Клуб веселых, но не находчивых

Как известно, эстетика отражает внутренний настрой общества. Скучная или декадентская эстетика — это признак уходящей натуры и умирающего общества. Как написал Амирам Григоров:

В свой поздний период совдепия как хреном подавилась, всё повалилось и разрушилось:

— кино снимали не плохое даже, а дерьмовое,
— театр стал напоминать паноптикум,
— евтушенки исписались до такого, что без тошноты было не послушать.

Можно вспомнить, например, про то, как великолепный детский журнал «Веселые картинки» вполне себе мирового уровня, собравший уникальную команду штучных художников и авторов, выродился в унылое сами знаете что.


Самое странное и, пожалуй, самое страшное – что это не уникальный случай. Ровно то же самое происходило везде, во всех сферах искусства. Везде творческая феерия 60-70-х сменилась тоскливой, безвкусной и непережевываемой продукцией 80-90-х.

Везде – в СМИ, в литературе, в кино, на эстраде. Как будто сглазил или проклял кто.

Я однажды просмотрел все советские новогодние выпуски «Песни года», стартовав с «Песни-71» (именно в этом году и появилась живущая поныне передача) и финишировав на «Песне-90». Просмотрел честно – от начала до конца, от слов «Здравствуйте, дорогие телезрители» и до финальных аккордов, не проматывая ни патриотической лирики Серафима Туликова, ни солистов ансамбля Советской армии им. Александрова, ни прочих идеологических примет эпохи.

И говорю, как на духу: первая половина 70-х – это удивительное время творческого взлета, в котором нет и намека на последующую мертвечину. Все очень живо и очень искренне. Даже пресловутые «песни гражданского звучания», которые так отравляли жизнь в 80-е, были честными хитами, которые пела вся страна, вроде «Гляжу в озера синие», «Алеши» или «Русского поля». Ни за одну из этих песен до сих пор не стыдно.

А буквально десять лет спустя, к середине 80-х, отделаться от ощущения вязкого непроходимого болота уже невозможно. В какой-нибудь финальной «Песне-87» из первых двух десятков песен абсолютное большинство не то что не дожили до наших дней – я их даже не вспомнил, все эти «Синегории» и «Недотроги» канули в Лету сразу после рождения.

Или пример из другой области. В 60-70-х каждый год выходило множество великолепных фильмов. К примеру, «Иван Васильевич меняет профессию», «В бой идут одни старики», «Калина красная», «Земля Санникова», «Всадник без головы», «Москва – Кассиопея», «Невероятные приключения итальянцев в России» вышли на экраны в одном и том же году — в 1973-м.

Это только безусловные хиты, без фильмов второго эшелона.

А от какого-нибудь 1986-го остались разве что «Курьер», оплакавший умирающий советский мир, да «Кин-дза-дза!» с кукишем в кармане.

Почему так произошло, что спровоцировало этот глобальную и тотальную творческую немоту – я не знаю. Для меня это до сих пор самая большая тайна Советского Союза…

Прогрессирующая закукиваемость творческой элиты, не пускающей в свои сплоченные ряды «посторонние» таланты?

Или «пересидевшая» все разумные сроки политическая элита, чьи творческие запросы безнадежно отстали от актуальной повестки дня? Грубо говоря, старички из Политбюро и в конце 80-х самой актуальной музыкой считали Людмилу Зыкину, а какой-нибудь Валерий Леонтьев казался им чуть ли не карбонарием.

А что молодежь «Дюран-Дюран» слушает – на это предпочитали закрывать глаза. Подрастут, перебесятся и будут слушать «Валенки».

Не перебесились.

В итоге все эти «Киссы», «Квины» и группа «Дип Пурпле» настолько затмили ВИА «Пламя» и «Здравствуй, песня», что сформировали у «молодого поколения строителей социализма» полное культурное доминирование геополитического противника.

Источник

Комментариев нет: