Зачем экономике нужны спекулянты

Олег Макаренко пишет у себя в уютненьком ЖЖ чудесное:

Как я и предсказывал, цены на маски и респираторы существенно снизились. Невидимая рука рынка сработала, хоть и на четвёрочку:

1. Дефицит масок вызвал резкий рост цен.
2. Резкий рост цен соблазнил производителей.
3. Производители начали шить маски миллионами.
4. Дефицит сократился.
5. Цены на маски уверенно пошли вниз.

Сейчас уже полно предложений масок по 12 рублей за штуку, причём не крупным оптом, а в упаковках по 50 штук. Спекулянты страдают, пытаясь продать миллионные партии масок в Москве хотя бы по 5 рублей за штуку. Халтурщиков, которые на пике спроса клепали разваливающиеся в руках «многоразовые» маски, выкинуло с рынка: их низкокачественный товар больше вообще никто не покупает.

Если бы российские власти пошли по пути Венесуэлы и начали ловить спекулянтов, масок было бы не достать до сих пор.

Чтобы заводы, которые производили до коронавируса, например, топливные фильтры, переналадили пару линий под производство масок и респираторов, нужны высокие цены на рынке. Чтобы появились высокие цены, нужны спекулянты. Спекулянты, в свою очередь, должны иметь возможность заряжать цену сильно, в разы, иначе их спекуляции не окупятся: ведь цены могут рухнуть в любой момент, и тогда груз масок придётся списывать в убытки.

Далёкие от экономики люди выплёскивают ненависть на спекулянтов подобно тому, как собака кусает палку, которой её наказывают. Причина дефицита масок — слабое производство, тогда как спекулянты — это не причина, а горькое лекарство от дефицита. В отличие от ограниченного ресурса, каковым являются, допустим, места для поступающих в лучшие вузы Москвы, маски можно производить хоть миллиардными партиями. И это тот самый случай, когда свободный рынок работает действительно хорошо.

Рыночная экономика — весьма мощный инструмент, что-то типа физкультуры. Физкультурой можно вылечить далеко не все болезни, однако, например, гиподинамию (недостаток движения) физкультура лечит быстро и хорошо. Свободный рынок тоже имеет свои отрицательные стороны, однако дефицит и высокие цены — это именно те проблемы, которые при свободном рынке решаются с полпинка. Что, собственно, мы и наблюдаем сейчас на примере коронавирусных масок.

Если бы в России общество и государство помогло рынку, — если бы производителям масок дали «зелёный свет» контролирующие органы, если бы продажа масок по высоким ценам не осуждалась бы фарисеями, — сейчас маски с респираторами стоили бы ещё дешевле. Жаль, что таким простым вещам не учат в школе, из-за чего многие люди, даже считающие себя образованными, путают причину и следствие. Месяц назад мне в комментариях писали на полном серьёзе, что цены высоки не из-за того, что масок не хватает на всех, а из-за того, что кто-то продаёт их по «заряженным» ценам.

Противники рынка повторяли старую советскую сказку: что спекулянты, дескать, скупают все маски, чтобы никто не мог продавать их дёшево, а потом ещё и уничтожают часть товара, чтобы поддерживать дефицит.

Прошло совсем немного времени, и теперь каждый может убедиться, что сторонники рынка всухую выиграли спор у сторонников социалистических запретов. Спасибо спекулянтам, маски подешевели и стали доступны.

Источник — olegmakarenko.ru/1891246.html

Кстати говоря, СССР является каноничным примером хронического дефицита, сделанного буквально на ровном месте руками руководителей промышленности, то есть тех самых планировщиков «госплана». Вот вам один из характерных кейсов:

Как вы знаете, автомобили в СССР были дефицитом. Однако когда ВАЗ выпустил Ниву — она стояла в автосалонах свободно, нахрен никому была не нужна. Причина? ВАЗ-2121 («Нива») в 1979 году стоила 11.000 руб, это, внезапно, дороже тогдашней госцены на Волгу ГАЗ-24. В это же время ВАЗ-2101 стоил 5.500 рублей. Нива была тесная, практически не имела багажника, жрала много топлива и очень плохо ехала — разгон до 100 кмч у нее занимал что-то типа 28 секунд. Вот никто и не покупал.

Думаете, госплан снизил на машину цену? Ахахахаха, конечно снизил — до 10.300 руб в 1983 году. Как вы понимаете, это несерьезно. Но машина из свободной продажи исчезла. Думаете, народ распробовал и стал покупать? Ничуть не бывало — просто ВАЗ резко сократил выпуск Нивы. Наплевав на планы, и получая выговор за выговором, руководство ВАЗа заваливало выпуск, пока машина не исчезла из свободной продажи.

Почему? Да потому, что в СССР ценностью были не деньги и даже не товар сам по себе, а ДЕФИЦИТ. Если твоя продукция В ДЕФИЦИТЕ — ты можешь получать в обмен на нее всякие другие дефицитные ништяки, а при простой продаже — барашка в бумажке в свой карман за доступ к дефициту. Это куда важнее, чем министерские премии за выполнение плана.

Вот поэтому в СССР дефицитом стало всё — даже такая ерунда, как туалетная бумага. Схема проста — производство ЛЮБОГО товара делалось ниже спроса, минимум на 20%, чтобы можно было торговать не товаром, а правом на доступ к товару. «Чэрез завсклад, товаровэд, дырэктор магазын, достал другой дифцыт» ™ — помните у Райкина?

Госплан мог планировать что угодно, мог даже строить новые заводы — но производство оставалось таким, чтобы продукт был в дефиците. Иногда для достижения этой цели свежепостроенные заводы годами гнали 100% брака — лишь бы не допустить насыщения рынка.

Когда СССР рухнул — самая простецкая Нива всё еще стоила более 9000 рублей по заводской цене. Но по этой цене её, конечно, уже не продавали — реальная цена в рознице была выше.

Сейчас ВАЗ продает Ниву за 510 тыр. Это несколько дешевле, чем самая дешевая Веста седан. При этом продажи Нивы 2121 (обычной трехдверной) за 2019 год составляют 1850 штук. Нет-нет, я нигде не потерял нолики. Фактически в мире без дефицита эта машина никому не нужна — а снизить цену до уровня, обеспечивающего объем спроса хотя бы в 50 тысяч машин в год, ВАЗ не может — Нива уже по текущей цене продается В УБЫТОК заводу. Несколько выше продажи 5-дверной удлиненной версии, но и она тоже продается очень плохо.

Тем не менее факт остается фактом — рыночек порешал, спустив цену на этот гогномобиль с небес на землю, до уровня обычной бюджетной поповозки марки Лада. И при этом убрал дефицит. То есть сделал то, чего не смог сделать советский Госплан.

Материал: Proper

Комментариев нет: