Куда бегут "бандеровцы из Луганска"

Россияне стали жаловаться на поведение украинских беженцев, этот поток недовольства растет, и он совершенно не соответствует тому елею, который льется из официальных средств массовой информации. Удивительно, но чиновники предпочитают не знать о таких настроениях, а тем временем украинский флаг на высотке в центре Москвы появился неслучайно.


Автор этих строк с удивлением включилась в дебаты и совсем не в Сети. Родственница во Владимире сообщила, что беженцы у них в городе требуют предоставления квартиры, "которую им обещали", и высокооплачиваемой работы. А 88-летняя тетя, москвичка, родом из Славянска, которую лет двадцать никто не беспокоил, устала отвечать на звонки земляков, которым непременно надо было устроится жить в столице. После отказа родственные чувства у них пропали так же быстро, как и появились.

Удивительно, но специалисты и даже члены Общественной палаты о негативных настроениях россиян предпочитают не знать. "Я, честно говоря, о таких случаях не слышала, и я не думаю, чтобы они были массовыми до такой степени, чтобы выражать какой-то организованный, солидарный протест", — сказала Ольга Чудиновских, директор Центра миграционной политики, кандидат экономических наук.

"Когда беженцы выдвигают какие-то заведомо невыполнимые пожелания, такого рода случаи - единичные, — сказал Pravda.Ru Максим Григорьев, президент Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ. - По моему опыту общения с беженцами, подавляющее большинство абсолютно благодарно России за то, что мы их поддерживаем, и более того, эти люди прямым текстом говорят, что не хотят сидеть на шее у России либо у кого-либо еще. И первый вопрос, который их беспокоит, — это найти место работы, чтобы они могли получать какие-то деньги. Большинство из них обладает рабочими, нужными в народном хозяйстве России, в экономической сфере, специальностями. И большинство просто ищет возможность начать работу. Поэтому эти вот случаи, когда беженцы требуют себе какие-то специальные условия, — это буквально единичные случаи. Я думаю, что просто не имеет смысла обращать внимание на такого рода случаи".

Все же обратим на них внимание, поскольку опасения у населения есть, и они будут только расти, в связи с действительно беспрецедентной государственной поддержкой и отсутствием надежды на скорое окончание войны. "Мы столкнулись с тем сейчас на территории России, что есть беженцы, которые совсем не беженцы, а только притворяются таковыми, — сказал Pravda.Ru Дмитрий Линтер, члена координационного Центра "Новая Русь", занимающегося сбором гуманитарной помощи и переправкой ее в Новороссию. - Приезжают, выдвигают требования, получают достаточно хорошее содержание, но при этом они не являются сторонниками государственной и консолидированной позиции русского народа по поводу поддержки Новоросии. Да, мы должны помогать всем, несмотря на их политические позиции, несмотря на их мировоззрение, но очень странно, что в первую очередь мы должны помогать таким людям, потому что они громче всех кричат о том, что они пострадали".

Все претензии россиян можно разделить на несколько блоков: моральный, материальный и правовой. Моральный аспект связан с хамским поведением беженцев. Многие наглым образом критикуют президента страны Владимира Путина и "российских ополченцев " в ДНР и ЛНР: "Зачем, вы, путинцы, бомбите нас, вот и заглаживайте теперь вину, кормите, поите нас". Задевает также охаивание местных обычаев, порядков, цен в магазинах, зарплат и т.д. с выводом: "У нас все лучше было", - и с подтекстом: "Из-за вас теперь не будет". Этот момент трудно комментировать, но это не психология беженца, убежавшего из-под огня. "Думаю, что тут россиянам в каком-то смысле надо быть, может, более мудрыми, — сказала Pravda.Ru Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ. - Это просто неадекватная человеческая реакция, и надо думать о том, как вести работу с теми, кто приехал. Но мы также знаем, что наши российские граждане, которых война в Чечне выбросила из родных домов в Грозном, вообще в Чеченской республике, до сих пор еще не получили каких-то компенсаций. И это, конечно, ужасно".

Второй аспект — материальный. Это опасения, что беженцы отберут рабочие места, что на них будут потрачены средства из бюджета, которые могли бы быть направлены на повышение пособий и пенсий. Есть мнение, что миграционной службе на местах дано указание предоставлять рабочие места сначала беженцам, а "своих" — в сторону. "Конечно, мне жалко их, но почему наши дети должны страдать, почему наше правительство не может организовать все так, чтобы было не в ущерб местному населению, — пишет посетитель в группе одной из соцсетей "Аноним 03". "Я удивляюсь! По 28 тысяч рублей на одного беженца! У меня зарплата - 25 тысяч рублей, мать инвалид первой группы, пенсия - 2500 инвалидная, муж безработный, и что-то никто не рвется из правительства помочь! Нам что, своим уже помогать не нужно?" — еще запись в "Твиттере". Россияне также не могут понять, почему многие из них живут в бараках, а "этим" квартиры подавай. Причем не где-нибудь, в глубинке Карелии, а в Подмосковье или в Крыму.

"Это (помощь беженцам) большая нагрузка на бюджет, и, конечно, это затраты внеплановые. Но, по данным правительства, они никак не скажутся на наших социальных внутренних программах", — сказала Александра Докучаева. Эксперт признала, что все же слухи о том, что пенсии теперь не будут так быстро расти, вполне обоснованы: "Тем более, что мировые гуманитарные организации просто никак не помогают России в этом отношении".

"Помощь все равно будет, поэтому вопрос не в ее обременительности, а в ее эффективности, — сказал Pravda.Ru Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития. - Это первый момент. Второй момент - надо показать, что ситуация с беженцами используется для резкого, соответственно, повышения эффективности жилищного комплекса и реализации новой индустриализации. Где мы возьмем жилье? Прекрасно, так вы больше стройте жилья. Где мы возьмем рабочие места? Президент три года уже про новую индустриализацию говорит, поэтому нужно просто создавать рабочие места. Если вы индустриализацию проводите, так у вас должна быть дикая нехватка рабочих рук. Поэтому вопрос беженцев нельзя отрезать от общих вопросов экономической модели внутри страны и кризиса управления в стране. А он налицо. В России не могут ни своим, ни, скажем, чужим вместе со своими сделать хорошо".

Эксперт предлагает: надо "устраивать точную сортировку людей с точки зрения, на что они готовы, на что претендуют. И в рамках статуса беженца должно быть три-четыре варианта временного размещения. И не в Московской, а в Костромской, например, области. Если не устраивает — пожалуйста, устраивайтесь сами.

Наконец, правовой аспект проблемы. Россияне полагают, что среди беженцев много откровенных врагов России, они ведут пропаганду против ополченцев ("бандитов"), сравнивают "АТО" с операцией в Чечне, говорят, что когда "Киев уничтожит российских террористов в Донбассе", они обязательно вернутся домой. Не показательно ли, что украинский флаг недавно появился на сталинском здании в Москве? Россияне недоумевают, зачем РФ нужны эти "бандеровцы из Луганска", разлагающие "простых россиян", и не засылают ли их органы СБУ для этих целей специально в Россию.

"Совершенно не уверен, что среди беженцев много "засланных казачков", - сказал Pravda.Ru Евгений Лобачев, генерал-майор ФСБ РФ в отставке, председатель центрального совета Общероссийской общественной организации "Российская организация сотрудников правоохранительных органов".

"Много засланных казачков среди тех, кто к нам приезжает просто так, по собственной воле, безо всякой связи с ситуацией на Юго-Востоке. Но среди беженцев это в меньшей степени, потому что беженцев в первую очередь смотрит УФМС совместно с ФСБ, МВД. При пересечении границы в 99 процентах случаев предъявляются какие-то документы, а по этим документам можно совершенно четко определить, кто есть кто. Есть и специальные "техники" , но не буду же я их комментировать с названием программ. К потоку беженцев наши силовые ведомства готовы, Понятно, что просто так не проходит никто, все равно всех смотрят, хотя далеко не всегда это можно увидеть сразу, с первого взгляда, что называется, но никто, абсолютно никто, не проходит бесследно", — сказал Евгений Лобачев.

____________________________________________________________________