Почему вода в магазине дороже бензина

Знаете ли вы, что накрутка на хлеб может достигать 1500%? А разница в 1000% между себестоимостью соли и её ценой в магазине вполне реальна? Как формируются цены на разные товары.

Ни для кого не секрет, что к себестоимости продукта производители и продавцы накручивают «добавленную стоимость» — за упаковку, за рекламу, за работу персонала, за аренду магазина, в конце концов. Но мало кто знает, сколько именно прибавляется к цене того или иного продукта.

Эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав Черкасов рассказал, насколько дороже себестоимости продаются популярные у потребителей товары.

Вода

В среднем, бутылка воды (газированной или нет) ёмкостью 0,5 л стоит в магазине 35 рублей, в центре Москвы летом — до 100 руб. Для сравнения, литр бензина АИ-95 стоит около 48 рублей. Выходит, что вода в два, а то и в семь раз дороже бензина.

Как правило, производители бутилированной воды приобретают сырьё (т. е. воду) у водоканала. Того самого, который поставляет воду вам в квартиру по водопроводной трубе. Её стоимость — около 28 рублей 50 копеек за 1000 литров, а продаётся она, напомним, по 35 рублей за пол-литра. В этом случае себестоимость воды 3 копейки за литр. Учитывая стоимость тары, на выходе себестоимость воды в пластиковой пол-литровой бутылке — около 4 рублей, в стеклянной — около 11 рублей, но вода в стеклянной бутылке и стоит дороже — от 60 до 80 руб.

Таким образом, цена реализации обычной бутилированной воды в магазинах эконом-класса в 9–10 раз выше себестоимости. В этом случае накрутка колеблется в диапазоне 900–1000%. Накрутка на воду в кафе и ресторанах и того выше — порядка 2000–2500%.

Хлеб

Средняя цена «Нарезного» батона от производителя — 11 рублей (400 граммов).

В стоимость включены не только ингредиенты, но также и логистика, обслуживание оборудования и зарплата персонала.

В магазинах России, в среднем, такой батон стоит уже 34 рубля. Так, в Москве он стоит около 25 рублей, а на Дальнем Востоке — около 50 рублей. Получается, что стоимость батона в среднем по стране увеличивается в три раза, то есть на 200%. В частности, в столице переплата за батон составит примерно 135%, на Дальнем Востоке — 360%.

Теперь о популярном хлебе «в нарезку». Его себестоимость выше на 2–3 рубля, то есть порядка 14 рублей. Однако на полках московских магазинов такой батон продаётся за 38 рублей, что почти втрое больше себестоимости.

Наценка на другие разновидности хлеба (зерновой, многозлаковый и пр.) по пути к прилавкам может достигать от 500 до 1000% и более, в зависимости от категории магазина. Например, в супермаркетах премиального сегмента наценка на обычный батон может достигать 1500%.

Специи

Сейчас производители предлагают огромный выбор приправ разного происхождения и качества, начиная от классического чёрного перца и лаврового листа и заканчивая пряностями типа «размешай, добавь воды, поставь в духовку». Однако вы наверняка замечали, что у каждого бренда даже элементарная «лаврушка» стоит по-разному.

Средняя стоимость этой приправы составляет 240–800 рублей за килограмм (в зависимости от качества). Упаковка весом 25 граммов стоит порядка 35–40 рублей. Однако встречаются и пакетики с той же ценой, но с весом в 5–10 граммов. Наценка на этот продукт начинается от 100% и заканчивается 1600% — всё зависит от упаковки и фирмы-производителя. Это как раз хрестоматийный случай, когда за упаковку покупатель переплачивает в сотни раз.

Интересно обстоит ситуация и со специями мелкого помола. Например, чёрный перец, один килограмм которого стоит 400–1800 рублей. Упаковка в 25 граммов продаётся за 13–60 рублей. Наценка на молотый перец составляет 100–600%.

Помимо традиционного чёрного перца и не менее традиционного лаврового листа, на полках магазинов можно найти огромный ассортимент всевозможных пряностей, которые можно измельчить самостоятельно. Цена удовольствия — от 200 до 800 рублей за упаковку весом 35–50 граммов.

Себестоимость самого продукта обычно не превышает 50 рублей. За что же потребители платят всю остальную сумму? Большая часть цены приходится на упаковку, которая фактически одноразовая (по понятным причинам в неё нельзя добавить новые пряности — дырочки забиваются специями и баночку приходится выбрасывать). Цена «мельницы» в наших магазинах превышает себестоимость продукции в 4–8 раз.

Универсальные и специальные приправы (для шашлыка, рыбы, птицы и т. п.) стоят от 30 до 180 рублей. В основном эти смеси содержат соль и глютамат натрия (усилитель вкуса), красители, а содержание специй и овощей нередко менее 50%. Проще говоря, в стандартной упаковке в 35 граммов настоящих специй в пакетике при самом лучшем раскладе около 15 граммов. При этом стоимость такого пакетика в 1,5–9 раз выше, чем обычной упаковки со специями. Накрутка в данном случае составляет 150–900%.

Мука и крупы

То же самое, что и со специями, правда, не в таких масштабах касается и бакалейных товаров, таких как мука и крупы. В зависимости от упаковки, производители накручивают цену в 2–3 раза (на 200–300%).

Например, обычная пшеничная мука первого сорта в бумажном пакете стоит 87–90 рублей за два килограмма. Точно такая же мука, но в твёрдой картонной упаковке стоит порядка 70 рублей за 850 граммов — примерно в 2,5 больше. Накрутка на неё 250%.

Что касается круп, ситуация такова. В зависимости от вида крупы, 1 килограмм стоит от 40 до 80 рублей, в то время как та же крупа в удобных пакетах для варки стоит от 60 до 90 рублей за полкило, таким образом, за удобство покупатель переплачивает в 2–3 раза, а накрутка составляет 200–300%.

Если на продукте появляется маркировка «для правильного питания», «для диетического питания» или речь идёт о модных сейчас сочетаниях обычных круп со специями и пряностями, то цена на них растёт в геометрической прогрессии. К примеру, рис «для правильного питания» стоит уже 133 рубля за полкило, то есть в 5 раз (на 500%) дороже, чем обычный, цена которого колеблется в районе 50–60 рублей за 1 кг. Кускус с ароматными травами стоит уже 127 рублей за 250 граммов, при этом вес ароматных трав, в состав которых входит обычный лук, чеснок, базилик и петрушка, не превышает 5–10 г. Стоимость пшеничной крупы в обычном полиэтиленовом пакете — 42 рубля за килограмм. Красивая упаковка и наличие в составе ароматных трав делают товар дороже в 12 раз — на 1200%.

Эти цены актуальны для магазинов эконом-класса, в магазинах премиум-сегмента накрутка может быть выше в 2–3 раза.

Соль

В случае с солью самая распространённая маркетинговая уловка — упаковка. От её качества и дизайна зависит итоговая стоимость продукта.

Так, средняя цена соли «Экстра» от производителя — 7–8 рублей за килограмм. В магазине соль «Экстра» в целлофановом пакете продаётся по 14–22 рубля за килограмм. В этом случае стоимость соли на пути к прилавку уже увеличилась в 2–3 раза, то есть на 100–200%.

Соль «Экстра» в пластиковых банках весом 500 граммов стоит от 43 до 70 рублей. В этом случае её стоимость выше почти в 10 раз, то есть на 1000%.

Средняя цена модной сегодня розовой соли (польза которой, кстати, не доказана) от производителя — 21 рубль за килограмм. В упаковке «Мельница» весом 95 граммов она уже стоит 170–200 рублей. В этом случае стоимость соли увеличилась почти в 8–10 раз, то есть на 800–1000%.

Почему мы не рассказали про сыр, молоко и колбасу

О ценах на такие продукты, как сыр, колбаса, мясо, молочные продукты, конфеты и т. д., нельзя говорить так однозначно. Везде разные технологии производства, разные компоненты, которые могут быть как отечественными, так и импортными. Да и цены на эти продукты варьируются не сильно. Здесь нельзя применять ту же технику, что при подсчёте разницы в цене на прилавке и себестоимости на ту же соль, потому что стандарт соли один — в целлофановом пакете или красивой банке будет одна и та же соль, с одним и тем же вкусом и одними и теми же свойствами. Про вышеперечисленные продукты такого сказать нельзя, поэтому цены на них формируются по другому принципу.

Комментариев нет: