Газовая война: США сдались



США открытым текстом признали невозможность остановки строительства трубопровода СП-2. «Как можем мы остановить реализуемый в другой стране проект, законченный на 95 процентов?» — заявила Псаки.

Теоретически остановить его можно было накладыванием санкций на немецкие порты, немецкие страховые компании и немецкие суда, что в США признали слишком опасным делом — это грозило разрывом «атлантической солидарности» и серьезным конфликтом между США и Европой. Но заявить, что США ничего не делают, тоже было бы слишком неприличным, поэтому были наложены санкции на российские суда и их владельцев, специально созданные фиктивные компании. Ни оператора Северного потока, ни Газпрома это не коснулось.

Осталось менее месяца до окончания строительства трубы «Б» — 2 км на датском участке и 16 км немецкого участка. И 60+16 км. трубы «А». Даже если строить по 0,5 км в день на одно судно, оба судна закончат работы за 3 месяца.

Любители посмаковать конец Газпрома, тем не менее, испытали воодушевление в связи с новыми санкциями США в отношении «Северного потока-2». Напридумывав себе невесть что — типа увязки строительства с транзитом через Украину.

В этом смысле строительство и даже ввод в эксплуатацию СП-2 ничего не меняют в плане газовой стратегии России. Изначальный замысел строительства двух обходных трубопроводных систем включал в себя полный, окончательный и бесповоротный отказ от украинского транзита. Буквально до декабря 2019 года в предельно категорической форме заявлялось о том, что даже 15 млрд кубометров — это абсолютно нереалистичный объем. Ни одного литра — звучали даже такие высказывания.

Смысл Северного потока-2 — это более короткий путь в Германию, и через нее в Западную Европу. Когда в советские времена по сделке «Газ-Трубы» строился газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, немцы поставили условие. Газопровод был должен обходить ГДР. В результате он вышел длинней на 1000 км, чем прямой путь через Белоруссию и Польшу, зато прошел через Украину.

Новые газопроводы намного экономичней, чем ГТС Украины, короче на 1000 км. Как по длине, так и в сравнении с устаревшей дырявой украинской трубой. Турецкий поток + Северный-1 и Северный-2, всего 135 млрд кубометров, позволяют закрыть весь экспорт газа в страны западной Европы. Это не только обход Украины, но и обход Польши и Белоруссии. Теперь путей экспорта российского трубопроводного газа четыре, через Германию, через Турцию, через Польшу, через Украину. В случае возникновения проблем на одном из маршрутов, всегда можно перекинуть газ по другому маршруту. Таким образом Россия полностью избавляется от давления монополистов-транзитеров. В этом был смысл строительства потоков, а не какая-то отвлеченная идея обхода Украины.

Конечно, главными противниками строительства этих труб были Украина и Польша, естественные транзитеры. Все остальные страны Европы, кроме Прибалтики и Словакии, в той или иной степени получают более выгодные предложения. Одни сами становятся транзитерами, другие становятся газовыми хабами, третьи получают увеличение числа поставщиков, а значит, возможность выторговать скидки.

Видите — под газ «Северного Потока» уже выстроилась целая куча желающих.

Это не только проект Газпрома, это пан-европейский проект, где доля Газпрома только 50% и только в подводной части, но еще столько же стоит уже построенная европейская наземная инфраструктура, газопровод Eugal. Запретить Северный поток-2 — всё равно что нанести удар по крупнейшим европейским энергетическим компаниям. Ни одно правительство Германии на это не пойдет.

Мечты хохлов и пшеков, что в сентябре в Германии придет «зеленое правительство» и закроет проект или с чем-то его увяжет — смешны. Даже если такое случится, будут суды. Не только о возмещении стоимости строительства, но и возмещении упущенной прибыли.

Другое дело, что для того, чтобы поток вышел на полную мощность, нужно 3-4 года. Что и будет подаваться русофобами как доказательство того, что газ по этим трубам не нужен. Все это проходили на примере «Северного потока-1», и проходят на примере «Турецкого потока» и «Силы Сибири» сейчас. Когда обычное постепенное увеличение мощности в течении нескольких лет выдается за проблемы. Ах, по Силе Сибири прокачали 5 млрд кубов, вместо 40 по проекту. То, что Китай не достроил свое продолжение Силы Сибири до Шанхая, умалчивается.

Мало того, Россия страхуется от закрытия «Северного потока-2» и «Силы Сибири». На концах российских наземных частей строятся гигантские газоперерабатывающие мегакомплексы. Даже если эти трубы не будет работать, в то время когда европейские наземные части простаивают, российская наземная часть не будет стоять без дела.

Европа. Закрытие атомных и угольных станций приведет к увеличении газовой энергетики. И без российского газа ей будет тяжело. В Европе происходит ежегодное сокращение добычи газа. В 2000 году там добывалось 240 млрд. кубометров газа. А сейчас, точнее в 2020 году, добыча природного газа в ЕС составила 54 млрд кубометров. Это даже по сравнению с уровнем добычи в 70 млрд кубометров в 2019 году огромное падение.

Активно сокращают добычу Нидерланды. Румынские месторождения в Черном море истощаются. Добыча газа в Норвегии последние 4 года падает. В 2020 году было добыто 113,2 млрд кубов газа. В 2021 ожидают 110 млрд кубов. На экспорт будет отправлено еще меньше.

Поставки газа от Газпрома за первый квартал увеличились в большинство стран, в т.ч.:

в Турцию — на 106,6%, более чем в 2 раза. До 7,8 млрд кубометров.
в Германию — на 33,3%, до 15,5 млрд кубометров
в Польшу — на 18,5%, до 2,4 млрд кубометров
в Сербию — на 71,3%,
в Финляндию — на 67,3%, до 0,76 млрд кубометров
в Румынию — на 90,4%,
в Болгарию — на 52,4%,
в Грецию — на 23,4%.

Всякие надежды, что Польша прекратит импорт российского газа, или его прекратят какие-то другие страны, бессмысленны. Во-первых, до конца 2022 года действует договор о ежегодной покупке газа Польшей в размере 9 млрд кубов. Надежды Польши на получение газа по Baltic Pipe в размере 10 млрд кубов из Норвегии тоже смешны. Если у Норвегии заберут 10 млрд кубов, то это не означает, что Норвегия будет больше качать газа. Это означает, что кто-то в Европе лишится этих 10 млрд кубов, и их заместит Газпром.

Турция увеличивает закупки российского газа. Болгария тоже. У газа «турецкого потока» появился новый покупатель — Румыния. К маю 2021 г. Румыния импортировала больше российского газа, чем за весь 2020 г. Румынские месторождения в Черном море истощаются. В 2021 прогнозируют закупку 3 млрд кубов, вместо 1 млрд. в 2020.

На полную мощность «Турецкий поток» должен заработать в конце 2021 или в начале 2022 года, когда достроят интерконнектор из Сербии в Венгрию. Голосить про то, что «свежепостроенный поток не работает на полную мощность» — это обман. Что там с Северным потоком-1, недогруз которого с 2010 по 2017 также смаковали русофобы — почему-то уже не вспоминают. А дело в том, что он работает на 110%, при проектной полной мощности 55 млрд. кубов качает 60 ежегодно.

Очень забавно при этом читать хохлов:


Стратегический просчет (а если точнее — цела серия таких просчетов) некомпетентного руководства Газпрома и совершенно неадекватного политического руководства в Кремле привел к тому, что в строительство в общем-то, ненужных трубопроводных систем вброшены колоссальные средства. Которые никогда не окупятся. Слово «никогда» стоит понимать буквально. Всего по самым скромным оценкам в эти проекты только прямым образом было вброшено около двухсот миллиардов долларов (включая и строительство инфраструктуры на территории самой России).

Да, сумма в 200 млрд (это вкупе со всеми мега-газоперерабатывающими комплексами) вполне имеет место быть. Но это не траты, это инвестиции в производство. А самое главное, что практически все эти деньги вложены обратно в экономику России. Они достались добывающим металл предприятиям и ГОКам, трубным и машиностроительным заводам, логистам, портам. Эти деньги так и остались в стране, хе-хе, пролившись золотым дождем зарплат на граждан России. В худшем случае за рубеж ушло 20-30% от 200 млрд. Все остальное осталось в России.

Причем ежегодная прибыль от экспорта газа в России, составляющая около 100 млрд долларов, окупает эти инвестиции за несколько лет. А дальше — сплошной прибыток.

В чём тут стратегический просчет? Мы получили компетенции в строительстве и ряде смежных областей, гигантские заводы полимеров, устойчивый приток валюты, готовность к переходу на водородную энергетику. Ведь водород и гелий также будут выделять из газа на мегакомплексах Усть-Луги и Амура.

Конечно, русофобам это неприятно. Но кому теперь легко? И вообще — русофобы должны страдать, они должны привыкать к мысли, что русофобия — это боль.

https://genby.livejournal.com

 

Комментариев нет: