Земной шарик закончился, кризис начался

День грядущий — есть день перехода кризиса в свою «горячую» фазу. Каковая была эффектно приближена нетерпеливым коронавирусом. И что же там нас ждет? Много чего. Смотря с какой стороны смотреть.

К настоящему кризису человечество брело многими тропами. Вот об одной из них я и хотел высказаться

Ее, кстати сказать, частенько упоминает в своих выступлениях Михаил Хазин. Это наметившееся еще с конца 60-х годов падение эффективности капитала. Или — в советских терминах — падение эффективности капитальных вложений. Типа, каждое следующее капитальное вложение дает все меньший эффект — в смысле отдачи от этого вложения.

В чем тут дело? Михаил Леонидович толкует это дело с точки зрения исчерпания возможностей дальнейшего расширения разделения труда. Логика тут такая:

1) Повышение эффективности хозяйства связано с повышением уровня разделения труда. Чем выше уровень — тем выше эффективность.

2) Каждое капитальное вложение (инвестиция) — есть вложение во все большее разделение труда, именно поэтому и приносит прибыль.

3) С некоторого момента прибыль от инвестиций становится все меньше и меньше.

4) Это происходит потому, что дальше расширять разделение труда некуда — земной шарик кончился.

Но вот вопрос — а чего это он так быстро кончился? И точно ли в этом дело?

Рассмотрим вопрос на абстрактном примере. Возьмем инженерно-конструкторскую деятельность.

Вот инженер что-то придумывает, рассчитывает, делает чертеж, отдает его в производство. Делаем инвестицию в разделение инженерного труда — нанимаем чертежника. Теперь инженер только придумывает, рассчитывает, а чертит уже чертежник. Высвободилась куча времени, инженер начал придумывать в два раза больше. Эффективность круто повысилась, инвестиция в чертежника окупилась.

Идем дальше. Чертежник кучу времени тратит на заточку карандашей. Делаем следующую инвестицию в разделение труда — нанимаем для чертежника точильщика карандашей. Чертежник начинает чертить больше, эффективность снова поднимается, но уже не так круто.

Идем еще дальше. точильщик карандашей быстро устает от монотонности своей работы и начинает медленней точить карандаши. Для повышения эффективности его труда нужен чесальщик пяток, оказывающий позитивное психологическое воздействие на труд точильщика. Делаем инвестицию, нанимаем чесальщика пяток. Эффективность точильщика возрастает. Чуть-чуть возрастает и эффективность всей системы инженерной деятельности, но уже совсем немного.

И так далее. Пока не доходим до момента, когда инвестиции в младших помощников старших чесальщиков пяток не дает уже никакого прироста для общей эффективности системы в целом. Это и называется падение эффективности капитала. Во что ни вложишься — все время попадаешь в младшего помощника старшего чесальщика.

А ведь им всем — и инженеру, и чертежнику, и точильщику карандашей, и чесальщику пяток, и дизайнеру пяткочесалок, и профсоюзному работнику пяткочесальной промышленности, и адвокатам, работающим на этот профсоюз, и еще многим, многим, многим другим — нужно что-то есть, во что-то одеваться, где-то жить, ездить на машинах, учить и лечить детей, отдыхать в Турции и т.д.

Иначе говоря, на все это уходит прорва производственных и человеческих ресурсов. Неудивительно, что земной шар так быстро закончился. Это ж одних пяткочесальщиков на триста рублей, и это без учета других отраслей!

Одно из неприятных, но неизбежных последствий кризиса — отделение мух от котлет. Отделение того, что действительно нужно в системе разделения труда — от «излишеств нехороших». Куда наши пяткочесальщики и попадают. И, соответственно, безжалостно уничтожаются. Со всеми неотделимыми от этого процесса десятками (сотнями) миллионов человеческих трагедий.

Беда современного среднего класса состоит в том, что он в гигантской своей массе состоит как раз из пяткочесальщиков. Ну, и тех, чей бизнес направлен на удовлетворение их потребностей.

Все это будет сокращаться. Увы, вместе с людьми.


Комментариев нет: