«Как можно было не обещать?» – 10 главных «просчётов» Прибалтики


Со времён «поющих революций» и по сегодняшний день прибалтийские политики обещают народу золотые горы, однако обещанного процветания и благополучия каждый раз не наступает и не может наступить, что эксперты и наиболее проницательные граждане Литвы, Латвии и Эстонии понимали изначально.



Тут собраны 10 крупнейших невыполненных обещаний прибалтийских политиков – просчётов, которые на самом деле были обманом и введением населения в заблуждение.


1. Мы будем жить как датчане и шведы!




Во времена перестройки лидеры «Саюдиса» и «Народных фронтов» убеждали жителей Литвы, Латвии и Эстонии, что они живут в скандинавских странах и, если выйти из СССР и избавиться от последствий «советской оккупации», то прибалты заживут как датчане, шведы и финны – войдут в число самых богатых, сытых и благоденствующих народов Европы.


Реальность. Чем больше проходит времени после распада СССР, тем больше становится отставание Прибалтики от Северной Европы. Последствий «оккупации», не давшей, по мнению местных националистов, латышам и литовцам оказаться на одном уровне со шведами и датчанами, за четверть века политики десоветизации, видимо, становится только больше, потому что разрыв между Скандинавией и Прибалтикой не сокращается, а увеличивается. По развитию экономики, демографическому росту, социальной защите населения советские Литва, Латвия и Эстония были ближе к Скандинавии, чем сегодняшние. Норвегия и Швеция занимают первые места в Европе по подушевому ВВП и лидируют в ЕС по увеличению рождаемости. Латвия и Литва по благосостоянию населения в ЕС являются первыми с конца, а в связи с сокращением населения входят в число мировых лидеров по вымиранию.


2. Гражданство получат все!



В годы борьбы за выход из состава СССР прибалтийские сепаратисты обещали, что после восстановления довоенных республик гражданство получат все постоянные жители. «НФЛ выступает за то, чтобы гражданство было предоставлено всем постоянным жителям Латвии, заявившим о своём желании обрести таковое и связавшим свою судьбу с латвийским государством», – говорилось в программе «Народного фронта Латвии», опубликованной осенью 1989 года.

Реальность. Практически сразу же после выхода из состава СССР и восстановления независимости почти все русскоязычные жители Латвии и Эстонии были лишены гражданства, а вместе с ним и своих фундаментальных политических и социально-экономических прав. Впоследствии лидеры «Народных фронтов» и правящие политики Латвии и Эстонии честно признавались, что сознательно лгали русскому населению. «Как можно было не обещать?» – эта фраза экс-премьера Эйнарса Репше стала в Латвии поговоркой.


3. Прибалтика станет «мостом» между Россией и Западом!



Со времён перестройки прибалтийские политики обещали России, миру и своему населению, что независимые Литва, Латвия и Эстония станут геополитическим «мостом» между Россией и Западом, будут способствовать интеграции России в Западный мир, выступят посредниками и наладят диалог между Москвой, США и Евросоюзом.

Реальность. После провозглашения «второй независимости» страны Балтии превратились в мелких провокаторов, разрушающих диалог России и Запада и ответственных за антироссийскую истерию в Европе. С 1991 года их отношения с Россией свелись к требованиям «компенсаций за оккупацию», территориальным претензиям, поддержке чеченских боевиков и антироссийской работе в бывших советских республиках. Вместо геополитического «моста» из Прибалтики получилась буферная зона, вбивающая клин между Россией и Европой и стремящаяся к расширению на страны «Восточного партнёрства».


4. Мы построим новую, более эффективную и экологически безопасную АЭС!



Обосновывая ликвидацию единственной в Прибалтике атомной станции, литовские правые говорили, что Игналинская АЭС – это «наследие оккупации»: она связывает Литву с Россией, делает её энергетически зависимой и к тому же небезопасна экологически. Поэтому Игналинскую АЭС надо закрыть, а на её месте построить новую атомную станцию – западную, современную, прогрессивную и безопасную экологически.

Реальность. Игналинскую АЭС ликвидировали, Висагинскую АЭС… ну, вы знаете: «строят», «на подходе уже», «вот-вот достроят».


5. После введения евро цены не вырастут!



Против введения евро в своё время выступало большинство жителей Эстонии, Латвии и Литвы. Правящие политики каждой из этих стран много раз обещали электорату, что после замены национальной валюты общеевропейской цены не вырастут.

Реальность. Спустя несколько месяцев после введения евро цены на продовольствие и другие товары первой необходимости в Латвии выросли на 20%. Согласно опросу DNB «Латвийский барометр», в мае 2014 года 87% населения Латвии подтвердили, что после перехода на евро цены выросли. В Литве после введения евро приобрели массовый характер поездки за покупками в Польшу, продовольствие и другие товары в которой стоят в полтора-два раза дешевле, чем в Литве. В этом месяце рост цен в Литве привёл к акциям протеста в социальных сетях – бойкоту крупнейших торговых центров, окрещённому в народе «революцией цветной капусты».


6. Продукция СПГ-терминала будет дешевле российского газа!



Затевая эпопею с клайпедским СПГ-терминалом, литовские власти уверяли население, что норвежский СПГ будет стоить дешевле продукции «Газпрома». Назывались цены в 200–300 долларов за кубометр газа, литовцам обещали, что после введения в действие СПГ-терминала им не придётся так много платить за отопление – тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Литве пойдут вниз.

Реальность. После введения в эксплуатацию СПГ-терминала литовское правительство засекретило конечную цену поставляемой им продукции. По прикидкам энергоэкспертов, с учётом затрат на транспортировку, регазификацию и аренду плавучего терминала Independence конечная цена сжиженного природного газа составила 560–570 долларов за один кубический метр, что в полтора раза дороже российского трубопроводного газа. Соседние страны отказались закупать у Литвы «более дешёвый», чем у «Газпрома», норвежский газ, литовские власти заставили крупные предприятия в принудительном порядке закупать газ с СПГ-терминала, а жилищно-коммунальные тарифы в Литве пошли вверх.


7. Санкции не нанесут ущерба нашей экономике!



Страны Балтии были в числе самых активных сторонников введения экономических санкций против России. На недоуменные вопросы, как же быть с зависимостью прибалтийских экономик от российской, местные политики уверяли, что эта зависимость – миф и «российская пропаганда», санкции на экономиках Литвы, Латвии и Эстонии никак не скажутся, а в случае введения Россией ответных санкций прибалтийские товаропроизводители всегда смогут переориентировать свои экспортные потоки на новые рынки.

Реальность. Прибалты одни из наиболее пострадавших от войны санкций страной ЕС. Прибалтийская молочная отрасль оказалась на грани гибели, грузооборот портов Вентспилса, Таллина и Риги упал катастрофическими темпами, а вслед за общеевропейским эмбарго Россия отдельно запретила к продаже латвийские и эстонские шпроты.


8. После вступления в НАТО и ЕС отношения с Россией станут лучше!



Накануне вступления стран Балтии в НАТО и ЕС международному сообществу обещали, что интеграция в евроатлантические структуры сделает Литву, Латвию и Эстонию более конструктивными и рациональными участниками международных отношений. Членство в НАТО гарантирует безопасность Прибалтики, членство в ЕС сделает её лидеров более ответственными и сдержанными в своих выступлениях, и всё это приведёт к улучшению их отношений с Россией.

Реальность. Институты ЕС были использованы странами Балтии для разделения Европы: прибалтийские политики сделали из них инструменты для антироссийских провокаций. «Восточное партнёрство» из программы сближения ЕС с бывшими советскими республиками было превращено ими в геополитический проект по выстраиванию «санитарного кордона» от России; Литва стала единственной страной Евросоюза, наложившей вето на переговоры о безвизовом режиме между Россией и ЕС, а позже посвятила полугодие своего председательства в Евросоюзе антироссийской «геополитической игре». Членство Прибалтики в НАТО привело к требованиям Литвы, Латвии и Эстонии увеличить иностранный воинский контингент в своих странах, разворачивать военную инфраструктуру НАТО вблизи российских границ и отказаться ради них от базовых соглашений Североатлантического альянса с Россией. Итого: вступление в ЕС и НАТО закрепило за Прибалтикой статус источника постоянной напряжённости в международных отношениях.


9. Наш приоритет – социальные вопросы и забота о простых людях!



От выборов к выборам прибалтийские политики обещают уделять приоритетное внимание социальным вопросам: увеличить финансирование здравоохранения, повысить пенсии и социальные пособия.

Реальность. Ни в одной из Прибалтийских республик социальная политика не является государственным приоритетом. В Литве возглавляющие правительство социал-демократы, пришедшие к власти на социальных обещаниях, предпочли выполнению этих обещаний присоединение к президенту Грибаускайте и консерваторам в их поиске чёрной кошки в тёмной комнате – «русской угрозы». В Латвии в прошлом году произошёл вовсе из ряда вон выходящий случай: бывшая спикер Сейма и лидер правящей партии «Единство» Солвита Аболтиня освистала демонстрацию пенсионеров, требующих повышения пенсий.


10. Все эмигранты вернутся!



Страны Балтии являются одними из мировых рекордсменов по эмиграции населения. Из Латвии и Литвы за четверть века бежали сотни и сотни тысяч человек. Лондон сейчас – седьмой по количеству литовцев город в мире; каждый тридцатый литовец и каждый тридцатый латыш в мире живут в Великобритании. Пытаясь как-то оправдать бегство населения, столь явно не соответствующее рассказам об «истории успеха» прогрессивных молодых демократий на берегу Балтийского моря, прибалтийские власти путано и сами себе противореча поясняют, что люди никуда не эмигрируют, а просто путешествуют по Европе, что Европейский союз – это единое пространство и внутренняя миграция в нём не имеет никакого значения и (главное!) что все эмигранты обязательно вернутся.

Реальность. На семь человек из Латвии, отметившихся в миграционной службе Ирландии, находится лишь один человек, отметившийся в миграционной службе Латвии по возвращении из Ирландии. Опросы прибалтийских гастарбайтеров в Великобритании и Ирландии показывают, что 60–80% эмигрантов не собираются в будущем возвращаться в родную Литву, Латвию и Эстонию. Эмигранты вывозят к себе детей и даже родителей, забывают на новой родине родной язык и о Прибалтике с её лживыми и лицемерными политиками вспоминают как о дурном сне.

[Тынц]

Комментариев нет: