Украина - это Россия 25 лет назад

Взгляд на Украину после первого майдана неизбежно отличается у жителя Харькова и Москвы. Тем более, взгляд-2009 от взгляда-2018. И, тем не менее, я не стал менять ни одного слова из своей статьи "Украина - это Россия 15 лет назад". Уж очень интересно взглянуть на себя 9 лет спустя:

«Только тогда революция чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Судя по тому, как защищает себя «оранжевая революция» она не стоит НИЧЕГО. Я не отказываюсь от своих слов, сказанных сразу после Майдана – он был нужен только для одной цели. Показать власти, что народ не быдло. Что уголовнику-рецидивисту не место в кресле президента. Убежден я в этом и сейчас. Только убедился на собственной шкуре, что дурак, вообразивший себя мессией намного хуже и страшнее для страны.
Шёл первый год работы ОО "Великая Русь"

Мои московские родственники все уши прожужжали, восхищаясь демократией и свободами на Украине. Мои робкие возражения отметались с порога. «Пожил бы в Москве», «тоталитарное государство», «КеГеБешный кровавый режим», далее понятно. Но самое поразительное, что все эти дядьки и тетки искренне сокрушались, что лишены наших возможностей. «Украинцы сами решают свою судьбу, широко шагнув из тоталитарного прошлого в светлое демократическое завтра».

Любимые мои родственники, отставные подводники, переводчики, художники, учителя. Всем вам хватило одной поездки на историческую Родину для осознания своих подсознательных решений. Поездив по нашим дорогам и посмотрев на реалии нашей действительности они, наконец-то поверили в очевидное. Все эти годы они голосовали за «ненавистного Лужкова» вовсе не потому, что он добрый, честный или демократ. Они голосовали за него, потому что в Москве «с каждым днем все радостнее жить».

Нет, там далеко не все хорошо. Но главное – с каждым днем хоть немного, но лучше. И за Путина-Медведева голосуют не потому, что бояться 10 лет каторжного расстрела, а потому что видят власть, отчасти заменившую батюшку-царя, жесткого и справедливого. «Мужик сказал – мужик сделал». До родственничков дошло наконец, что это московские пенсионеры на пенсию кроме 3-комнатной квартиры в состоянии содержать еще и пару машин с дачей. Именно с дачей – загородным именьицем со всеми благами цивилизации, а не с 6 сотками каторжных работ. И что никакой демократией уже очевидную разницу в уровне жизни не заменишь. А после этого пришло и понимание того, что никакого шага вперед Украина не сделала.

Это был прыжок. Только назад, в прошлое. В то самое прошлое, из которого Россия долго и трудно выходила в 90-е. С революционерами 93-го, демократами Белого Дома и раздачей регионам свободы и полномочий «сколько они смогут откусить». Десятками тысяч убитых и искалеченными судьбами откликнулась борьба за идеалы демократии. 4 года в Чечне безнаказанно измывались над стариками и детьми, убивали преданных политиками солдат, а демократы подписывали мирные соглашения и жали руки убийцам рожениц и похитителям детей. Был, был в России и Майдан у Белого Дома, и снесенный Дзержинский, и открытие архивов КГБ с торжественной передачей всем желающим, и демократизаторы Гайдаро-чубайсы, отвергавшие тоталитарное прошлое и за 500 дней готовые построить русский демократический рай.

Эти люди много и хорошо говорили. Очень много и очень хорошо. Говорили, говорили, говорили….. Слава богу, караул устал. Народ получил такую прививку от демократии, что слова "демократ" и "либерал" еще долго будут в России бранными.

И пришли другие люди. Не добрые и не демократичные. Которые пообещали, что бандитов будут «мочить в сортире», что в России нет демократии и в ближайшие годы не предвидится, что до этой самой демократии еще дорасти необходимо. И за несколько лет стала заметна разница между вчера и сегодня. Впервые за 20 лет даже появилась надежда на некое светлое «завтра». Перестали взрываться жилые дома и захватываться школы, тонуть подводные лодки и как-то незаметно оказалось, что всех бандитов уже «замочили». Иногда даже в иностранных сортирах. Рай не наступил, но лучше стало. Властям начали доверять. Шутка сказать, даже в кризис деньги не отобрали и депозитов не лишили. Да себе такого даже самый демократичный демократ Горбачев не позволял.

А на Украине происходит то же самое, что и в России первой половины 90-х. За шумной кампанией, громкими лозунгами и обещаниями всем всего и побольше не пришло ничего. Кроме непрерывной череды выборов и перевыборов, создания и распада коалиций, приватизаций и передела собственности и власти. Я не знаю, по какой причине: то ли они хотели, но не могли, то ли и не хотели и не могли, а просто выбрали такой способ получить власть, деньги и освобождение от ответственности. А может у них изначально была совсем иная задача, которая уже почти выполнена. Теперь это уже не важно.

В результате Украина установила поистине впечатляющий рекорд. Ведь при всей любви к России, как стране, как к Родине любого русского (в самом широком смысле) мы все знаем, что более нелепой по своему устройству страны, чем Россия, нет. Оказалось, что есть. Украина еще дурнее и нелепее. Газовая война эту нелепость представила в совершенно гротескной анекдотичности. Надо умудриться вести дела так, чтобы выглядеть в конфликте с Россией хуже России! Ведь всем давно известно, что Россия чуть ли не официально еще с царских времен объявлена виноватой во всем. В любом конфликте России с кем бы то ни было все в первую же секунду осудят Россию. И даже разобравшись постепенно, в чем дело, все равно будут симпатизировать не России.

Это более чем ярко проиллюстрировала 5-дневная война в Осетии, когда безумный Саакашвили вызывал у мира куда больше симпатии и доверия, чем русские. Даже сегодня, когда все уже убедились, что в ночь открытия Олимпиады гвардейцы Саакашвили убивали миротворцев и расстреливали «Градами» мирный город, Россию осуждают. Осуждают за те же действия, за которые хвалят Америку. Это еще нагляднее продемонстрировала последняя из ежегодных газовых войн. Да, все прекрасно знали, что Украина не заключила договор, да, все прекрасно знали, что уже 5 января украинский суд запретил транзит российского газа по территории Украины. Ну и что? Все равно Украина по определению права. Или если и не права, то уж конечно менее неправа, чем Россия.

Украина свингует, фестивалит, зажигает, гонит — куражится, короче говоря. Проявляя чудеса смекалки и изобретательности, чтобы не вести переговоров; чтобы, ведя их, не подписывать; чтобы, подписывая, дописывать что-то ночью от руки; чтобы уже переподписанное все равно не выполнить. Украина не может платить за газ. Ей нечем платить за газ. Даже неважно — "политическую" цену или рыночную. И сейчас это еще более очевидно. Меньше 4 месяцев прошло с возобновления поставок в январе, а Украина снова признала, что денег платить за газ нет и взять их негде. Весь мир, конечно, любит демократическую Украину и осуждает тоталитарную Россию, но денег давать не хочет. МВФ дает, но мало и с условиями тратить деньги исключительно на возврат денежек собственникам банков (случайно – иностранцам из тех же стран-доноров МВФ).

Происходящее сейчас на Украине борьба всех со всеми – это национальный позор. Может быть, это будет какой-то хитрой личной победой Тимошенко или другого человека и стоящих за ними кланов, но для светлых революционных идей — это позорное поражение.

Да, в Украине по-прежнему есть свобода слова. Есть свобода выборов, шествий и митингов. Правда с поправкой на административный ресурс. Скажем, вы можете поставить памятник советским солдатам-освободителям, если успеете при жизни согласовать все документы. Памятник Шухевичу вы можете поставить моментально. Его даже милиция будет круглосуточно охранять. И ветераны дивизии СС могут свободно отмечать день победы над фашизмом. Это — обязательные условия демократии. Украинской. Но единственные.

Демократию же в остальном мире укрепляют не столько слова, сколько реальные дела. Непрерывное переругивание всех украинских политиков в прямом эфире как минимум три дня в неделю заставляет усомниться, что они еще чем-то заняты. Наблюдать за президентом совсем не маленькой страны с громадными проблемами, рассиживающего в кресле под сенью двух флагов в центре студии и разглагольствующего о героическом вкладе Мазепы в развитие украинско-шведских отношений и решающем вкладе Бандеры в победу над фашизмом очень интересно из заграничного далека. Желательно, с борта собственной океанской яхты. Живя на Украине и на собственной шкуре чувствуя, чем этот самый президент НЕ ЗАНИМАЕТСЯ, начинаешь тихо сатанеть.

Смысл демократии не в непрерывной дискуссии о чем угодно, а в том, чтобы жизнь людей становилась лучше или была хотя бы просто нормальной. Демократия — не цель, а средство. Этого не поняли в 90-е годы российские демократы — и проиграли. Этого не понимают сегодня украинские демократы (если им вообще есть в данный момент дело до осмысления таких философских высот).

В России поражение демократии привело к установлению жесткого правления, выросшего на почве гордости жителей великой Державы за себя и свою страну. На Украине таких настроений исторически нет и быть не может. Просто потому, что такого государства отродясь не было. Была Киевская Русь, было единое славянское государство. Был СССР, одной из важнейших частей которого являлась Украина. А отдельно Украины не было никогда. И никто реально за нее не боролся. Независимость получили «на халяву», «безд-возд-мезд-но, проще говоря – даром». Украинцы не мыслят категориями сверхдержавы, и категориями державы не мыслят тоже.

Поэтому авторитарному правителю будет сложнее утвердиться. Сложнее, но это не значит, что такого не может быть. Опыт доказывает, что граждане охотно променяют ощутимую стабильность и гарантированную колбасу на иллюзию свободы и право голодать.
Даст Бог, худшего удастся избежать, но "оранжевой" революции приходит конец. Это обидно потому, что хотелось получить живой пример того, что на бывшей советской территории возможно построение процветающего демократического общества. До сих пор все попытки это сделать завершались неудачей.

Что в общем и должно было произойти в полном соответствии с классикой политэкономии: «Смена социально-экономических формаций демократическим путем НЕВОЗМОЖНА». Любая попытка нарушить законы развития общества оборачивается куда более страшными последствиями, чем игнорирование законов физики. Сунув два пальца в розетку вас тряхнет немедленно и сразу. Только вас и только раз. Если вы конечно не мазохист или идиот. А на Украине трясет десятки миллионов человек и конца-краю пока не видно. Очень хочется верить, конец демократии уже близок.

Мне не хочется жить в демократически и свободно разваливающей стране.

Мне за Державу обидно.
 
 
 

2 комментария:

  1. =А на Украине трясет десятки миллионов человек и конца-краю пока не видно. Очень хочется верить, конец демократии уже близок.=
    Хера с два ты этого дождьошся.
    Не нравится жить В Украине? Ехай на@уй к родственникам в мацкву, пока поезда ещьо ходят.
    Слава Украине

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не только едут. но и бегут в разных направлениях. Не видишь. ущербный?

      Удалить