего в мире возвышенной фантазии, порой принимая его за правду, она воспитает только «креативщика», умеющего разве что тырить чужие логотипчики. Что эта школа воспитает вместо воина я боюсь даже подумать – лучше заранее сшить белый флаг.
Источник
Причем это освоение мыслится на самом примитивном уровне. Само слово «грамотность», ключевое для докладчиков, предполагает начальный, базовый уровень образования, его примитивный фундамент. Причем «грамотности» в сознании человека (особенно постсоветского) противостоит «безграмотность». А поскольку грамотности нас еще только предстоит научить, то значит сегодня мы все являемся безграмотными, низшей ступенью социального космоса.
И снова мы видим обесценивание реформаторами современного гражданина России. Только что он узнал, что является «отсталым» по сравнению с «продвинутыми странами», теперь он выяснил, что является еще и «безграмотным» по сравнению с некими мифическими «универсально компетентными» людьми….
Школяр старого образца рос с убеждением, что есть некоторая сетка знаний. В каждой области более-менее разбираются специалисты, а задача школьника – понимать, что такая область существует, оценить свой интерес к ней и свою способность стать специалистом… Старая школа, пусть и не всегда, давала на выходе компетентных людей, то есть людей, которые уважали компетентность и чувствовали разницу между нею и некомпетентностью.
Это свойство пытаются на корню извести конструкторы «новой школы». Они намерены каждого идиота (иногда, увы, буквально), уверить в том, что он «разбирается во всем», «умеет решать задачи» и «овладел навыками проектного мышления».
Старую школу нам предлагают упразднить. В новой этого конкретного предметного наполнения не будет. Но нужда в примерах не исчезнет. А значит определять конкретное содержание мышления и мировоззрения наших детей будет сочинитель «рабочих тетрадей» по развитию компетенций.
Школьная программа старого образца хороша тем, что понятно как контролировать её содержание. Если в школьном учебнике написано, что «Россия от века была страной рабов не принесшей в мир ничего, кроме зла», или «попы-мракобесы учили невежественных людей, что Земля – плоская, а на самом деле она – полый внутри шар на внутренней поверхности которого живут люди», то выловить это и пресечь не составляет особого труда.
А вот при «модульном обучении» и «индивидуальном подходе» сам Рональду ногу сломит – то под видом изучения мифологии детей приобщают к наркотикам, под видом постижения тайн Ницше – к ранней половой жизни, культурологические исследования радикальных контркультур заканчиваются сбором бомб в террористических организациях. Ничего не давая для фундаментального интеллектуального развития детей, как инструмент социального контроля над огромной частью общества школа будет тоже сломана и начнет выдавать сломанных детей, которым родители уже не успеют помочь.
При этом решит ли такая скрюченная школа хотя бы заявленную программную задачу – выработку компетентного, приспособленного к жизни и творческого человека? Перечитывая списки рекомендуемых универсальных компетенций и навыков невозможно отделаться от ощущения, что по ним можно подготовить только бесхребетного приспособленца, исполнителя, более-менее нестроптивого разнорабочего. Все эти компетенции и «грамотности» носят адаптационный, а не созидательный характер. Они воспитают гибкость, чтобы их носитель мог перестроиться и «соответствовать запросам», но не твердость, чтобы достичь цели и сформировать новую реальность.
«Универсальная компетенция» никогда не воспитает фанатика науки и техники, который «точно знает», что должно быть так и преодолевая любые преграды стремится к поставленной цели. Она не образует человека с однозначными принципами, пригодного для власти и общественной деятельности. Вместо поэта, писателя, художника, то есть человека, живущего в мире возвышенной фантазии, порой принимая его за правду, она воспитает только «креативщика», умеющего разве что тырить чужие логотипчики. Что эта школа воспитает вместо воина я боюсь даже подумать – лучше заранее сшить белый флаг.
Источник
Комментариев нет: