Горбачев и его успехи
Послушаем откровения товарища hueviebin1 о том, как много для нас сделал Горби:
Как ни странно это признавать, Горбачев установил рекорд продолжительности жизни среди советско-российских лидеров. Впрочем, Горбачеву принадлежит еще один рекорд, и рекорд этот уже не столь впечатляющ — он стал самым ненавистным человеком в истории страны.
Сегодня Горбачев воспринимается не иначе как символ всех бед расейских; эдакий козел отпущения без права на помилование; враг народа, который из вредности отобрал у пламенных строителей социализма вкусный пломбир по 20 копеек, да сам съел всю колбасу по 2,20; закрыл все заводы и сломал все пароходы, но главное — ускорил да смачно разбил об стену Советский Союз, после чего тот, звонко хрустнув, осыпался под половицу мирового империализма.
Но мне все же кажется, что ненавистники дяди Миши немножечко заблуждаются в причинах своих бед, и по случаю юбилея Михал Сергеича я хотел бы их немножечко просветить, насколько это возможно в рамках небольшой статьи.
Представьте себе: двести пятьдесят миллионов человек населения, пятнадцать республик, 15 ЦК партии, мощнейшая машина КГБ; страна с «Первой экономикой в мире», с лучшими надоями, с самыми сиськастыми доярками и знаменитым трактором «Беларусь», главная угроза мировой гегемонии сил НАТО, и вдруг… приходит простой ставропольский комбайнер, не умеющий даже правильно склонять падежи, и в одночасье лишь взмахом руки рушит такого гиганта. А страна, такая мощная, могучая, великая — хренакс, да развалилась. Как же так?
Неужели дело в том, что, как нам рассказывают теперь либералы, Советский строй был слеплен из наиболее изобильного на Руси материала, более известного под названием «гогно и палки»? А Горбачев, какбэ, просто мимо проходил, да зацепил плечом это сооружение? Да не, ерунда какая-то.
Поскольку в советском и пост-советском ПТУ для получения зачета достаточно было порой лишь определить ромб, нарисованный на доске, неудивительно, что нынешним «патриотам СССР» совершенно неизвестно о том, что Горбачев наоборот хотел сохранить СССР, и более того — культивировал жесткое подавление протестной активности (ночь саперных лопаток в Тбилиси не даст соврать). Другое дело, что очень скоро стало ясно, что данные методы не подавляют, а наоборот — обостряют протесты, ввиду чего от них скрипя зубами пришлось отказаться. А гласность, перестройка и прочие прелести горбачевского периода — не более чем отчаянные попытки затормозить мчащий на полной скорости под откос локомотив, груженный углем, чугуном, колбасой по 2,20 и домнами.
У первого и последнего президента СССР было лишь два пути: первый — сказать «что не запрещено, то разрешено», второй — сжать демократическую ладонь в пролетарский кулак и выбить из окраин всё «национальное самосознание». При втором варианте СССР бы точно так же распался, но уже в результате кровавых войн — по еще одной Чечне с Карабахам мы бы получили практически в каждой союзной республике, а их, на минуточку, было 15. Горбачев мудро выбрал первый вариант, а второй себе забрал самодур Слободаун Милошевич, лидер другого государства, обреченного на неминуемый развал. Результат в обоих случаях, как мы хорошо помним, был один. А «если нет разницы, то зачем…»? Вот и я думаю, что незачем.
Говорят, что после перестройки разграбили все «великое» советское наследие. Но разве лично Горбачев его разграбил? Я отчего-то не слышал о яхтах и самолетах Горбачева, и даже про его комнату грязи с аквадискотекой, а вы? А вооружившись болгарками, первыми в очередь на распил советского имущества встали вчерашние члены ЦК — все, как один, коммунисты. Горбачев же просто большой ребенок, который взял поиграть красивую игрушку под названием СССР, а она и треснула в его руках, оказавшись дешевой подделкой.
Кстати, а вы знаете, почему болгарка называется «болгаркой»? Угловая шлифовальная машина (УШМ) вообще-то была изобретена в 1954 году немецкой компанией Ackermann + Schmitt (FLEX-Elektrowerkzeuge GmbH) в Штайнхайме-на-Муре. До нее аналогичный инструмент существовал с пневматическим приводом и активно применялся на заводах еще до войны — но немцам с FLEX удалось удачно скомпоновать аналогичную машинку с электроприводом. Во многих странах из-за этого УШМ называется просто «Флекс».
Вот эта легендарная машинка Flex DL9.
Но у советских особая гордость. В СССР первые образцы электрических УШМ появились лишь в 70-е годы, и выпущены они были именно в Болгарии, на предприятии «Спарки Элтос» под торговой маркой «Eltos» в городе Ловеч. В самом СССР производство электрических УШМ так и не освоили до самого распада страны. Поэтому-то к УШМ прилипло название «болгарка». Нигде кроме СНГ ее так не называют.
По сей день можно слышать нескончаемое нытье про развал Горбачевым и Ельциным промышленности и закрытие заводов. СССР давно нет, а советских любителей чадящих труб — полстраны. Как в анекдоте про цирк, который уехал, а исполнители остались… Причем любителям СССР нужна именно тяжелая промышленность, никакая другая для нашего человека не сексуальна… Вот надо, чтобы прям фаллический символ промышленной трубы раздирал своим твердым концом нежную небесную плеву; чтоб грозовой крепостью чадящие трубы окружили нашу страну да не дали через них ворогу пробраться к бархатному лону нашей государственности; чтоб каждый день, скрываясь за непроходимым лесом труб, наш человек чугун выплавлял во славу отечества.
На самом деле и в СССР огромное количество заводов было не просто совершенно ненужным и неоправданным — оно висело мертвой удавкой на шее советской экономики. В СССР по сути заводы строились только ради того, чтобы выплавлять на них из чугуна детали для новых заводов — такой вот замкнутый круг; такая вот оголтелая советская шизофазия. В итоге всю страну застроили фактически не нужными заводами — страна-матрешка эдакая. Завод в заводе. Пришел на завод, прошел проходную, а там другой завод. Вошел в него, а там третий. И так до бесконечности.
Строили, строили заводы, и в итоге страна подохла под неподъемной тяжестью выплавленного на них чугуна. Как злой Раджа под монетами золотой антилопы.
Представляю, с каким придыханием Игорь Кириллов вещал советскому жителю через черно-белый телевизор «Чайка» о том, как в каком-то Краснозапупинске на металлургическом комбинате на пять месяцев ранее срока пущена новая домна, что позволит дать стране несколько тысяч тонн чугуна сверх плана. Домна пущена ранее срока в соответствии с повышенными обязательствами, которые взяла на себя бригада монтажников к приближающемуся очередному съезду КПСС. Какое счастье в те моменты сковывало уголки губ советского гражданина, ведь новая домна — это дополнительные тонны чугуна, из которого будет сделана сталь, из которой будет построен новый станок, при помощи которого можно будет произвести на тонну чугуна больше, из которого получится 3 тонны свежей стали, из которой можно построить завод, на котором можно будет производить станки для производства чугуна, из которого можно производить сталь, из которой…
Вот так вот целая армия народу целыми днями крутила никому нафиг не нужные детальки и гордилась тем, что крутила детальки для того, чтобы с их помощью крутить новые детальки. Я говорю: страна-матрешка — недаром эта игрушка так хорошо у нас прижилась.
Заводы и фабрики строились во всем цивилизованном мире. Но если на Западе они строились с четкой конечной результативной целью, то в СССР они строились, чтобы показать Западу, что у нас тоже строятся заводы. Большое изобилие заводов и фабрик оправдано в мире капиталистической конкуренции. Например, построили предприниматели и инвесторы в США завод, чтобы производить на нем автомобили Шевроле. Другая группа предпринимателей увидела это и решила построить завод производства автомобилей Каддилак. Третья группа открыла завод Форд и т.д. и т.п. В итоге, потворствуя потребительскому спросу, по всей Америке вырастают десятки заводов, производящих разные товары.
В СССР, видя это, тоже открывают десятки заводов, с той лишь разницей, что на первом у нас производят трактора, на втором — трактора, на третьем — трактора, на четвертом… ни за что не догадаетесь что. В итоге наштамповали в разы больше тракторов, чем требовалось. К 1985 г. в СССР было около 400,000 тракторов, а в Америке — около 50,000. При этом зерна в США отчего-то было больше, в то время как в СССР далеко за горизонт уходили заводы, трактора и комбайны… а зерна, вы удивитесь, не было — его в США приходилось закупать.
Удивительное открытие: если ты произведешь в десять раз больше нормы тракторов и комбайнов, это не значит, что ты соберешь в десять раз больше нормы зерна. Это значит лишь то, что норму зерна, которую собирает один трактор, ты соберешь десятью.
Таким образом в период гласности страна входила с телом, нещадно изъеденным злой сыпью бесконечных заводов, фабрик и шахт, большинство из которых никому нахрен не сдалось, и приносившими колоссальный убыток. К этому следует добавить, что степень изношенности оборудования даже на ключевых предприятиях было критическим. Так, например, степень износа производственных мощностей магнитогорского металлургического комбината в 1991 году составляла 89%. На ремонт всего этого денег не было. Зато было много тракторов, пылящихся в гаражах, да шахт в вечной мерзлоте (хорошо еще, что не стали рыть шахты на дне океана — от этих идиотов из ЦК КПСС можно было всего ожидать).
Конечно, в результате комедии под названием «приватизация» владельцами многих предприятий оказались люди случайные, которые да, распродали, что можно, и смотались. Это было повсеместно. Однако то, что имело запас прочности, почему-то продолжало работать, а вот то, что изначально выпускало хлам, умерло безвозвратно.
Понятное дело, большинство рабочих воспринимало это в штыки — мол, их предприятия распродали, и они остались без зарплат. По этой же причине принято ненавидеть Горбачева и Ельцина из-за приватизации. Тут, конечно, палка о двух концах — приватизация и правда во многом была варварской. Впрочем, все эти ненавистники проведенной приватизации отчего-то не торопятся отказаться от советских квартир, которые они смогли приватизировать себе как раз благодаря реформам — какая, однако, кокетливая избирательность.
Потом вот наркомания, бл@дство и алкоголизм, буквально волной цунами захлестнувшие Россию после перестройки. Но ведь этих людей воспитали наркоманами, алкоголиками и т.д. их родители, т.е. люди, все свою жизнь прожившие по уши в социализме. Так при чем же здесь престройка-то?
И так во всем. Разве демократия виновата в том, что миллионы советских людей, вместо того, чтобы зарабатывать деньги (когда их реально из воздуха возможно было делать), сидели сутками у телевизора и заряжали воду от сеансов Чумака? Да нет же. Просто в СССР очень хорошее «образование» было, и его результаты мы увидели в 90-х. Была высокоинтеллектуальная нация, самая читающая в мире, а вдруг пришли Горбачев с Ельциным и, видимо, отняли у населения его любимые книги, а потом и вовсе развалили всю образовательную систему?
Это очередные бредни, в подтверждение чему любой желающий может зайти в Одноклассников и на Яндекс Дзен — там пред вами советское образование предстанет во всей красе (парадоксально, но обитающие в данных сетях люди с советским образованием, не взирая на житейские седины, умудряются писать куда более безграмотно, чем сегодняшние школьники во ВКонтакте).
Когда говорят о качестве советского образования, обычно ориентируются на столичные и Ленинградские ВУЗы, что есть неприкрытая манипуляция. А я просто напомню о том, что почти половина населения СССР были выпускниками ПТУ — заведения, которое лишь условно можно отнести к образовательному. И репутация у ПТУ была столь ужасающей, что в 90-е и нулевые все путяги стали массово переименовываться в колледжи и техникумы, дабы избавиться от неприглядного советского прошлого. Меня в детстве мамка ПТУ все пугала, говорила — будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ, а в ПТУ — быдло, и ты тоже станешь быдлом. Я отчаянно махал руками и плакал в ответ «Нет! Не хочу стать быдлом! Не хочу вырасти и сидеть в одноклассниках! Не отдавай меня в ПТУ, мамочка».
А про советскую культуру я вообще молчу — вся она умещается в одном емком слове «шансон»; шансон, который являлся самым популярным стилем в музыке у воспитанного в СССР поколения.
Так что никакой Горбачев не мог «отупить» нацию, если она изначально таковой не являлась. И отучить от страсти к чтению не мог точно также. Миф «о самой читающей нации» родился благодаря тому, что в СССР книги и газеты печатались чуть ли не миллионными тиражами.
Что касается газет — их тиражи существенно превосходили тиражи западных изданий по двум банальным причинам. Первая — в СССР было очень слабо развито радио и телевидение, а по сути до 80-х их не было вообще (8 телевизоров на 100 семей в 1960 году, 35 — 1970, и лишь к 1980 их количество увеличилось до 91 на сто семей), ибо два канала с круглосуточными рассказами об истории КПСС и радостными историями колхозников о повышении нормы надоев никто в трезвом рассудке смотреть не будет. А в газетах хотя бы кроссворды есть. Во-вторых, газеты пользовались большим спросом не за счет стремления населения к возвышенному, а за счет его стремления к бытовому — в СССР не было туалетной бумаги, а как только она появлялась, мгновенно становилась дефицитом.
Что же касается книг, то их печатали не по потребностям, а как и все в СССР — по плану. Отсюда и миллионные тиражи, 90% которых сгнивали в библиотеках. А если в СССР что и читали, то абсолютно ненужную хреноту. Например, обязательным атрибутом каждого серванта каждой советской квартиры являлась пулеметная лента книг о похождениях некоей Анжелики. Эдакая дешевая поделка, ставшая тормозом настоящего искусства. В то время как настоящая литература (Булгаков, Оруэлл, Пастернак, Хемингуэй и т.д. и т.п.) печаталась микроскопическими тиражами.
Т.е. все ужасы, которые творились в 90-е, являлись прямым следствием предшествующего демократии социализма. И нет заслуги Горбачева в развале СССР — его разваливали те, кто еще вчера радостно пели гимны любимой партии. Заслуга Горбачева лишь в том, что он наглядно показал, к какой феноменальной деградации общества приводит социализм: сними занавес, и наружу польются реки гнили. Россия 90-х, таким образом, является наглядным пособием страшных последствий социалистической системы. Она демонстрирует то, что никогда не должно повториться во избежание аналогичных последствий; Россия 90-х наглядно продемонстрировала, что социализм превращает общество в дикарей.
Поэтому, уважаемый ненавистник Горбачева, мне прекрасно понятны твои страдания, но будь честным хотя бы перед самим собой: не следует переваливать вину своей глупости на других людей — скинуть всю ответственность на конкретного человека проще простого. Ты можешь бежать от капитализма сколько угодно, но от себя не убежишь! Поэтому я призываю тебя набраться храбрости и взглянуть правде в глаза: ты уверен, что в том, что в твоих неудачах 90-х виноват Горбачев?
PS. Вот такие точки зрения на роль Горби тоже существуют. Всё ли тут правда? Конечно же, нет — тут полно передергиваний, да и о многом товарищ умалчивает. Однако кое-какие нехорошие моменты, присущие позднему СССР, товарищ подметил правильно. С ними надо было что-то делать. И беда Горбачева в том, что он оказался просто дураком. Вместо аккуратного постепенного изменения страны он заторопился, хотел хорошо выглядеть в глазах «западных партнеров» — вот всё и посыпалось.
Из его ошибок надо сделать выводы, и больше не быть столь легковерными.
Материал: https://hueviebin1.livejournal.com
Комментариев нет: