Привычка заводить рабов


Удивительно, но у некоторых видов муравьев (например, Protomognathus americanus) есть привычка заводить рабов. Муравьи Protomognathus имеют совсем крохотные размеры, средний вес одного насекомого составляет не более пяти миллиграммов. Однако, не смотря на свой небольшой размер, эти муравьи часто совершают набеги на чужие муравейники, убивают всех взрослых насекомых, а молодых забирают в рабство.

Рабы выполняют за них всю работу — ухаживают за личинками, заботятся о муравьиной царице и т.д.

Но, как и в случае с двуногими рабовладельцами, Protomognathus часто сталкиваются с бунтами. Например, некоторые рабы (например, муравьи из вида Temnothorax), повзрослев, начинают убивать все вражеские куколки, которые только могут найти в муравейнике. Так они могут уничтожить до 60-70% молодого поколения муравьев-рабовладельцев.

Исследователи из мюнхенского университета Александра Ахенбах и Сюзанна Фойцик изучили 88 колоний муравьев Protomognathus — во всех они обнаружили муравьев-рабов из вида Temnothorax. Все рабы, которые достигали взрослого возраста, начинали убивать личинок своих хозяев. В некоторых случаях рабы даже объединялись в небольшие отряды, чтобы уничтожать вражеских куколок, буквально разрывая их на части.

Интересно, что такой «бунт», по сути, не приносит никакой пользы порабощенным муравьям, зато уменьшает численность колонии муравьев-рабовладельцев. А это значит, что набегов на другие колонии Temnothorax longispinosus будет совершено меньше.

Отчасти это объясняет, почему колонии вида Protomognathus никогда не достигают больших размеров. Хотя захваченные муравьи и остаются в рабстве навсегда — они помогают своим сородичам, проводя жестокие диверсии в стане врага.

Причем, наблюдения исследователей показали, что от степени родства особей, взятых в плен, с теми колониям, на которых не были совершены набеги, зависит эффективность борьбы муравьев-рабов с потомством хозяев. То есть если в округе, где расположено гнездо муравьев-рабовладельцев, существует свободная колония T. longispinosus, с которыми муравьи-рабы находятся в близком родстве, то, скорее всего, пленные T. longispinosus будут стараться нанести своим рабовладельцам как можно больше вреда. И наоборот: если рядом с муравейником рабовладельцев нет родственников порабощенных T. longispinosus, то муравьи-рабы будут восставать неохотно.

Есть основания думать, что Ленин подозревал что-то такое. Ведь он был грибом, и немного — радиоволной, ему ли не знать обычаи муравьёв? Отсюда и его идея о мировой революции, которую непременно инспирирует в окружающих муравейниках странах существование первого в мире государства рабочих и крестьян.

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем

Материал: https://masterok.livejournal.com

Комментариев нет: