Костлявая рука голода тянется к США

Накаркал я по поводу того, что «ножки Буша» пока вне опасности. CNN сообщает, что из-за закрытия заводов по переработке птицы крупнейшей компании Tyson скоро будет наблюдаться и дефицит курятины тоже.
И с остальным мясом те же проблемы — фермерам некуда девать сырье, поскольку переработчики закрыты. В США потихоньку вырисовывается проблема голода…


На самом деле это совсем не смешно. Капитализм — это не только конкуренция, предпринимательская инициатива и эксплуатация пролетариата, но еще и предельно возможная минимизация издержек. Чаще всего через узкую специализацию и максимально широкое перепоручение «непрофильных функций» таким же предельно специализированным контрагентам. Считалось, что это сокращает расходы и увеличивает оборот, чем усиливает конкурентное преимущество в рентабельности, а значит — максимизирует прибыль.

Эпидемия показала, сколько легко уязвима эта ажурная конструкция однофакторной оптимизации. Спрос есть. Сырье есть. Поставщики есть. Но единственный переработчик выбыл — и вся цепочка стоит и сосет…. эээ… ну, скажем, лапу. И фиг что тут можно сделать. В два счета и за три копейки собственный маленький перерабатывающий заводик любому фермеру не возвести. Да еще чтобы конечная цена товара оказалась не выше, чем у крупного производителя.

И с торговыми сетями за час не договориться. У них свои проблемы с логистикой, стандартизацией и учетом. Да и их правила, годные для крупного переработчика, для мелких фермеров все равно останутся неподъемными.

Печалей в этой истории ровно две.

Первая — что происходящее не особый американский эксклюзив. Точно так же сейчас накрывается сельское хозяйство в Европе. И не только сельское хозяйство, откровенно говоря. Цепочки поставок с легкостью рвутся во всех отраслях. Особенно там, где, как в медицине, главным источником является какой-нибудь единственный поставщик, вроде Индии.
В общем, нашей экономики это тоже касается. Не только малым, но всем компаниям сегодня самое время напрячь своих маркетологов (или на стороне нанять аналитиков) для анализа степени зависимости своего бизнеса по узловым точкам (как на входе, так и на выходе). Особенно если этот бизнес стоит в начале цепочки шагов до конечного потребителя.

Вторая — надо что-то менять в общих правилах рынка. Потому что текущие правила будут продолжать стимулировать всех игроков по-прежнему минимизировать издержки через максимально узкую специализацию.
 
Источник

Комментариев нет: