Экономика арабского типа


Интересно читать туристические записи разных времен и сравнивать их с современными реалиями. Вот, например, выдержки из «Путевых заметок во время путешествия по Италии, Египту и Палестине» И. Слонова, написанных перед Первой мiровой войной.

 

Вот ведь сто лет прошло, а стихийная арабская туристическая экономика в Египте все та же:

«Когда у пирамид я вышел из вагона, меня атаковала целая куча арабов с верблюдами и ослами; я сел на ослика и поехал, окруженный со всех сторон кричащими арабами, которые предлагали мне разныя статуэтки, камни, а один из них даже притащил человеческую голову и руку от мумии, и очень убедительно просил меня купить их…»

 

«Они смотрели мне в глаза, желая тем предупредить малейшие мои желания; некоторые из них часто произносили слова «хозяин, хорошо»; когда я слезал с осла, они осторожно меня подхватывали под руки и водили как преосвященнаго; затем, когда я опять садился на осла, то поддерживали меня за руки, за ноги, за фалды и за эти утонченныя услуги просили «бакшиш»; со мной было много мелких денег 12 рублей, которые все быстро перешли в арабские карманы; затем я еще несколько раз приезжал к пирамидам, и на меня каждый раз так же набрасывались арабы, но я, наученный опытом, энергично удалял их от себя.»

 

«В то время, когда я оканчивал осмотр шлюзов (примечание: на Асуанской плотине), ко мне подошел араб средних лет и очень усердно начал просить меня разрешить ему броситься в воду вниз головой с каменной стены шлюза, вышиной от воды 21 аршин, и за это удовольствие расшибить себе голову — просил всего только один шиллинг; я, разумеется, отказал ему в этом, но он снова стал просить меня; тогда мой гид сказал, — все равно он от вас не отстанет, прикажите ему броситься в воду; араб моментально разделся и бросился вниз головой… затем вынырнул, быстро вскарабкался кверху и по железной лестнице и получил от меня шиллинг.»

 

«Третья казнь, и самая горшая, (так как от нея средств никаких не имеется) – это «бакшиш», который преследует вас здесь повсюду, куда бы вы ни пошли. «Добрые арабы» просят бакшиш за малейшую услугу, а то так просто и без всякой услуги; достаточно арабу увидеть туриста, он тотчас просит бакшиш.»

 

Материал: https://everstti-rymin.livejournal.com

 

Комментариев нет: