Загадка истории
Мне кажется, если сейчас взять украинские учебники для любых школ — младших, средних, высших, — то вся мировая история будет состоять из этапов, как били москалей. Их люто, кроваво били все — татары и монголы, немцы, шведы и французы, поляки и литвины, и даже украинцы с белорусами.
Интересно, в конце учебников как-нибудь потом объясняется, почему эти избитые и искалеченные полумедведи с пёсьими головами всё увеличивали свою территорию, постепенно забирая земли у вышеперечисленных победителей? Вижу только одну закономерность — может, москалей бить не надо? Тогда они заскучают и усохнут от тоски.
Ну а пока — зацените очередной экскурс в историю побивания москалей, который скакол Борислав Береза запостил в ФБ:
В ночь с 31-го января на 1-го февраля 1661-го года, по секретному указанию магистрата, жители Могилева, в чьих домах обитали московские стрельцы, выкрутили кремни из их ружей, и достали свое оружие из тайников. Горожане настолько ненавидели оккупантов, что во всём большом городе не нашлось ни единого предателя, который бы сообщил московитам о готовившемся восстании.
Утром 1-го февраля магистрат и почетные граждане собрались в Ратуше, с собой они принесли оружие, которое спрятали под одеждой, и стали ждать сигнала к началу восстания. Московские солдаты, обычно толпами гуляя по рынку, в то утро, по своему обыкновению, начали отбирать пироги у торговавших ими женщин. На крики торговок из ратуши с большим мечом, которым обычно орудовал палач, выбежал бурмистр Язеп Леванович. Перекрестившись, с криком «Пора! Пора!» он бросился на московских солдат, а следом за ним последовали и все остальные горожане. Это и был сигнал к действию: тут же зазвонил колокол на городской ратуше, оповещая всех о начале восстания. По всему городу жители нападали и били оккупантов. На помощь к ним подоспели освобожденные из тюрьмы солдаты Речи Посполитой, и, спустя три часа, семитысячный московский гарнизон был почти весь уничтожен, убежать удалось только трем московитам. Во время этой битвы много могилевчан было ранено и несколько убито.
Тех московских чиновников и воевод, которые были взяты в плен, мещане заковали в цепи, а большая часть убитых московитов была захоронена на Самусевой горе, в том месте, которое называли «Костернею» (ныне место в районе автозаправки на площади Орджоникидзе) и возле Покровской богадельни (сегодня это Подниколье).
Ну что тут сказать — букраинец предсказуемо восхищается могилевскими гражданами, преступившими крестоцеловальную присягу, принесенную ими Алексею Михайловичу, предателями и изменниками, которые нанесли удар в спину русскому гарнизону и переметнулись на сторону Речи Посполитой. Как это по-украински…
Но на самом деле правда в том, что букраинец всё наврал и выдумал. И даёт это нам понять маленькая деталь про кремни, якобы выкрученные из замков стрелецких ружей.
Дело в том, что никаких кремней в мушкетах стрельцов тогда не было, там были фитильные замки. Вообще в середине 17 века пехота повсюду все ещё массово использовала фитильные мушкеты. Пистоли и карабины с колесцовыми и кремнёвыми замками были в основном в кавалерии.
Но если допустить, что кремни были — становится еще интереснее. Кремень в кремнёвом замке не спрятан где-то внутри оружия, а находится на виду — он зажат в губках курка. Любой человек, который хоть раз видел кремнёвое ружьё или пистолет, а тем более военный тех времён, сразу поймёт, что оружие стрелять не будет.
Причем и массово спертые с фитильных ружей фитили выглядели бы не менее подозрительно.
Так что если дело было бы действительно так, как описывает источник, то ситуация разворачивалась бы следующим образом: в одном доме на постое стоят три-четыре стрельца. Утром они видят, что у всех их мушкетов сняты кремни. Понятно, что это сделано умышленно. Первое, что делают стрельцы — вооружаются (у каждого помимо мушкета есть ещё бердыш и сабля/шпага). В курки мушкетов вставляются запасные кремни (они у солдат были всегда на всем протяжении существования кремнёвого оружия — кремень быстро стачивается при стрельбе). Фитили, кстати, у стрельца тоже есть запасные в количествах — они же сгорают быстро.
А дальше начинается самое интересное — стрельцы ведут следствие, кто испортил мушкеты. Пока ещё расследование ограничено рамками одного дома, так что допрос идёт только с применением мордобоя. Но, поскольку одного из стрельцов посылают к соседям, информация о массовой диверсии распространяется очень быстро. Стрелецкие сотники и головы (капитаны и майоры/полковники на наши деньги) собирают своих людей вместе, чтобы быть готовыми отразить нападение, а воевода, как лицо, обличённое и судебной властью, велит брать заложников из числа городской верхушки, а при допросах использовать не простые зуботычины, а кнут и каленое железо. Заговор, естественно, быстро раскрывается, и вот главным заговорщикам уже рубят головы (или сначала руки-ноги, а только потом головы), заговорщики среднего звена получают кнут в лошадиных дозах, а воевода отдаёт вражеский город на разграбление своим людям. Со всеми вытекающими.
Никаких попыток мятежа, естественно не происходит, поскольку стрельцы а) уже вооружены, б) собрались вместе и в) готовы к атаке. Мятежники же разобщены и деморализованы жестокими действиями власти.
В истории бывали случаи, когда в маленьких городках вырезались гарнизоны оккупантов, но это бывало только тогда, когда гарнизоны были маленькие, а солдаты не чувствовали в отношении себя никаких признаков агрессии, и опускались до того, что караульная служба не неслась совсем.
В данном случае маленькое враньё укроиньця показывает только то, что с историей военного дела он не знаком.
Ну и вообще, «семитысячный московский гарнизон» применительно к тогдашнему Могилёву — это звучит смешно. Там и семи сотен стрельцов быть не могло — они бы просто очень быстро обожрали город, и кушать стало нечего. В Могилеве тогда всего жило тыщ 10 обоих полов, причем это считая подросших детей. Учитывая, что 1 стрелец кормится с 10 крестьян — количество просчитывается элементарно, оно в любом случае было меньше 1000 человек.
Мятеж в Могилёве несомненно был, и каких-то московских стрельцов там зарезали — но не столько и не так. Скорее всего, часть зарезали ночью спящими. Остальные просто ушли от города, поскольку имели логистические проблемы со снабжением жрачкой.
Некоторую часть мятежников Ян Казимир за мятеж наделил шляхетским достоинством, но тут же сменил всю городскую администрацию, а новоназначенных «шляхтичей» повел с собой воевать Москву. В итоге, за компанию 1662, 1663, 1664 эти шляхто-горожане проверили на себе, что воевать с безоружным русским и вооруженным — это несколько разные вещи. Часть попала в плен.
В 1664 году, выхватив сладких по самое некуда под Пироговкой, а после прохлебав артиллерию и обоз, армия Яна Казимира в панике ломанулась к Могилеву. По пути их еще пару раз догнали и поддали, чтоб веселее драпалось — в результате, добравшись до Могилева, бравые поляки его самую малость пограбили, не со зла, а чисто с голодухи. При этом недовольных и сопротивлявшихся просто порубили. В самом городе, где находились офицеры и свита, все было еще более-менее прилично, убивали не всех подряд, а вот в пригородах Могилёва поляки устроили небольшую гуманитарную резню.
А так-то что бы не писать вот такие эпические картины побиения москалей:
По всему городу жители нападали и били оккупантов. На помощь к ним подоспели освобожденные из тюрьмы солдаты Речи Посполитой, а за ними уже следовали крестоносцы. Король Артур послал рыцарей круглого стола на бой с московитами, за ними шел отряд гномов Подгорного королевства. А потом прилетели драконы и спалили все к чертям с криками «слава украине!». А поскольку драконы эти были украинскими — они представляли собой свиней со стрекозиными крылышками, и пламя они изрыгали не из пасти, а из-пiд хвоста, причем пламя было жовто-блакитным и неприятно пахло.
Кстати, Лукашенка сильно пышался этим событием и даже денежку юбилейную выпустил:
Но то такое. Куда интереснее то, что Борух Дерево не хочет нам рассказать, что же было в это же время на Украине.
А в это время помирившийся с Яном Казимиром Юрик Хмельницкий, служа Султану, вместе с крымскими татарами выхватил от казаков Самойловича и московских полков Ромодановского. Выхватил так, что стал вельми грустен и печален. Тут к нему пришли такие же татары, тоже огребшие по самое некуда — и потребовали денег, которые он им обещал после разгрома Самойловича, захвата казны левобережного войска и грабежей на Левобережье. И Хмельницкий, как и положено широму патриоту и борцу за незалежность, отдал им часть правобережья на грабление. Татары пошли нагонами, разграбили все Правобережье и взяв множество украинцев в плен, увели в Крым.
С левого берега Днепра Самойлович звал Хмельницкого в гости, мол, раком будешь. Казаки, земельные наделы которых с разрешения Хмельницкого разорили татары, частью ушли на левый берег, вставать на колени перед гетманом и казаками, а потом на колени перед Ромодановским, прося простить измену, а частью собрались вокруг Хмельницкого и предложили ему, за мудрость его и политическую ловкость, булаву в ж@пу затолкать по самую ручку.
Юрий подумал и решил, что носимая так гетманская булава, конечно, позволит держать руки свободными, но сидеть будет неудобно, и бежал от казаков, как бы сложив свое гетманство.
Вот таковы были великие победы незалежных окраинцев.
Материал: https://peremogi.livejournal.com/53043635.html
Комментариев нет: