Всемирный день алкоголика


Вчера всё пьющее человечество отмечало свой праздник — Всемирный день алкоголика. Не шутка — 20 февраля это Всемирный день алкоголика. И только вна Украине это «день Небесной сотни». Казалось бы — какая странная связь…

Но связь есть. В те дни, когда жители Техаса примерзают довольными улыбальниками к металлическим конструкциям ввиду глобального потепления, а молодёжь Барселоны с нетерпением ждёт выхода нового альбома рэпера Пабло Хаселя, чтобы ещё раз послушать о необходимости отделения Каталонии, к нам продолжают приходить современники, живо интересующиеся тяжёлым охранительством, чтобы побольнее уколоть темой неоимперских амбиций Российской Федерации.

Ай, ай, в самое сердечко прям, знают, куда бить.

Современники эти, как нетрудно догадаться, обычно влетают со смежных нам территорий, которым имперские амбиции России в прошлом помешали спокойно сидеть на деревьях и отращивать хвосты — и вместо этого заставили ходить в школу и мечтать о космосе.

Вопрос о российской имперскости, впрочем, нет-нет да и проскальзывает также на страницах уважаемых международных изданий и в риторике официальных лиц мировых смехдержав. К примеру, бывший вице-канцлер ФРГ Йошка Фишер буквально пару недель назад писал, что ЕС сегодня сталкивается с Россией, одержимой своим бывшим имперским величием.

Или вот прошлой осенью издание Atlantic Council, пытаясь осмыслить одобренные народом поправки к российской конституции, также пришло к выводу, что они в полный рост отражают имперские амбиции нашей с вами Федерации. Что пишут в украинском сегменте – представить сложно, дорогие друзья, а проверить не можем, потому что костюм РХБЗ до сих пор в химчистке после последней экспедиции в интернет-пространство страны четырестачетырии.

Наконец, в январе 2021 на сайте «Эха Москвы» появилось интервью с Максимом Шевченко, который, как джинн, вылез из бутылки и сообщил, что в национальных регионах Россией среди слоёв интеллигенции зреет недовольство национальной политикой Кремля, который подозревают в насильственной русификации и имперских амбициях.

В общем, тема живая, многим до сих пор интересная, поэтому давайте попробуем её размотать.

Начнём с того, что нам с вами удалось выяснить в прошлый раз: люди – уникальный биологический вид на планете Земля, который в условиях непрекращающейся на протяжении миллионов лет межвидовой и внутривидовой борьбы (а также борьбы с весьма агрессивной внешней средой) благодаря своей живучести и обучаемости умудрился занять доминирующее положение на куске остывающего камня, который вместе со всей солнечной системой движется к созвездию Лебедя, если считать относительно центра нашей Галактики.

Как случилось.

Поначалу наши предки были дикими, не очень разборчивыми в половых связях и в свободное время гоняли друг друга палками и камнями, зачастую даже не для защиты собственной территории, а просто на всякий случай, потому что многие первые стаи протолюдей были кочевыми и беспорядочно натыкались друг на друга то тут, то там (далеко не все наши предки вышли онлайн в цветущей Месопотамии, дорогие друзья, и поиск подходящей локации для проживания занимал некоторое время).

Почему мы говорим, что наши предки проявляли агрессию авансом, на всякий случай? Чтобы лучше понять эту часть человеческой психологии сегодня достаточно выбраться из большого города погулять куда-нибудь подальше, например, в болота республики Тывы, где не ловит телефон – и внезапно встретить там какого-нибудь накуренного шатающегося егеря с ружьём за спиной (реальный случай из жизненной практики, кстати). Вы не знаете человека, стоящего перед вами, он не знает вас, вы оба находитесь не пойми где, искать вас обоих, пойди диалог не по тому руслу, будут очень долго.

У него оружие и у вас оружие, которое вы прихватили чисто на всякий, если вдруг попадётся какая-нибудь агрессивная животина. Повисает неловкая пауза.

Живя в городе, дорогие друзья, мы с вами по одному внешнему виду окружающих способны считать, представляют они для нас потенциальную угрозу или нет, поэтому для общего спокойствия научились вести себя и одеваться примерно одинаково, отсвечивая принадлежностью к единой группе.

Но встреться вы с незнакомым человеком за сто километров от цивилизации, вы почувствуете, что на уровне инстинктов не очень далеко ушли от наших дальних предков – и лишний раз спиной к незнакомцу не повернётесь.

Но мы отвлеклись.

Примерно шесть тыщ лет назад (в эпоху неолита) первобытные люди, численность которых к тому моменту достигала уже десятки миллионов особей, наконец-то набегались, многие нашли себе подходящие локации для постоянного проживания и встали на новые экономические рельсы: увлеклись животноводством и земледелием, немного в ущерб охоте и собирательству. Другими словами, экономика наших с вами предков постепенно перестраивалась с присваивающей на производительную.

Вжух! – примерно в 2800 г. до н. э. в Южной Месопотамии появляются шумеры (настоящие), изобретают колесо, клинопись, придумывают себе общие правила сосуществования, закрепляют их законодательно, короче, появляется самая первая цивилизация на земле, пуп всей человеческой цивилизации с настоящей армией, традициями, правителями и сложной социалкой.

Позднее, примерно в 2300 г. до н. э. шумеры и соседние аккады образуют первую империю на нашей планете – Аккадскую. По нынешним меркам она, разумеется, была ни о чём – всего 5,400 военных юнитов – мы бы её сегодня одним Бибирево вынесли, но по тем временам, дорогие друзья, это было невероятное достижение для всего нашего биологического вида.

Позднее, как мы уже писали в прошлом материале, империй было много. Была новоассирийская империя, Македонская империя, Римская империя (с сиквелами в виде Западной Римской империи и Византийской империи), инки, тимуриды, арабский халифат, испанская и британская империи, Монгольская империя (с сиквелом в виде Золотой Орды) и многие другие. Другими словами, люди раз за разом объединялись – хоть и не всегда добровольно – для достижения геополитических сверхцелей.

Слышим вопрос из аудитории – нафига нам этот экскурс в историю? Очень вовремя вопрос, спасибо.

Империи – так исторически сложилось – являются высшей формой социальной организации нашего с вами биологического вида. Империями мы называем крупные политические, экономические, военные и культурные образования, способные проецировать свою мощь вовне, на смежные территории и дальше. Причём, речь идёт именно о полном наборе в арсенале средств влияния на соседей.

Вся человеческая история – и это тоже так сложилось – чем богаче и насыщеннее она становится, тем меньше времени уделяет небольшим государственным образованиям, имеющим скромные охваты влияния.

Так, например, сегодня уже мало кто помнит о древней цивилизации этрусков, и многие не знают, что именно она подарила Римской империи т.н. «римские» цифры и, по сути, письменность. Римская империя также приняла навыки этрусского градостроительства и многие культурные обычаи – вплоть религиозных, до самого пантеона богов. Но исторический вес этих двух цивилизаций для нас с вами сегодня разный.

Аналогичным образом через столетия – если наш биологический вид протянет так долго – на периферию исторической памяти откатятся Украина, Грузия, Киргизия, Бутан, Чад, Уругвай и многие другие государственные образования, которые мы сейчас даже не желаем обидеть, просто констатируем: обречены быть сателлитами современных империй. Мы никогда не услышим о великой украинской империи, например. Никогда не будет могущественной Микронезийской империи или Белорусской империи. Не потому, что они не могут формально взять себе такие названия, просто «империями» мы с вами привыкли называть по-настоящему нехилые полюса комплексного влияния на нашей планете.

Кроме того, в ближайшей исторической перспективе пространство для манёвра у небольших государств весьма ограничено. Они либо полностью, либо частично вынуждены будут присоединиться к крупному полюсу силы, обитающему в их географических широтах, либо ждать чуда – когда мощное государство под боком издохнет и на его останках можно будет попадальничать. Но если сравнить запасы прочности и исторический потенциал условной Российской Федерации и условной Украины, например, то при необходимости сделать ставку мы бы, конечно, поставили на нашу страну, пусть и по низкому коэффициенту.

Что касается нынешних настоящих империй, дорогие друзья, то к ним сегодня действительно можно отнести нас, китайцев и американцев. И с некоторой натяжкой Индию.

ЕС к империям мы отнести не можем. ЕС – это лоскутное одеяло. Нечто среднее между Германией и Румынией, не способное промеж себя оперативно выработать единую позицию ни по вопросам внешней, ни по вопросам внутренней политики, зачастую не имеющее даже монополию на насилие на собственных территориях. Оперирующее исключительно на чуйке спинным мозгом, что наш с вами биологический вид на всех исторических отрезках добивался невероятных результатов путём сплочения, а не разъединения, просто европейский блок пришлось лепить из того, что было под рукой.

Так вот, дорогие друзья, к чему мы это всё.

Почти пять тыщ лет назад в мире была всего одна империя – Аккадская.

На протяжении тысячелетий людская колода тасовалась, пересобиралась и снова распадалась, наши предки выпиливали друг друга с невероятным энтузиазмом и всеми силами старались обособиться, чтобы спокойно гордиться невероятными узорами собственных вышиванок.

К чему это привело?

Сегодня мы имеем уже не одну, а три современные империи (и несколько претендентов на статус), любая из которых в одиночку и с не очень большими потерями сумела бы перемолоть несколько крупных империй прошлого.

О чём это нам говорит?

Наш биологический вид очень медленно, но верно, через тысячелетия идёт по пути объединения, дорогие друзья, пытаясь прикинуть, каким может быть его будущий общий знаменатель, если не брать в расчёт, всю эту глобалистскую идеологическую муть.

Поэтому на планете Земля сегодня так много политических, экономических и военных союзов и всевозможных форм региональной экономической и политической интеграции вокруг основых сверхдержав. Если раньше на большинстве исторических отрезков была всего одна суперсила, сегодня их больше, потому что наши с вами современники в разных частях планеты по привычке делают то, чему жизнь научила наших предков. Хочешь выжить – будь большим, мощным и страшным.

С этой точки зрения наша с вами любимая Федерация сегодня без сомнения может считаться современной империей, причём, одной из старейших на планете Земля.

Поэтому, дорогие друзья, хоть мы и не знаем, какой реакции ждут жители окрестных деревень, когда кричат нам, что мы, русские, проклятая империя – но, нам кажется, «да, спасибо!» — было бы самым правильным ответом на эту странную предъяву. Которая, вообще-то, для нас комплимент.

Короче, за Империю! (и немедленно выпил)

orda_mordora

Комментариев нет: