Свежее мифотворчество от мелокобриттов
Здравствуй, дорогой дружок! Сейчас я расскажу тебе сказку. Твой друг, плюшевый медвежонок Винни Пух (у которого в голове опилки), поселился в Лондоне, в Королевском институте международных отношений (Chatham House), и, судя по всему, возглавил его.
Доклад Винни-Пуха называется «Мифы и заблуждения в дебатах о России» или «Как они (то есть мы) влияют на западную политику и что можно сделать». В скобках — наши комментарии.
Во вступлении отмечено, что политика Запада в отношении России не смогла достичь своей основной цели — установления стабильных и управляемых отношений.
Нужно разработать более эффективные ответы на растущие вызовы для сдерживания российской агрессии за рубежом и обеспечить менее враждебные отношения с Россией без ущерба для принципов суверенитета, безопасности и ценностей, на которых они основаны. Для этого предпринята попытка развенчать 16 наиболее распространенных мифов о России.
При этом в культивировании этих мифов обвиняют именно Россию, поскольку «Кремлю выгодна эта дезинформация для перестройки европейской системы безопасности по российскому образцу и получения привилегированных интересов». Поэтому Россия в обозримом будущем «продолжит попирать» международно признанные принципы поведения и совершать дальнейшие агрессивные действия по пересмотру баланса мировых сил в более благоприятном для себя контексте.
Миф 01: Россия и Запад являются «плохими» друг для друга.
Общественность пытаются убедить в том, что расширение НАТО на восток было вызвано «спросом на единые интересы и ценности», а требование России «мирного добрососедства» двулично по причине « военной интервенции в Грузию и Украину» (джентльмены забыли доклад комиссии ЕС под руководством Хайде Тальявини о том, что боевые действия начала Грузия и ответ на нападение на российских миротворцев был оправдан. Не заметить, что на Украине идет гражданская война, может только слепой идиот).
Миф 02: Россия и Запад хотят одного и того же.
Западные и российские ценности не могут быть примирены, поэтому российские представления об отношениях между государствами неприемлемы. (Запад совершенно не хочет признать, что его политика навязывания ценностей является вмешательством во внутренние дела России, не имеющим ничего общего с укреплением системы международной безопасности и взаимовыгодным экономическим сотрудничеством).
Миф 03: России обещали, что НАТО не будет расширяться.
России никогда не предлагали формальных гарантий относительно пределов расширения НАТО после 1990 года. Акт Россия – НАТО «признал неотъемлемое право всех государств выбирать средства обеспечения своей собственной безопасности» (джентльмен хозяин своего слова — он дал, он и забрал обратно. Тем не менее, в разделе IV Акта указано, что НАТО будет осуществлять коллективную оборону через потенциал усиления, а не путем дополнительного размещения на постоянной основе существенных боевых сил. Два стратегических плацдарма с инфраструктурой в Польше и Румынии не вписываются в эту норму.)
Миф 04: Россия не находится в конфликте с Западом.
Кремль стремится подорвать западные интересы с помощью хорошо зарекомендовавшего себя инструментария, такого как вмешательство в выборы, целенаправленные убийства, санкционированные государством, и информационная война. (нет доказательств? А «хайли лайкли»? Налицо подмена причинно-следственной связи: это не Россия инициировала конфликт, а Запад, причем крайне неуклюже).
Миф 05: Нам нужна новая общеевропейская архитектура безопасности, включающая Россию.
Российские лидеры выступают за создание основанной на договорах общеконтинентальной европейской системы безопасности, которая заменила бы существующие евроатлантические структуры, в частности НАТО. Россия продвигает положение о том, что государства не должны подвергаться критике, если они управляют своими внутренними делами способами, несовместимыми с ценностями демократии, прав человека и верховенства закона. Эти фундаментальные расхождения несовместимы (господа хотят иметь право под предлогом продвижения демократии бомбить любую страну, поправ её суверенитет. Югославии «демократизация по – европейски» и «цивилизационный» обеднённый уран принесли свыше 1700 погибших мирных жителей, в том числе более 400 детей).
Миф 06: Мы должны улучшить отношения с Россией, даже без российских уступок, поскольку это слишком важно.
Холодная война является первостепенным императивом для успешной перезагрузки отношений с Россией, что неизбежно приведет к полнофункциональным отношениям. Москва не выдвигает желаний о сотрудничестве, все попытки являются работой западных политиков и терпят неудачу по причине нелиберального подхода Кремля. (если выдвижение ультиматумов без каких-либо встречных уступок, в стиле «вы должны, а после этого мы подумаем» является политикой, то Европа просто обречена на самоубийство. Ключевой момент всех претензий в том, что стремление России выступать как независимый игрок, отстаивающий свои национальные интересы, расценивается как «стремление к господству»).
Миф 07: Россия имеет право на оборонительный периметр – сферу привилегированных интересов, включая территорию других государств.
Это несовместимо с провозглашаемыми евроатлантическими ценностями, касающимися суверенитета государств и права на самоопределение. Это наносит ущерб геополитическому порядку и международной безопасности, поскольку косвенно дает разрешение на действия России – территориальные агрессию, аннексию, даже открытую войну – это риск создания нестабильности в соседних с Россией странах и в Европе в целом. (налицо раздвоение личности: с одной стороны ранее упомянуто стремление России строить систему безопасности на основе договоров, с другой – притянуто за уши стремление к агрессии и аннексии. Вспоминая определенные события на Украине и демарши по высылке российских дипломатов в стиле «назло бабушке отморожу уши», упоминание о суверенности этих стран вызывает сочувственную улыбку.)
Миф 08: Мы должны вбить клин между Россией и Китаем, чтобы помешать им действовать в тандеме против западных интересов.
Россия и Китай имеют естественную идеологическую совместимость и взаимодополняющие экономики, обеспечивающие взаимовыгодное сотрудничество. Но господство Китая продолжается, и двусторонняя напряженность в дальнейшем выйдет на первый план. (не исключая такой возможности, должен заметить, что в обозримой перспективе Китай нуждается в российских энергоносителях и в военно-техническом сотрудничестве с Россией для защиты своих достижений. При сохранении тенденций, единая Европа в нынешнем виде просто не доживет до этого конфликта).
Миф 09: Отношения Запада с Россией должны быть нормализованы, чтобы противостоять росту Китая .
Сближение с Россией в качестве стратегического средства противодействия Китаю, скорее всего, произойдет на условиях Кремля и будет означать принесение в жертву с трудом завоеванного суверенитета других постсоветских государств. Западные страны не могут позволить себе роскошь сосредоточиться исключительно на проблемах, создаваемых Китаем, в то же время каким-то образом замалчивая агрессивное поведение России. (я не могу сказать, что стоит за этим постулатом: то ли понимание, что Россия принципиально не будет строить дискриминационную политику в угоду чужим интересам, то ли следование политике конфронтации и русофобии как мейнстриму).
Миф 10: Евразийский экономический союз является подлинным и значимым партнером ЕС.
Торговая политика не является отдельным, неполитизированным направлением во внешней политике России; она ему подчинена. ЕАЭС функционально не может выступать в качестве интеграционного органа в Евразии, не в последнюю очередь потому, что Россия не имеет экономического интереса к всеобъемлющей либерализации торговли ни внутри ЕАЭС, ни через зону свободной торговли с ЕС. (на самом деле здесь скрыт страх еврочиновников, которые своими бесконечными регуляторными мерами уже превратили свободный рынок в обслуживание интересов ведущих игроков. Особенно доставляет то, что от имени ЕС вещает вышедшая из него Англия).
Миф 11: Народы Украины, Беларуси и России — одна нация.
Это исторически неверно, хотя две первые имеют исторические и культурные корни в составе исконно европейского Великого герцогства Литовского. Идея триединой русской нации принижает уникальность исторических культур коренных народов, стремящихся к большей интеграции с Европой. ( под столом.. Если уж не знают про славянские племена кривичей и вятичей, историю Полоцкого княжества, Даниила Галицкого, то хотя бы прочли, что в ВКЛ не было украинцев и белорусов – были литвины и русины).
Миф 12: Крым всегда был русским.
Кремль распространяет фикцию о том, что Крым законно и добровольно отделился от Украины и присоединился к России в 2014 году. Исторически (до 2014 года) Крым принадлежал России в общей сложности всего 168 лет, начиная с его письменной истории. ( в чём заключается незаконность и какая норма права нарушена, господа по привычке не утруждают себя объяснениями. Если использовать их методику: Украине Крым принадлежал всего 60 лет, причем передача Крыма в состав УССР в 1954 году была проведена Указом Президиума Верховного Совета СССР, не обладавшего такими полномочиями по Конституции СССР, без утверждения Верховным Советом РСФСР. Зачем приплетена письменная история, а не государственная принадлежность и как это соответствует праву наций на самоопределение — уму непостижимо.)
Миф 13: Либеральная рыночная реформа 1990-х годов была вредна для России .
Скромно упоминается, что объем производства сильно упал, потому, что … реформы проводили плохо и правильное направление было омрачено коррупцией. Но это не означает, что рыночная экономика не совместима с Россией (падение ВВП к 1998 году на 41%, в то время как в годы Великой Отечественной войны оно составило всего 24 %, падение реальной зарплаты почти на 70 %, более 50 % бартерных сделок – такие неудобные подробности публиковать, безусловно, незачем).
Миф 14: Санкции — это неправильный подход.
Экономические санкции уже продемонстрировали практическую и нормативную ценность в качестве реакции на неприемлемое поведение России, но им нужно дать время для работы. Санкции также демонстративно осуждают неприемлемое поведение и подтверждают коллективную приверженность нормам и принципам международного порядка. (насколько это законно с точки зрения международного права, во что обошлись эти санкции экономике Европы, и повлекло ли это изменение политики России – тишина. Расписались в бессилии).
Миф 15: Все дело в Путине – Россия — это управляемая вручную централизованная автократия.
Путин может вмешиваться во все виды принятия решений, но внешние наблюдатели не понимают роль коллективных органов типа Администрации Президента или Совета Безопасности, мощь и сложность российской бюрократии.
Миф 16: То, что будет после Путина, должно быть лучше Путина.
Вероятность того, что постпутинская Россия построит жизнеспособную демократическую политическую систему сейчас ниже, чем в 1990-е годы. Стране потребуются новые профессиональные кадры элитных бюрократов и политиков, если она хочет обеспечить подотчетное и эффективное управление. Условий для выращивания таких кадров в сегодняшней России нет. Политическая культура России, несомненно, продолжит препятствовать развитию более конструктивных отношений с Западом. (последние два пункта наиболее близки к истине. Очень маркерно определение «подотчетное». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться — кому, и это не народ России. Не указана причина, почему это произошло. Здесь нам все предельно понятно – мы поняли истинные намерения «партнеров» и колониальное ограбление под фальшивым флагом «демократии и единых европейских ценностей» больше не должно состояться. Для этого начата активная зачистка страны от агентов влияния и НКО и пресечение их финансирования из-за рубежа).
Естественно, что рекомендации соответствуют обозначенным выше посылам. И это уже серьезно. Первый из них: Россия не является партнером Запада, стратегические интересы Москвы и Запада несовместимы.
Поставлены цели:
— усиления НАТО в Балтийском регионе и на Черном море,
— систематической дискредитации действий России, продолжение публикаций о враждебных действиях России во всем мире,
— в информационном пространстве не давать России преувеличивать опасность эскалации международной напряженности и возможность войны,
— признать невозможность разделения России и Китая и сосредоточиться на конкретных вызовах,
— сохранить использование санкций в качестве самого мощного инструмента Запада,
— опровергать российский нарратив об унижении и эксплуатации Западом в постсоветский период,
— ограничить взаимодействие ЕС с ЕврАзЭС.
Если раньше у меня были некоторые сомнения в истинности утверждений Андрея Мартьянова о полной деградации Запада на всех уровнях, и сохранялась надежда на остатки профессионализма в экспертном сообществе, то подобное от Чатэм Хаус — это крах. Это не дно — это полная утрата реальности.
Комментариев нет: