Deutsche Bank: доллар обесценится на треть
Пик пандемии позади, и инвесторы вновь проявляют интерес к валютам развивающихся стран. На первый план выходят признаки экономического роста, а не статистика по количеству зараженных коронавирусом. США здесь похвастаться нечем: во втором квартале эксперты ждут небывалого падения экономики — до 50% ВВП.
Кроме того, доллар сильно переоценен, что всегда чревато последующим ослаблением. Доверие к американской валюте подрывает и денежная политика Федеральной резервной системы: чтобы поддержать экономику в кризис, регулятор влил в рынки триллионы свеженапечатанных долларов.
Еще одна серьезная угроза — новая вспышка коронавируса, которую большинство экспертов ожидают к осени. Как считают аналитики Deutsche Bank, в этом случае спрос на доллар в качестве резервной валюты существенно снизится.
«Главный вопрос заключается в том, стоит ли покупать доллар с премией за его кажущуюся безопасность на фоне опасений второй волны эпидемии», — отмечает главный стратег Deutsche Bank по азиатскому рынку Самир Гоэл. Если инвесторы отвернутся от доллара, он серьезно ослабеет по отношению к большинству валют, в том числе к китайской.
Как пояснил Гоэл, в период неопределенности инвесторы и трейдеры обычно скупают долларовые активы — все-таки мировая резервная валюта. Но сейчас ситуация иная. Стратегия выхода США из-под карантинных ограничений выглядит хуже, чем у других стран. В частности, в Европе этот процесс происходит намного быстрее.
«Похоже, в нынешних условиях спрос на доллар уменьшается», — констатировал эксперт.
В то же время на американскую валюту не прекращают давить бюджетные и долговые проблемы. В июне о том, что эпоха непомерных привилегий доллара подходит к концу, заявил старший научный сотрудник Джексоновского института международных отношений, экс-глава азиатского дивизиона инвестбанка Morgan Stanley Стивен Роуч.
«Цифры говорят сами за себя: федеральный долг США достиг 26 триллионов и растет на триллион в месяц. А это в 12 раз быстрее, чем до начала коронавирусной пандемии. Бюджетный дефицит — свыше трех триллионов», — подтверждает Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари».
Как напомнил Роуч, с января по апрель индекс доллара увеличился на семь процентов, поскольку инвесторы по всему миру видели в американской валюте защитный актив на период кризиса. В результате сейчас, по оценкам Банка международных расчетов, доллар котируется на 33% выше минимумов 2011 года.
Однако уже в 2021-м он может обесцениться на треть, предупредил финансист. К этому приведет резкое сокращение сбережений населения и рост государственного долга на фоне успешного выхода из кризиса основных торговых партнеров США.
Роуч указал и на то, что в мире возникают все более серьезные сомнения относительно некогда общепризнанной исключительности американской денежной единицы. «Валюты устанавливают равновесие между внутренней экономической основой страны и внешними представлениями о ее силе или слабости, — отмечает он. — В США сейчас этот баланс стремительно меняется, так что крах доллара вполне возможен уже в ближайшее время».
Дополнительный риск — сверхнизкие процентные ставки, опущенные Федрезервом практически до нуля. По мнению Роуча, скорее всего, это не изменится в течение многих лет, что в сочетании с крупными государственными заимствованиями усугубит «значительные макроэкономические дисбалансы», ударив по доллару.
«Экономика США давно страдает от крайне низкого уровня внутренних сбережений и хронического дефицита текущего счета», — добавил Роуч и подчеркнул, что ситуация только ухудшится.
В то же время британский банк Standard Chartered не исключил, что ФРС не ограничится нулевыми ставками и в итоге выведет их в отрицательную зону. По мнению экономистов, регулятору придется к ним прибегнуть, если темпы восстановления экономики не оправдают ожиданий, а инструменты денежно-кредитной политики будут исчерпаны.
«ФРС опустится до диапазона минус 0,5% — минус один процент», считают аналитики банка. Этот сценарий как все более вероятный на фоне глубокого и продолжительного экономического спада рассматривают и в американском Goldman Sachs.
Как поясняют в Standard Chartered, снижение ставки ФРС по федеральным фондам до минус 0,5% — минус одного процента обернется значительным падением доходности гособлигаций, что облегчит Вашингтону обслуживание долга. Но доллару это не сулит ничего хорошего — глобальный дефицит американской валюты исчезнет, и она неизбежно подешевеет.
Комментариев нет: