Черчилль и его Фултонская речь


5 марта 1946 года Уинстон Черчилль произнес Фултонскую речь. Выступая в Вестминстерском колледже в США, он поделил мир на два полюса: «те, кто с нами» — и «те, кто с ними». То есть он сформулировал так называемый «биполярный мир».

Что в этой связи надо знать:

1. Черчилль на тот момент был просто политик, а не премьер Англии. Причем политик, с позором изгнанный с премьерского поста.
2. Фултон это родной город президента США Гарри Трумена.
3. Перед выступлением сэр Уинстон плотно работал над текстом и советовался с Г. Трумэном. То есть через Черчилля Трумэн озвучил позицию США как самозванного лидера «Западного мира».
4. В тот момент Британия и СССР имели официальный союзный договор — таким образом, своей речью Черчилль нагадил тогдашнему британскому руководству.
5. Это был фактический ультиматум Сталину — и Сталин его отверг.
6. «Железный занавес» создали и опустили англосаксы, именно они поделили послевоенный мир и начали конфронтацию.
7. Черчилль не был тем, кто первым ввел понятие «железный занавес» по отношению к Советскому Союзу. Он позаимствовал это выражение из статьи рейхсминистра народного просвещения и пропаганды Германии, Йозефа Геббельса.
8. А немного времени спустя наши союзнички уже планировали сбросить атомные бомбы на наши города.

Тут дело вот в чем — у Сталина были достигнуты определенные договоренности с Рузвельтом о послевоенном разделе мира на зоны влияния. При этом США получали довольно много — и в том числе получали возможность здорово заработать на восстановлении СССР, разрушенного войной.

Потом заготовленные под это ресурсы США вынужденно использовали на восстановление Германии, Кореи и даже Японии — и получили с этого совсем не тот выхлоп, который дало бы восстановление СССР (потому что у СССР полно сырья, а упомянутые выше три страны — это голодранцы, у которых после войны были одни руины).

Однако люди, убившие Рузвельта, захотели по окончании WW2 получить больше. Они захотели установить абсолютную гегемонию США над всей планетой. Им казалось, что атомное оружие позволит этого достичь — Германия и Япония разгромлены, Франция и Англия оккупированы войсками США, СССР очень сильно ослаблен войной. Вполне могло получиться, да. Поэтому Трумэн отказался выполнять договоренности Рузвельта со Сталиным — что и вызвало известные трения между двумя странами.

Ну и вот — Трумэну показалось выгодным закинуть ультиматум Сталину не напрямую, а через Черчилля, который уже как бы никто и звать его никак, отставной английский политик, а с другой стороны, Сталин его лично знает по переговорам на самом высшем уровне.

В конечном счете США этот раунд проиграли — никто не мог предсказать, что СССР очень быстро наладит производство реактивных истребителей. Например, мало кто знает, что за период с 1949 по 1952 год СССР произвел 15.5 тысяч одних только истребителей МиГ-15, не говоря уже про другие модели. Доставить атомные бомбы на бомбардировщиках типа Б-29 и даже на только что появившемся монстре Convair B-36 через такую завесу стало явной утопией — и только поэтому атомные бомбардировки СССР не состоялись.

Представьте себе, какое чудовищное напряжение сил понадобилось СССР, чтобы произвести эти истребители в разрушенной войной стране.

Не менее чудовищное напряжение сил понадобилось американцам, чтобы найти выход из этого «бомбардировочного тупика». К счастью, они пошли более лобовым путём — попытались разработать бомбардировщики, которые СССР не смог бы сбить. Боинг довольно быстро сделал B-47 Stratojet, имевший максимальную скорость 978 км/ч на высоте 4968 м и потолок в 12 км (в производстве с 1949 года), а затем и пресловутый Boeing B-52 Stratofortress с потолком почти 17 километров и скоростью до 957 км/ч (в производстве с 1952 года).

Однако прогресс русских в истребителях всё равно оставлял эти машины уязвимыми. Последней серийной машиной в попытке построить недостижимый для истребителей бомбер был Convair B-58 Hustler, имевший максимальную скорость 2124 км/ч и потолок 18 километров. Его удалось довести до ума к 1960 году.

Всё это время американцы копили атомные бомбы и откладывали удар по СССР, ожидая, что авиапром вот-вот даст им средство доставки, которое пробьет русскую завесу из истребителей.

А дождались они того, что 11 декабря 1957 года на вооружение СССР был принят ЗРК С-75, который сделал идею поражения СССР свободнопадающими атомными бомбами — утопией.

Американцы попытались решить эту проблему при помощи запускаемых с бомбардировщиков крылатых ракет, например, AGM-28 Hound Dog — но это были уже, в целом, конвульсии технологии. Потому что русские пошли другим путем и переложили задачу доставки своих ядерных зарядов до США на плечи межконтинентальных ракет. И летающий над головами американцев советский «Спутник» своим бибиканьем явно показывал — «мы сбросим на вас бомбу, а вы и сделать ничего не сможете». Кто тогда в США мог знать, что ракеты Р-7 фактически непригодны для массового применения, и, соответственно, СССР просто блефует?

А потом стало уже поздно. Потом заработала концепция «взаимного гарантированного уничтожения», которая и спасла мир.

Материал: Proper

Комментариев нет: