Заробитчанская экономика
Одной из самых ярких примет нынешних времен на Украине стало «заробитчанство», которое и до 2014 года было весьма распространено (особенно на Западной Украине), а после «Революции достоинства» приняло и вовсе повальный характер.
«Постоянно за границей работает более 3 млн 200 тысяч украинских граждан», - сообщил министр социальной политики Андрей Рева. При этом, по его словам, ездят за рубеж на заработки, которые часто имеют сезонный характер, значительно большее количество украинцев. «В этом процессе, по нашим оценкам, принимает участие до 9 млн украинских граждан», - добавил министр.
Учитывая, что численность трудоспособного населения Украины, по данным Гостата, составляет 17 млн. человек, то получается, что речь идет о более, чем половине трудоспособных граждан. Неудивительно, что денежные переводы граждан из-за рубежа (а также те средства, которые заробитчане привозят домой в карманах) позволяют сохранить платежный баланс, не дают гривне уйти в глубокое пике, а Нацбанку, приводя цифры покупки и продажи валюты населением, бодро рапортовать о росте доверия к национальной денежной единице, хотя речь просто о переводе в неё привезенных денег для повседневных нужд.
По оценке Европейского банка реконструкции и развития, денежные переводы из-за рубежа обеспечили 8,5% ВВП страны. В общем, можно смело сказать, что рабочая сила стала важнейшей экспортной позицией Украины. Но может ли давать повод для радости, тем паче – гордости, как пытаются подать такую ситуацию наиболее отмороженные «еврооптимисты» На самом же деле, даже если отбросить гуманитарные моменты, «заробитчанская» экономика – это прямой путь в никуда.
Чтобы убедится в этом, давайте представим условного рабочего-судосборщика (к слову, это весьма востребованная в мире специальность). Он работает на украинском предприятии, которое производит продукцию, вносит свой вклад в ВВП, платит налоги. Рабочий со своей зарплаты также платит немалые налоги (пусть формально это делает работодатель с фонда заработной платы) и наконец, с «тем, что осталось» идет в магазин, создавая последнему выручку, с которой его владелец также заплатит налоги.
Но вот наш судосборщик уехал за рубеж и из всей этой цепочки остался последний пункт, магазин, куда он принес свои заработанные на чужбине деньги, да и то далеко не все, поскольку пребывая основную часть времени по месту заработка, он должен там на что-то жить. Вот и недоимка госбюджета. А ведь государство должно лечить и учить членов семьи гастарбайтера, платить пенсии его родителям, поддерживать порядок и инфраструктуру в городах, в которых они живут и т.д. и т.п.
Как известно, если где-то убудет, то где-то прибудет. Пока государство-«донор» несет указанные издержки, «принимающая сторона» имеет сплошной профит – ей нужно платить гастробайтеру только его непосредственную зарплату, экономя на связанных с ним и его семьей социальных издержках и гарантиях.
И это еще не все. Возможно, сказанное мной ниже вызовет неоднозначную оценку, но мы рассматриваем ситуацию с чисто экономической точки зрения. Отток рабочей силы за рубеж, понятное дело, снижает напряженность на рынке труда. Будем откровенны, хотя и чиновники и, тем паче, оппозиционеры много говорят о безработице, в реальности к числу наиболее острых проблем Украины она не относится. При желании и необходимости работу найти можно (уровень оплаты – другой вопрос), на что указывает и такой достаточно точный индикатор последнего времени, как соцсети. Среди множества жалоб на тяжесть бытия и просьб, с которыми пользователи обращались к своим френдам, мне не попадались просьбы о помощи в трудоустройстве.
Более того, куда чаще можно услышать жалобы работодателей на проблемы с подбором кадров. Конечно, всем им можно дать простой совет – платить побольше и «люди к вам потянутся», но будем объективны – далеко не все из них купаются в сверхприбылях, рост зарплат означает рост издержек, а значит и рост цен на производимые товары и услуги, снижение конкурентоспособности.
И понятно, что причина этих «проблем», заставляющих украинских работодателей все-таки поднимать зарплаты в конкуренции с работодателями зарубежными, к которым едут заробитчане. Причем за коммерческим сектором приходится «подтягиваться» и государственному, как из политических, так и сугубо практических соображений, чтобы и там все работники не разбежались. Т.е. в конкуренции с зарубежными работодателями нужно видеть основную причину роста дохода украинцев на 30% в минувшем году (пусть официальные статистики и, как водится, приукрасили картину), о котором с такой гордостью объявило правительство.
Но ВВП при этом вырос, опять-таки, по официальным данным, всего на 2,3%! Т.е. платить стали больше, но брать эти деньги неоткуда, поскольку экономика так и не заработала. Поэтому совершенно неудивительно появление дыры в бюджете на 60 млрд. гривен, мизерные остатки на Едином Казначейском Счету и задержки пенсий, впервые с 2000 года.
Пришлось власти озадачиться. Самые радикальные предложения вносит министр социальной политики Андрей Рева, раз за разом предлагающий все новые способы «убедить» заробитчан платить на Родине налоги и социальные взносы. Ну а премьер Гройсман, как и положено публичному политику, думающему о собственном рейтинге, выступил «добрым следователем»:
«Что нужно, чтобы украинцы не ездили по миру на заработки. С одной стороны, создавать рабочие места за счет инвестиций и нормальные условия жизни в Украине. С другой, обеспечивать подготовку квалифицированных кадров, чтобы люди могли себе найти хорошую работу. Поэтому мы начали реформу профессионально-технического образования: вводим региональный заказ кадров, переориентируем образование на те профессии, которые реально востребованы, меняем материальную и методическую базу, чтобы по этим профессиям ученики получали качественное образование».
Трудно не согласится с Владимиром Борисовичем, но как не вспомнить, что именно его правительство развалило и без того «не пышущею здоровьем» систему среднего профессионально-технического образования, в 2016 году взвалив бремя её финансирования на местные бюджеты. Да и где гарантии, что получивший востребованную специальность молодой человек не использует её именно для удачного трудоустройства за рубежом, что в значительной мере происходит и сегодня (и снова отметим, что «чужие дяди» получают готового специалиста, обучение которого оплатило другое государство). Что же касается привлечения инвестиций, то об этом любили рассуждать абсолютно все правители Украины за 27 лет «незалежности», только результаты неутешительные, причем самые провальные у нынешней власти.
Да и могло ли быть по другому, в свете того, «за что стоял Майдан»? «Заробитчанство» стало бичом всех восточноевропейских экономик, ранее Украины вступивших на путь евроинтеграции, но их отчасти выручают (пока) финансовая помощь от ЕС, частично компенсирующая убытки от «импорта» в высокоразвитые страны ЕС рабочей силы. Единственным исключением, страной, демонстрирующей хорошие экономические показатели, является Польша, но по мнению практически всех экспертов, главная его причина в украинских заробитчанах, заменивших уехавшего в Англию или Германию «польского сантехника».
«Общая Европа. Более миллиона поляков работают в UK. Более миллиона украинцев работает в Польше. Идём вместе», - не скрывает своего восторга экс-премьер Швеции Карл Бильдт, один из ведущих теоретиков и практиков глобализма. По сути же, Украина представляет низшее звено своеобразной миграционной цепочки: жители Восточной Европы, стран — новых членов ЕС стремятся попасть в Европу «старую», а многие украинцы на постоянной или временной основе трудятся в Польше, Чехии...
И возмещать Украине ущерб от потери самого дорогого ресурса любого государства (кроме, разве что, арабских нефтяных княжеств) – его работящих, квалифицированных граждан, никто не намерен. Евроассоциация, как известно, отличается от полноценного членства тем же, чем законный брак (в котором, к слову, очень часто действительность расходится с ожиданиями) от «приходите вечером на сеновал».
И ведь так «было задумано» с самого начала. Когда Янукович никак не соглашался выполнить условие подписания соглашения об ассоциации, связанное с освобождением Тимошенко, такой авторитетный политик, как бывший президент Европейской комиссии (т.е. «первое лиц» Евросоюза), бывший председатель Совета министров Италии Романо Проди среди прочего объяснял выгоду соглашения для ЕС (для «своих») тем, что оно «открывает для Евросоюза новые рынки и новые инвестиционные возможности, а также содействует притоку новой рабочей силы»».
И что характерно, для обеспечения такого движения не нужно никаких межгосударственных соглашений. Ограничения на выезд из собственной страны ныне действуют только в двух-трех диктаторских странах. ЕС сам решает кого и на каких условиях пускать к себе. Но при этом нужно «обеспечить» другое – низкий уровень жизни и огромную безработицу в стране «исхода», чтобы у её жителей не было иного выхода, кроме как искать средства к существованию на чужбине, а вот это как раз «выборенная» Майданом евроинтеграция полностью обеспечивает.
А ведь наши, извините, «евроидиоты» ждали, что ЕС будет подтягивать Украину до своего уровня, «по большой и чистой любви», как соотечественник Романо Проди из фильма «Формула любви» в исполнении Александра Абдулова. Кстати, несколько ранее г-н Проди четко сказал: «Ну и что, что жители Украины считают себя европейцами. Жители Новой Зеландии или Австралии, гораздо более близки к европейской ментальности и традициям. Но это же не значит, что когда-нибудь Австралия или Новая Зеландия вступят в ЕС». В общем, «приходите вечером на сеновал».
И ничего другого, как следования интересам своих хозяев, которым Украина нужна как питомник дешевой и непритязательной рабочей силы, от приведенных к власти Евромайданом марионеток Запада ждать не приходится.
Дмитрий Славский
«Постоянно за границей работает более 3 млн 200 тысяч украинских граждан», - сообщил министр социальной политики Андрей Рева. При этом, по его словам, ездят за рубеж на заработки, которые часто имеют сезонный характер, значительно большее количество украинцев. «В этом процессе, по нашим оценкам, принимает участие до 9 млн украинских граждан», - добавил министр.
Учитывая, что численность трудоспособного населения Украины, по данным Гостата, составляет 17 млн. человек, то получается, что речь идет о более, чем половине трудоспособных граждан. Неудивительно, что денежные переводы граждан из-за рубежа (а также те средства, которые заробитчане привозят домой в карманах) позволяют сохранить платежный баланс, не дают гривне уйти в глубокое пике, а Нацбанку, приводя цифры покупки и продажи валюты населением, бодро рапортовать о росте доверия к национальной денежной единице, хотя речь просто о переводе в неё привезенных денег для повседневных нужд.
По оценке Европейского банка реконструкции и развития, денежные переводы из-за рубежа обеспечили 8,5% ВВП страны. В общем, можно смело сказать, что рабочая сила стала важнейшей экспортной позицией Украины. Но может ли давать повод для радости, тем паче – гордости, как пытаются подать такую ситуацию наиболее отмороженные «еврооптимисты» На самом же деле, даже если отбросить гуманитарные моменты, «заробитчанская» экономика – это прямой путь в никуда.
Чтобы убедится в этом, давайте представим условного рабочего-судосборщика (к слову, это весьма востребованная в мире специальность). Он работает на украинском предприятии, которое производит продукцию, вносит свой вклад в ВВП, платит налоги. Рабочий со своей зарплаты также платит немалые налоги (пусть формально это делает работодатель с фонда заработной платы) и наконец, с «тем, что осталось» идет в магазин, создавая последнему выручку, с которой его владелец также заплатит налоги.
Но вот наш судосборщик уехал за рубеж и из всей этой цепочки остался последний пункт, магазин, куда он принес свои заработанные на чужбине деньги, да и то далеко не все, поскольку пребывая основную часть времени по месту заработка, он должен там на что-то жить. Вот и недоимка госбюджета. А ведь государство должно лечить и учить членов семьи гастарбайтера, платить пенсии его родителям, поддерживать порядок и инфраструктуру в городах, в которых они живут и т.д. и т.п.
Как известно, если где-то убудет, то где-то прибудет. Пока государство-«донор» несет указанные издержки, «принимающая сторона» имеет сплошной профит – ей нужно платить гастробайтеру только его непосредственную зарплату, экономя на связанных с ним и его семьей социальных издержках и гарантиях.
И это еще не все. Возможно, сказанное мной ниже вызовет неоднозначную оценку, но мы рассматриваем ситуацию с чисто экономической точки зрения. Отток рабочей силы за рубеж, понятное дело, снижает напряженность на рынке труда. Будем откровенны, хотя и чиновники и, тем паче, оппозиционеры много говорят о безработице, в реальности к числу наиболее острых проблем Украины она не относится. При желании и необходимости работу найти можно (уровень оплаты – другой вопрос), на что указывает и такой достаточно точный индикатор последнего времени, как соцсети. Среди множества жалоб на тяжесть бытия и просьб, с которыми пользователи обращались к своим френдам, мне не попадались просьбы о помощи в трудоустройстве.
Более того, куда чаще можно услышать жалобы работодателей на проблемы с подбором кадров. Конечно, всем им можно дать простой совет – платить побольше и «люди к вам потянутся», но будем объективны – далеко не все из них купаются в сверхприбылях, рост зарплат означает рост издержек, а значит и рост цен на производимые товары и услуги, снижение конкурентоспособности.
И понятно, что причина этих «проблем», заставляющих украинских работодателей все-таки поднимать зарплаты в конкуренции с работодателями зарубежными, к которым едут заробитчане. Причем за коммерческим сектором приходится «подтягиваться» и государственному, как из политических, так и сугубо практических соображений, чтобы и там все работники не разбежались. Т.е. в конкуренции с зарубежными работодателями нужно видеть основную причину роста дохода украинцев на 30% в минувшем году (пусть официальные статистики и, как водится, приукрасили картину), о котором с такой гордостью объявило правительство.
Но ВВП при этом вырос, опять-таки, по официальным данным, всего на 2,3%! Т.е. платить стали больше, но брать эти деньги неоткуда, поскольку экономика так и не заработала. Поэтому совершенно неудивительно появление дыры в бюджете на 60 млрд. гривен, мизерные остатки на Едином Казначейском Счету и задержки пенсий, впервые с 2000 года.
Пришлось власти озадачиться. Самые радикальные предложения вносит министр социальной политики Андрей Рева, раз за разом предлагающий все новые способы «убедить» заробитчан платить на Родине налоги и социальные взносы. Ну а премьер Гройсман, как и положено публичному политику, думающему о собственном рейтинге, выступил «добрым следователем»:
«Что нужно, чтобы украинцы не ездили по миру на заработки. С одной стороны, создавать рабочие места за счет инвестиций и нормальные условия жизни в Украине. С другой, обеспечивать подготовку квалифицированных кадров, чтобы люди могли себе найти хорошую работу. Поэтому мы начали реформу профессионально-технического образования: вводим региональный заказ кадров, переориентируем образование на те профессии, которые реально востребованы, меняем материальную и методическую базу, чтобы по этим профессиям ученики получали качественное образование».
Трудно не согласится с Владимиром Борисовичем, но как не вспомнить, что именно его правительство развалило и без того «не пышущею здоровьем» систему среднего профессионально-технического образования, в 2016 году взвалив бремя её финансирования на местные бюджеты. Да и где гарантии, что получивший востребованную специальность молодой человек не использует её именно для удачного трудоустройства за рубежом, что в значительной мере происходит и сегодня (и снова отметим, что «чужие дяди» получают готового специалиста, обучение которого оплатило другое государство). Что же касается привлечения инвестиций, то об этом любили рассуждать абсолютно все правители Украины за 27 лет «незалежности», только результаты неутешительные, причем самые провальные у нынешней власти.
Да и могло ли быть по другому, в свете того, «за что стоял Майдан»? «Заробитчанство» стало бичом всех восточноевропейских экономик, ранее Украины вступивших на путь евроинтеграции, но их отчасти выручают (пока) финансовая помощь от ЕС, частично компенсирующая убытки от «импорта» в высокоразвитые страны ЕС рабочей силы. Единственным исключением, страной, демонстрирующей хорошие экономические показатели, является Польша, но по мнению практически всех экспертов, главная его причина в украинских заробитчанах, заменивших уехавшего в Англию или Германию «польского сантехника».
«Общая Европа. Более миллиона поляков работают в UK. Более миллиона украинцев работает в Польше. Идём вместе», - не скрывает своего восторга экс-премьер Швеции Карл Бильдт, один из ведущих теоретиков и практиков глобализма. По сути же, Украина представляет низшее звено своеобразной миграционной цепочки: жители Восточной Европы, стран — новых членов ЕС стремятся попасть в Европу «старую», а многие украинцы на постоянной или временной основе трудятся в Польше, Чехии...
И возмещать Украине ущерб от потери самого дорогого ресурса любого государства (кроме, разве что, арабских нефтяных княжеств) – его работящих, квалифицированных граждан, никто не намерен. Евроассоциация, как известно, отличается от полноценного членства тем же, чем законный брак (в котором, к слову, очень часто действительность расходится с ожиданиями) от «приходите вечером на сеновал».
И ведь так «было задумано» с самого начала. Когда Янукович никак не соглашался выполнить условие подписания соглашения об ассоциации, связанное с освобождением Тимошенко, такой авторитетный политик, как бывший президент Европейской комиссии (т.е. «первое лиц» Евросоюза), бывший председатель Совета министров Италии Романо Проди среди прочего объяснял выгоду соглашения для ЕС (для «своих») тем, что оно «открывает для Евросоюза новые рынки и новые инвестиционные возможности, а также содействует притоку новой рабочей силы»».
И что характерно, для обеспечения такого движения не нужно никаких межгосударственных соглашений. Ограничения на выезд из собственной страны ныне действуют только в двух-трех диктаторских странах. ЕС сам решает кого и на каких условиях пускать к себе. Но при этом нужно «обеспечить» другое – низкий уровень жизни и огромную безработицу в стране «исхода», чтобы у её жителей не было иного выхода, кроме как искать средства к существованию на чужбине, а вот это как раз «выборенная» Майданом евроинтеграция полностью обеспечивает.
А ведь наши, извините, «евроидиоты» ждали, что ЕС будет подтягивать Украину до своего уровня, «по большой и чистой любви», как соотечественник Романо Проди из фильма «Формула любви» в исполнении Александра Абдулова. Кстати, несколько ранее г-н Проди четко сказал: «Ну и что, что жители Украины считают себя европейцами. Жители Новой Зеландии или Австралии, гораздо более близки к европейской ментальности и традициям. Но это же не значит, что когда-нибудь Австралия или Новая Зеландия вступят в ЕС». В общем, «приходите вечером на сеновал».
И ничего другого, как следования интересам своих хозяев, которым Украина нужна как питомник дешевой и непритязательной рабочей силы, от приведенных к власти Евромайданом марионеток Запада ждать не приходится.
Дмитрий Славский
Комментариев нет: