ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ: ИМПЕРАТИВ, ПЕРЕСМОТРУ НЕ ПОДЛЕЖАЩИЙ

Никакое новое соглашение о стратегических вооружениях между Россией и США не может быть достигнуто на основе односторонних уступок с российской стороны  и туманных  обещаний с другой 

 

 

На днях российский авиапром представил стране свою новую разработку – модернизированный с использованием новейших технологий дальний бомбардировщик Ту-22М3М. Однако о самой «пикантной» детали данной модернизации в официальных отчетах и пресс-релизах говорится довольно глухо. Так, например, командующий дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, в ходе официальной презентации самолета на казанском авиазаводе, сообщил, что «увеличена дальность этого самолета». Но при этом не сообщил, благодаря чему это удалось. Что при наличии прежних двигателей и запаса топлива и при отсутствии на Ту-22М3 узла дозаправки можно объяснить только одним способом – на модернизированной машине система дозаправки в воздухе все-таки установлена.
В этом нетрудно убедиться, сравнив носовые части обычного Ту-22М3 и его новой версии. Если на старой машине она идеально остроконечной формы, без каких либо выступов, то у новой версии бросается в глаза характерная «горбинка» впереди пилотской кабины. Именно так  выглядит внешний обтекатель убирающегося в фюзеляж узла дозаправки.
 
Эта, казалось бы, малозначительная техническая деталь на самом деле имеет большое военное, историческое и даже психологическое значение.
История Ту-22М3 началась в семидесятых годах прошлого столетия именно с того, что американская сторона на переговорах об ограничении стратегических вооружений с Советским Союзом потребовала включить новый самолет в общий зачет средств доставки ядерного оружия. Советские представители считали такой шаг неправомерным, поскольку при дальности полета  около 5 тысяч километров этот самолет просто не мог долететь до США и вернуться на свою базу. На что американцы отвечали – у этой машины есть узел дозаправки и, в случае его использования, дальность может быть резко  увеличена. Кроме того, янки на полном серьезе допускали, что русские летчики могут и вовсе не возвращаться обратно и тогда им вполне хватит горючего для самоубийственного  полета в один конец.
Кончилось это тем, что версию о пилотах-самоубийцах на переговорах рассматривать не стали, однако СССР согласился  демонтировать с Ту-22М3 узлы дозаправки.
Психологически это имело очень негативный резонанс. Фактически в угоду американцам пришлось раскурочить новенькие боевые самолеты и  существенно ограничить их ударные возможности.
Конечно, по сравнению с тем, что впоследствии творил Горбачев и на какие односторонние уступки в военной области он согласился, это была сущая мелочь. Но она стала одной из первых в своем роде и обозначила ту скользкую дорожку, по которой скоро покатилась вся страна.
Поэтому тот факт, что сегодня на еще советский, а ныне российский «Backfire» — такое прозвище дали этому самолету в Пентагоне, установили заправочный узел, действительно дорогого стоит. Просто потому, что этим подтверждается   — сегодня Россия делает свои самолеты  такими, какими они нужны ей самой, а не Америке.
И в этом смысле, Владимир Путин будет, пожалуй, даже покруче Леонида Брежнева, с которого, собственно говоря,  началась «разрядка напряженности» с Западом, приведшая к краху СССР.
Конечно, исторически обстоятельства тогда и сейчас были разными. В брежневские времена, решение по Ту-22М3 было вполне мотивированным, хотя внешне и не очень красивым. Оно было принято, чтобы вывести его за скобки общих лимитов стратегических вооружений, не уничтожать ради него другие боевые системы  и сохранить эту прекрасную машину для страны.
Сегодня решение о восстановлении полноценной стратегической версии – Ту-22М3М,  принимается на фоне резкого сокращения количественного состава  Дальней авиации ВКС РФ. И поэтому даже модернизированные до полноценного формата «стратеги», общим числом около 30 штук, скорее всего без труда впишутся в нынешние лимиты.
Однако не стоит забывать вот о чем. Срок действия нынешнего базового соглашения между РФ и США о стратегических наступательных вооружениях истекает уже в 2021 году. Перспектива заключения новой договоренности, или хотя бы продления еще на пять лет ныне действующей, с учетом, мягко говоря, не вполне нормальных отношений между Москвой и Вашингтоном, более чем туманные.
Поэтому весьма велика вероятность того, что России, уже в недалеком будущем, придется обеспечивать свою безопасность в условиях отсутствия каких-либо  взаимных обязательств по сдерживанию гонки вооружений со своим основным потенциальным противником. А это предполагает готовность РФ к адекватному реагированию на новые стратегические вызовы, которые могут вслед за этим последовать.
Модернизация российской стратегической авиации может в этом смысле рассматриваться именно как подготовка к такому драматическому развитию событий. Тем более, что речь идет не только о Ту-22М3М. Ранее в этом году состоялась первая выкатка прошедшего глубокую модернизацию тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-160М. А буквально вчера минобороны РФ объявило о начале аналогичной программы в отношении патриарха российской дальней авиации – Ту-95МС.
Что же касается Ту-22М3М с его узлом дозаправки, то серьезность намерений российского руководства подтверждается недавним заказом минобороны на производство и поставку в войска 14 новейших самолетов-  заправщиков Ил-78М-90А. Причем, как отмечается, число заказанных воздушных танкеров может быть увеличено.
Помимо общей весьма негативной атмосферы российско-американских отношений,  перспектива перехода к отношениям в военной сфере на бездоговорную основу становится еще более реалистичной с учетом того факта, что военно-стратегические потенциалы России и США все больше разбалансируются. И свести их, так сказать, к «общему знаменателю» без самых существенных уступок одной из сторон может оказаться в принципе невозможно. Причем этой уступающей стороной будут в таком случае не США, а опять же Россия.
Причина тому вполне очевидна. Ракетно-ядерный потенциал США последние четверть века находится в состоянии стагнации, если не одряхления и упадка. Все проводимые в Штатах  эксперименты с созданием качественно новых боевых систем на сегодняшний день не дали ощутимого результата. Основой американской стратегической мощи и сегодня остаются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) «Минитмен 3», которые все чаще падают во время тестовых пусков.  Тяжелые бомбардировщики Б-52, у которых в полете отрываются двигатели. И  подводные лодки класса «Огайо», замены которым пока не видно. Все эти «пепелацы»  родом из 50-70 х годов прошлого века.
Россия, тем временем, неустанно работала над  улучшением качественных характеристик своего стратегического оружия. И упомянутая выше тотальная  модернизация его авиационного компонента, только одно из направлений этой работы. На этапе принятия на вооружение тяжелые МБР «Сармат»  с гиперзвуковыми маневрирующими боеголовками. Ничего похожего у США сегодня не видно даже  на горизонте. В стадии предсерийного производства крылатые ракеты с ядерным двигателем и неограниченным (кругосветным) радиусом действия. В Америке ни о чем таком до недавнего объявления Путина даже не подозревали. В той же продвинутой к реальной боеготовности стадии находится и комплекс стратегического беспилотного подводного оружия «Посейдон». Который и вовсе является уникальной прерогативой России, поскольку именно открытое в океаны побережье США представляет для этого, по сути геофизического, оружия идеальную цель. И это еще далеко не полный перечень уникальных российских  новшеств, полностью ломающих традиционный  военный баланс. И делающих практически беспредметными любые переговоры по СНВ, а равно и невозможным  заключение с США нового соглашения о стратегических вооружениях.
Тем более, что нынешняя Россия, в отличие от брежневско-горбачевского Советского Союза, ни на какие односторонние уступки в военной сфере, тем более фундаментального характера, уже не пойдет. Потому что «по самое не могу» научена горьким опытом безоглядного доверия к западным «партнерам», которые этого явно не заслуживали. После такого урока, стоившего нашей стране потери огромной части территории и почти половины населения, понимание того, что лучшими и неизменно верными союзниками России являются только ее армия, авиация и флот стало окончательным и бесповоротным. А раз дело обстоит именно так, то эти лучшие союзники России должны быть всегда  самыми могучими и боеспособными в мире. И любое новое соглашение с кем бы то ни было по военным вопросам,  должно быть основано только на обязательном  учете этого не подлежащего сомнению и многократно проверенного  историей императива.

 

Комментариев нет: