Коррупция в России как она есть


Нынешняя коррупция не имеет ничего общего с той, которая была в СССР. За исключением того, что внешне некоторые признаки — похожи. Но не более.

Нынешняя коррупция имеет системный характер. Она встроена в систему принятия решений. И — да: именно такую систему принятия решений у нас целенаправленно ставили под чутким руководством чикагских мальчиков в начале 90-х. Ну, мальчики там были не только чикагские, но и они настолько увлеклись этим делом, что по возвращению домой — в Британию и Штаты — были осуждены своими судами за… воровство.

Я даже не буду называть имена этих доблестных наставников наших неолибералов — их очень легко найти в Сети.

Итак, рассмотрим систему коррупции в наше время. Можно выделить две основные составляющие.

1 — в ходе залоговых аукционов некий гражданин получил некие активы. Незадорого, хехехе-с. А поскольку ни в производство, ни даже в торговлю он не умеет, то эти активы начинают таять — т.е. они их попросту начинает профукивать на красивую жизнь. Статусное потребление и всё такое. Но убыль надо как-то восполнять — и что же делать нашему герою-приватизатору?

Всё очень просто — надо идти к чиновнику, отвечающему за какой-либо финпоток, и за деньги склонять его украсть из потока денежек. И поделить. Это можно назвать — кредит на кражу. Ну или ещё что нибудь дать приватизировать герою. Опять — незадорого и за барашка в бумажке.

А поскольку из всей массы приватизаторов 90-х подавляющая часть именно таких — не умеющих ни в производство ни в торговлю — этот процесс становится массовым.

Тут сделаю лирическое отступление — всегда интересно смотреть на рассуждающих о «предпринимательстве». Вот ведь какая штука — в 70% или даже в 80% случаев рассуждающий ведёт речь о перепродаже чего-то кому-то там. В самом лучшем случае фантазии у рассуждающего хватает на рассуждения о ресторанах-кафе и отелях. Всё, на этом его представления о предпринимательстве как правило и исчерпываются.

А томущо такие вопросы, как поднять производство — уже слишком сложны для понимания таких рассуждантов.

Ну а теперь вновь к нашим барашкам в бумажке.

Вторая составляющая часть системной коррупции.

В СССР если возникали некие разногласия среди исполнителей какой-либо программы — был внешний по отношению к ним согласовательный контур. В виде ЦК КПСС. Откуда приезжал человек, облечённный полномочиями и говорил — вам времени до послеобеда, чтобы сделать нечто. А кто не справится — нахрен с должности.

Теперь же такого согласовательного контура нет. А есть несколько параллельных контуров. И они представлены смотрящими от нескольких властных промышленно-финансовых или просто финансовых групп.

Да, прямо вот так — в каждой чиновной структуре сидят несколько представителей разных властных групп, у которых есть задача — следить за тем, чтобы заранее оговорённая часть финпотока, неважно откуда — из бюджета или ещё откуда — ушла этой самой группе.

Поэтому-то и чиновников стало больше — таких групп немало. Здесь не важна даже формальная должность — все и так знают, что Сортир Сортирыч — представитель такой-то группы и право имеет. И единственным способом согласования некоего проекта стало выделение достаточного бюджета, которого хватит и на попил и на дело.

Т.е. схема согласования — изначально системно коррупционная.

И так, кстати — во всё мiре. Везде есть свои национальные особенности, но система везде — одна. Желающим — см. историю перестройки аэропорта им. Аденауэра в Берлине.

Ну вот — рассмотрели системные истоки имеющейся на сегодня коррупции. А теперь — ке фер? Как писала когда-то Тэффи.

Предлагающие больше ловить и сажать — это такие товарищи, которые… Ну представьте себе собаку большую с блохами. И такие вот товарищи говорят: «Надо больше ловить — тогда справимся и будет счастье! Больше к этому народу привлечь нужно! Нужно по блохам шарахать кувалдой!».

Ну и к призывам искоренить коррупцию начисто — тоже следует относится как к благоглупости.

Возвращаясь к примеру с собакой — нужно после того, как перебили всех блох кувалдой — поместить собаку в герметичный бокс, чтобы не дай Бог снова не напрыгали. Этакая сферособака в вакууме.

Вообще нехудо бы понимать, что коррупцию, как и скажем контрабанду, как и многое чего ещё — нельзя победить ни в коем случае. Только теоретически и чисто гипотетически. Здоровой системой будет та, в которой всё это имеется, но — в рамках, приемлемых для общества.

С какой-то стороны это даже полезно. Контрабанда, например, показывает — что именно востребовано на внутреннем рынке. Т.о. 5-7% контрабанды во внешней торговле — это признак здоровой системы.

Итак, сделаем вывод и ещё одно лирическое отступление.

Вывод — с системными недостатками и бороться нужно системно — т.е. перестраивая систему, а не бить по хвостам, сиречь не бороться с проявлениями. Как там доктора говорят — нужно лечить болезнь, а не устранять симптомы? Ну вот.

Ну и лиротступление.

Как всем известно, в «этой стране» даже своих смартфонов произвести не могут. И виноваты в этом, естественно, власти и лично Терран.

Не буду тут разводить турусы на колёсах, просто задам вопрос — а где всё это время были наши доблестные и жутко предприимчивые предприниматели? Ну вот тупо — где? Где все эти частные заводы и фабрики, спешащие удовлетворить ненасытный спрос рынка? Срочно налаживающие производства супервостребованных товаров?

Нету.

А томущо — кому оно нахрен это производство сдалось? Я имею в иду предпринимателей. Это же ведь сложно, непонятно и вообще — ну его. Лучше предпринимать вот как — купить у китайцев по серым схемам или вовсе контрабандой и перепродать здесь.

И всё-таки вопрос остаётся — где, драть их за ногу, частные производства сложных компонентов?

Вот что значит «предприниматели-барыги», вот что такое на 70-80% сегодняшнее предпринимательство.

А спросите-ка у Чичи (Чичваркин) — где его заводы чипов?

А спросите-ка у Ходора — где его заводы композитов?

Ну вот то то.

Это был шабатний текст.

Материал: З.И.Л.

 

Комментариев нет: