Новая украинская провокационная игра — помоги Гитлеру взять Москву

Внутри игры целых полтора часа видеовставок, образующих полноценный фильм с Гитлером в главной роли. Цель игры прямо заявлена так - «во главе вооруженных сил Германии вам предстоит поставить на колени всю Европу». Ну и принять парад вермахта на Красной Площади.



Сорвали сроки украинские товарищи, сорвали! А как хвастались: «Наше ключевое преимущество – предельно высокая скорость разработки при максимально высоком качестве продукта». И что? Не успели выпустить свою игру, где нужно помочь дедушке Адику устроить парад на Красной площади, к 9 Мая. Не сложилось концептуальное кощунство из-за лени и лишних перекуров!

Впрочем, даже этот сарказм никак не может отменить возмутительности того факта, что в год 75-летия Победы происходит выход большой компьютерной стратегии от украинской компании Starni Games, где можно играть только и исключительно за нацистов. Где игроку предлагается «примерить» на себя личности таких полководцев Третьего рейха, как Франц Гальдер, Гейнц Гудериан, Эрих фон Манштейн, Эрвин Роммель, Карл Дёниц, Вильгельм Канарис, Герман Геринг и других. Где, наконец, целых полтора часа видеовставок образуют полноценный фильм с Гитлером в главной роли. Где цель игры прямо заявлена так — «во главе вооруженных сил Германии вам предстоит поставить на колени всю Европу». Ну и, как приятный бонус, «ответьте на вопрос: “А что было бы, если…?” — и проверьте, как бы разворачивались события Второй мировой, будь германское командование чуть более успешным и дальновидным».


И ответ подразумевается такой:



Давайте вдумаемся в эту проблему, чтобы понять всю её серьёзность.


Для начала встанем на позицию нашего воображаемого оппонента. Представим, что защитник Strategic Mind: Blitzkrieg (а именно так называется игра) говорит нам: «А что такого в том, что можно играть за немцев? Есть миллион игр, где можно играть за Наполеона, Аттилу, Чингисхана, за тех же немцев во Второй мировой. Есть World of Tanks, где в почёте немецкие танки и играющие на них не становятся нацистами. Есть, в конце концов, большой пласт массовой культуры, где в жанре альтернативной истории моделируется мир после победы Германии во Второй мировой. Что не так?»


А «не так» — очень многое!


Первое – безальтернативность. Играть можно ТОЛЬКО за немцев. И это никоим образом не связано с техническими ограничениями при разработке игры: предыдущая работа от Starni GamesStrategic Mind: The Pacific – как раз вполне позволяла игроку выбрать или американцев, или японцев. Стало быть, не «не могли», а «не хотели». По концептуальным, идейным соображениям создатели игры решили, что единственная сторона в игре – это нацисты…


Второе: точнее, нет, не «нацисты», а «Германия»! Нигде в описании игры на «Стиме» нет слов «фашисты», «нацисты», «Третий рейх», «гитлеровская Германия» и прочих корректных исторических маркеров – есть просто Германия и уже в этом Strategic Mind: Blitzkrieg достаточно ясно даёт понять, на чьей она стороне. На стороне нацистской Германии быть табу – что ж, а мы будем играть за «просто Германию». Там, правда, везде маячит Гитлер – но Германия не гитлеровская, а так, просто… обычная такая Германия, нормальная. «Что вы прицепились?!»


Третье: давайте не станем спорить с тем, что игра, в которой нужно играть, скажем, за Чикатило или Пичушкина – это немыслимая игра. Есть некие пределы конкретизации: да, за какого-то «маньяка вообще» играть можно, но за маньяка конкретного – ни в коем случае. Потому что по психологическим механизмам самоотождествления игрока и персонажа получается очень аморальная штука. Нельзя играть за Андерса Брейвика, Брентона Тарранта, террористов ИГИЛ (запрещенной в РФ организации) – нету в мире таких игр! За зомби играть можно, за вампиров, но за настоящих, живых мерзавцев – нет. И за Гитлера – тоже нельзя. Это не обсуждается! Так решили во всех странах, всё человечество.


Просто представьте себе игру, где нужно играть за… Антихриста! А почему нет? Стратегия, где нужно создавать ячейки собственного культа, проводить какие-нибудь богомерзкие ритуалы, околдовывать массы ложными чудесами, жечь церкви, и чтобы было много видео, и чтобы выскакивали таблички «Поздравляем! Соединённые Штаты Америки отреклись от христианства и теперь поклоняются Вам». Что было бы с такой игрой и такой компанией даже в очень секуляризованной нынешней Америке? А?


Тут есть тонкая грань между конкретно компьютерной игрой и другими произведениями искусства. Вот есть, скажем, фильм «Молчание ягнят», где людоед вызывает определённые симпатии. Есть книги про серийных убийц, даже мультики – скажем, аниме «Тетрадь смерти». Но в игре другой уровень самоотождествления – не отстранённое наблюдение «сверху» за персонажем, а «вживание» в него, не призма авторских акцентов, а превалирование собственных действий «за персонажа». «Преступление и наказание» — великий роман, но игра «за Раскольникова» была бы омерзительной.


Четвёртое: есть некий предел «срока давности преступлений» у тех или иных деятелей прошлого. Поэтому разница между Наполеоном и Гитлером – слишком очевидна, не говоря уже о том, что Бонапарт, вообще-то, никаких геноцидов никому особо не устраивал и был просто очередным в плеяде перекраивателей карты Европы, а не безумным фанатиком, решившим захватить весь мир и уничтожить половину человечества. «Надо понимать» и не делать круглые глаза. Не говоря уже о том, что «бонапартисты» сейчас существуют только в среде историков и реконструкторов (хм… да, не надо тут уточняющих ассоциаций, о которых все подумали), а вот у идей Гитлера последователей немножко побольше. И они самую капельку поактивнее — на Украине в первую очередь, да. И эта игра будет для них просто «именинами сердца», «праздником души» — а что, такую публику надо радовать?


В общем, вердикт: таких игр, по крайней мере в России точно, быть не должно. Играть в них – позорно и аморально. Dixi.


Григорий Игнатов

Комментариев нет: