Пришёл тот, кого жители Украины с ужасом ждали

Умные учатся на чужих ошибках. Дураки даже на своих собственных ничему научиться не могут
Все граждане Украины, пребывающие сейчас в расслабленном отпускном и предотпускном состоянии и оценивающие свое благосостояние по наполненности холодильника, озирающиеся на застывший уже полгода на отметке 26…26,2 грн/дол курс гривни и испытывающие от этого некое умиротворенное состояние, ну, типа, хуже уже не будет, худшее мы уже пережили, даже понятия не имеют, что им приготовил на осень их неугомонный Кондитер.

 Все их надежды, что, мол, до выборов 2019 ничего страшного не произойдет, если он хочет переизбраться на второй срок, такие же утопичные, как и надежды Директора Шоколадной фабрики воплотить свои планы в жизнь и усидеть в кресле главы государства, больше напоминающем раскаленную сковородку. Самое смешное, что Поедатель Конфет даже и не скрывает своих намерений поправить свои дела за счет кошельков своих подопечных.

Меня удивляет только наивность моих сограждан, совершенно напрасно считающих, что этого не будет. Будет, дорогие мои, еще как будет.

Да, собственно, НБУ (Нацбанк Украины, перевожу для тех, кто не в курсе) и не скрывает этого и прямо открытым текстом свои планы и публикует.

Но мои наивные скакуны в кастрюлях и без даже не читают подобных документов. Какая, мол, разница, мы все равно там ничего не понимаем, что он там написал — какая-то белиберда для продвинутых очкариков с финансово-экономическим образованием. Машины ездят, чувихи сидят по кафе, солнце палит, агрессор загибается — все нормально, все путём!

Должен вас категорически разочаровать, дорогие мои лопоухие сограждане.

Вы доживаете последние деньки видимого благополучия и спокойствия, НБУ побеспокоился о вас, чтобы вам жизнь малиной не казалась.

Осталось максимум 30 дней, пристегните ремни, взлетаем! Кто не спрятался — я не виноват, НБУ всех предупредил. Если вы не читаете надписи, типа, «Не стой под стрелой!», «Не влезай — убьет!», «Опасно — высокое напряжение!» — это ваши проблемы! Вас предупредили, вы не поверили — понадеялись на Петю? Надейтесь и дальше — не сомневаюсь, он вас учтет в своем завещании.

Казалось бы, за 4,5 года можно было уже привыкнуть — вас имеют в жесткой форме, вами затыкают все проблемы этого некогда благополучного (господи, было же время!) государства, вашими трупами Петя уже вымостил себе дорогу в ад, хотя по причине врожденной патологической тупости еще надеется, что ему удастся отпетлять.

Не надейся, Петя, не удастся! Ответишь за все по полной! Но вам, дорогие мои сограждане, на том свете от этого будет не легче, что забулдыга-Кондитер ответит за все и будет давать показания в Гаагском трибунале (и это еще лучший для него исход, гораздо хуже будет повторить судьбу Чаушеску и оказаться подвешенным вниз головой на каком-нибудь дереве вдоль Хрещатика, причем, вешать будет даже не Путин, а бойцы нацбатов, которых он сам же и выпустил из их бендеровских схронов и прочих покрытых паутиной ОУНовских подвалов, где они хоронились все это время).

Ладно, оставим судьбу Кондитера прокурору и вернемся на нашу грешную землю, чтобы понять, какую-такую подляну нам приготовил Нацбанк.

Цитирую пресс-релиз НБУ от 12 июля 2018 года:


    «Правление Национального банка Украины приняло решение повысить учетную ставку до 17,5% годовых с 13 июля 2018 года, чтобы вернуть инфляцию в рамки целевого диапазона в 2019 году».

Перевожу на общедоступный для непосвященных: учетная ставка, другое название — ставка рефинансирования, это процент, под который регулятор кредитует коммерческие банки. Повышая его, регулятор (это еще одно название Нацбанка) искусственно ограничивает доступ к кредитным деньгам клиентов коммерческих банков, (банки в результате автоматически поднимают свои внутренние проценты по кредитам, что делает заемные деньги недоступными или малодоступными для клиентов).

Тут пока все верно: ограничение ликвидности — один из распространенных инструментов сдерживания инфляции и НБУ им пользуется. Ликвидность — это количество денег, (как наличных, так и безналичных), обращающихся на рынке, инфляция — рост цен.

Надеюсь, пока все понятно. Беда только, что действия эти и их последствия имеют временной лаг до полугода и подвержены влиянию ряда других факторов.

А именно — оживлению внутреннего спроса, вызванного активной трудовой миграцией и связанным с ней значительным поступлением денег из-за рубежа от гастарбайтеров, наложенному на высокие инфляционные ожидания населения на фоне усиления рисков неполучения очередного транша МВФ и другого связанного с ним финансирования, плюс общее снижение интереса инвесторов к активам развивающихся стран.

Поэтому «более жесткая монетарная политика регулятора и призвана нивелировать эти негативные факторы и способствовать снижению инфляции до 5,8% на конец 2019 года, и до 5% в 2020 году». Это НБУ тешит себя надеждами (привожу по пресс-релизу).

Однако все эти замечательные шаги не мешают Нацбанку оставить прогноз инфляции на конец 2018 неизменным на уровне 8,9%. Объяснение простое:

Более быстрое, чем прогнозировалось, замедление инфляции в мае—июне текущего года будет нивелировано во 2-ом полугодии. Ведь в конце года ожидается более существенное, чем предполагалось ранее, повышение административно регулируемых цен и тарифов, направленное на приближение цен на газ на внутреннем рынке к цене импортного паритета, и соответствующее удорожание связанных с ними жилищно-коммунальных услуг.

Видите, НБУ ничего не скрывает — во 2-ом полугодии нас ожидает армагеддон!

Дальше — больше.

Этот фактор также будет влиять на уровень инфляции и в течение первых 3-х кварталов следующего года, что не позволит Национальному банку привести ее в пределы целевого диапазона ранее 4-го квартала 2019 года.

Однако этот фактор лежит за пределами влияния монетарной политики и, соответственно, ее инструменты не должны применяться для его нивелирования.

Т. е. НБУ фактически умывает руки и снимает с себя всю ответственность за происходящее. Он готов отвечать только за внутренний спрос, вызванный ростом зарплат и денежными переводами трудовых мигрантов, инфляционные ожидания населения и спад интереса инвесторов к украинским суверенным обязательствам вследствие глобальной тенденции выхода инвесторов из активов развивающихся стран.

Вот для этого он и поднимает ставку рефинансирования до 17,5%, пытаясь по дороге обуздать инфляцию, которую раскручивает правительство, в угоду МВФ поднимающее цену на газ для всех категорий пользователей.

Поражает степень откровенности НБУ, который в этом документе честно признается, что в наступающем году «рост реального ВВП замедлится до 2,5% (против ожидаемых — 2,9%) ввиду грядущей в 2019 году необходимости погашения значительных объемов государственного долга».

И все это на фоне «исчерпания эффектов повышения социальных стандартов, жестких монетарных условий, вызванных необходимостью возвращения инфляции к заявленной цели, а также сдержанности государственной фискальной политики». НБУ в этой ситуации уповает только на МВФ:


    «Национальный банк ожидает, что в 2018 году Украина получит около 2 млрд долл. от МВФ, а также связанные с ними кредиты от ЕС и Всемирного банка.

    Это позволит увеличить международные резервы до 20,7 млрд дол на конец текущего года. Однако в 2019 и 2020 годах из-за пиковых выплат по внешнему государственному долгу платежный баланс будет сведен с дефицитом, и международные резервы вновь упадут на уровень около 20 млрд долл».

Всё — конец цитаты. У меня только один вопрос — а что будет, если кредитов не дадут, как вам их не дают уже 1,5 года? На этот вопрос НБУ ответа не дает, уповая только на «дальнейшее продвижение в осуществлении структурных реформ, предусмотренных программой сотрудничества с МВФ.

Очень напоминает поговорку — дурень думкой багатие (переводить, надеюсь, не надо?). Нацбанк очень смахивает на этого дурня… Какие кредиты, ребята? Вы еще за прошлые не рассчитались!

Дальнейшее промедление с реализацией условий программы сотрудничества с МВФ уменьшает вероятность получения финансирования, предусмотренного этой программой, и все больше сужает окно возможностей в привлечении долговых ресурсов на международных рынках капитала, необходимых для осуществления пиковых выплат по государственному долгу в 2018–2020 годах.

Поэтому недополучение запланированных поступлений обостряет проблемы финансирования бюджетных расходов — честно констатирует проблему НБУ, так и не давая на нее ответа, ограничившись только обещанием и впредь повышать учетную ставку для нивелирования указанных проблем.

Но если Нацбанк из скромности своей не дал вам ответа на этот животрепещущий вопрос, то я дам вместо него.

Вас всех ждет гиперок! Гиперинфляция по-научному. Не факт, что уже этой осенью, но ждать осталось совсем не долго. Если вы себя не обнаружили в списках населения с «высокими темпами роста реальных зарплат на фоне активных миграционных процессов» и вам не светит стать получателем «денежных переводов от трудовых мигрантов», то это значит, что вы попали между молотом НБУ и наковальней правительства и вам предстоит на своей шкуре познать все прелести дикого капитализма, который живет по принципу:

«Нет денег — умри!». Как вы будете платить за квартиры, я не знаю?! И что вы будете жрать, если всё же заплатите, тоже?! Наверное, квитанции, запивая водой?

Но и правительство недоумков тоже можно понять, оно столкнулось с доселе неизведанной проблемой — доходы населения вдруг начали расти быстрее темпов роста экономики, что автоматически стало раскручивать маховик инфляции. Если вы себя не обнаружили в списках этих счастливчиков, у которых доходы выросли — ваши проблемы, а правительство вынуждено все же решать не ваши проблемы, а свои собственные, и, уж извините, что за ваш счет.

НБУ, надо отдать ему должное, в своем документе тоже отметил этот парадокс: «Базовая инфляция в июне замедлилась до 9,0% в годовом измерении и оказалась ниже ожидаемой. Впрочем, все еще высокое ее значение свидетельствует о сохранении значительного фундаментального инфляционного давления.

Что, в свою очередь, является результатом устойчивого роста потребительского спроса, обусловленного высокими темпами роста доходов, значительно превышающими темпы роста экономики».

Короче, во всем виноваты трудовые мигранты, которые своими доходами опередили загибающуюся нашу экономику и спровоцировали рост потребительского спроса, потянувшего за собой рост цен (инфляцию). Ничего умнее правительство не придумало, как поднять тарифы ЖКХ и цены на газ, а НБУ — поднять учетную ставку.

И если вы оказались посредине меж их молотом и наковальней — то это ваши проблемы. Езжайте на Запад или в РФ зарабатывать деньги, не можете — продавайте органы или квартиры. Проблемы индейцев шерифа, как известно, не волнуют! Дорога в ЕС оказалась долгой и никто не обещал, что в дороге будут кормить.

Однако, даже тем, кому все же удалось познать радость кажущейся стабильности, я ничего хорошего пообещать не могу — все мы входим в период турбулентности.

Пик ее придется на 2019–21 гг. Но уже и сейчас правительство недоумков столкнулось с перманентной проблемой нехватки валюты, что уже в конце июля (еще за месяц до ожидаемого сезонного роста курса доллара) привело к его росту и девальвации национальной валюты. Причин тому несколько:

1. Первая — массовый выход международных валютных спекулянтов, так называемых нерезидентов, из наших ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа) с фиксацией валютной прибыли.

Это все легко прогнозировалось, потому что ОВГЗ были краткосрочными, со сроками погашения 3–6 мес., и укрепление гривны, как раз, тогда и было связано с продажей нерезидентами валюты для вхождения в них (а продавались ОГВЗ только за гривню).

Но сказочка была не долгой, пришла пора фиксировать прибыль, (а доходность там бешеная — 17% годовых в гривне, что не удивительно с такой учетной ставкой), и на фоне падения интереса инвесторов к активам развивающихся стран они стали покидать нашу гавань, совершенно справедливо полагая, что ничего хорошего ее уже не ждет.

Что и привело к дисбалансу спроса и предложения по валюте на МВБ и, как следствие, к росту курса доллара и девальвации гривны.

2. Вторая причина нехватки валюты — падение экспорта украинской стали в страны ЕС, а вместе с этим и валютных поступлений от экспортеров в бюджет в виде налогов. Причина: заградительные пошлины ЕС на нашу сталь, которое так защищает своих производителей, которым стало некуда сбывать свою продукцию из-за аналогичных заградительных пошлин США, перекрывших доступ европейской стали на свой рынок (США так выравнивает отрицательный торговый баланс с ЕС).

Тут надо отметить, что этого никто не ожидал и торговые войны, развязанные Дональдом Трампом, стали неприятной неожиданностью не только для европейцев, но и для украинских недоевропейцев, бумерангом получившим по рогам.

Но нам, гражданам этой недостраны, от этого не легче.

3. Что будет, когда упадут пока еще держащиеся на высоких отметках цены на основные статьи нашего экспорта — зерно и руду, я не знаю. Знаю только одно — тогда уже никакая ставка рефинансирования нас не спасет.

При ухудшении внешней экономической конъюнктуры обвал будет стремительным, и мы познаем на своей шкуре такое понятие, как «венесуэлизация страны», когда не «зимбабвой» уже будут пугать украинцев, а «украиной» будут пугать жителей Зимбабве и Венесуэлы.

Резюме

Всех, кто думал, что все самое худшее за эти 4 года после революции лузеров он уже познал и пережил, я должен разочаровать — самое худшее только начинается, до этого это были игрушки. Игрушки закончились, начинается суровая правда жизни, с выселением из квартир за долги (А что, нельзя? Ведь за это стоял Майдан!), с массовым бегством наиболее активного и мобильного населения за рубеж в поисках работы, с бандитизмом, разбоем и грабежами прямо на улицах, (про квартирные кражи уже молчу — это вообще стало нормой нашей жизни, еще раз спасибо Майдану!).

А что — какие претензии к нашей беспомощной полиции? Вы видели, кого туда набрали?!

Они там практически бессильны перед волной преступности, захлестнувшей наши города, самим бы спастись! И берегите органы (уже свои — внутренние) — закон, упрощающий их трасплантацию уже принят, теперь бандиты могут взяться и за них.

Украина рискует познать те самые лихие 90-ые, через которые в свое время прошла Россия, задев нас лишь по касательной. Теперь нас ждет концентрированная выжимка из них, возведенная в 4-ю степень. И свет в конце туннеля увидят далеко не все. Или, как говорит наш безмозглый столичный мэр, оставивший последние мозги на ринге:

«Сегодня в завтрашний день не все смогут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто сможет это делать». Вы что-нибудь поняли? А киевляне живут с этим чудом уже 4 года!

Люди, пережившие 90-ые, наверное, еще не забыли назойливую рекламу тех лет: «Колгейт защищает ваши зубы с утра и до вечера», а ночью… А ночью, дорогие мои, приходит кариес! Так будет и с нами, господа! Все эти годы Петя нас защищал от пагубных последствий Майдана с утра и до вечера, но спустя 4 года ночью пришел… Нет, не Путин! Увы!.. Темной августовской ночью пришел тот, кого вы так долго с ужасом ждали — гиперок, господа!

А вы думали, зачем эти недоумки заблаговременно наштамповали железных денег по 2, 5 и 10 гривен, размером с 2 копейки и пятак? Недоумки знали, к чему все идет — готовились заранее! Очень скоро 10 грн будут валяться на дороге и никто не наклонится, чтобы поднять. И что?.. И ничто!.. Спасибо тов. Пете за наше счастливое детство! И не говорите, что вас не предупреждали!

P. S. Меж тем, дефицит государственного бюджета Украины по итогам первого полугодия 2018 года составил 9,78 млрд гривен. Об этом сообщает пресс-служба Государственной казначейской службы. Также отмечается, что в прошлом году госбюджет за этот период был сведен с профицитом 29,04 млрд гривен. На фоне этого в Украине начали наблюдаться массовые задержки пенсий, о которых органы власти не сразу проинформировали население.

Кассовый разрыв (отрицательная разница между приходом и расходом) в Пенсионном фонде составил около 3 млрд грн. Это коснулось пока 1,2 млн пенсионеров.

P. P. S. Видите, я вас не обманул. Все начинает сбываться. И это вы еще не увидели свои платежки за август (с 1 августа тарифы на газ вырастут — что-то будет в октябре—ноябре…). Вангую — курс доллара к концу года на уровне 30 грн/дол. Уже в сентябре пробьем отметку 28. А что вы хотели? Вы видели, какой курс заложен в бюджет на этот год? 29,3 грн/дол!

Как вы при текущем курсе на 3 гривны меньше профинансируете все статьи расходов, заложенные в него? Вот и у Гройсмана те же проблемы… Деваться некуда — надо поднимать. И это только начало! Так что пристегните ремни — взлетаем!

Владимир Волконский


Комментариев нет: