Анатолий Вассерман о вступлении Украины в НАТО, иске ЮКОСа к России и цене на нефть

Вопрос: Украина отказалась от внеблокового статуса и подтвердила стремление вступать в НАТО. Какие перспективы есть у Украины на этом пути, и какие будут последствия для Украины и России?

А. Вассерман:
Заявление Украины об отказе от внеблокового статуса — это то, что в бизнесе называется декларацией о намерениях, а на бытовом языке исчерпывается ключевой фразой анекдота: «Съест-то он съест, да кто ж ему даст».


Украина прежде всего в нынешнем своем экономическом состоянии заведомо не способна выполнить какие бы то ни было из требований НАТО к собственному перевооружению, к состоянию собственных вооруженных сил, ну, а доплачивать ей для собственного переустройства вряд ли кто-то станет, по крайней мере, в период нынешней второй Великой депрессии. Кроме того, НАТО уже не раз устами большей части своих руководителей: и руководителей аппарата НАТО, и руководителей ведущих стран НАТО, сообщала, что не имеет возможности включить Украину в свой состав в сколько-нибудь обозримом будущем. Называя при этом множество разных причин. Более того, даже статус привилегированного партнера НАТО Украине не светит хотя бы потому, что привилегированный партнер — это опять-таки множество обязанностей, которые Украина не в состоянии исполнить, и при этом никаких прав. Точно так же, как ассоциация с Европейским союзом дает Украине множество обязанностей и никаких прав. Соответственно, заявление об отказе от внеблокового статуса в обозримом будущем можно рассматривать исключительно как заявление о том, что Украина не хочет, как и раньше, быть частью России, а хочет противостоять России в целом и Российской Федерации в частности. Но это и так было известно и, я думаю, что ничего нового власти Российской Федерации от этого не узнали и ничего нового в связи с этим делать не будут. Другое дело, что власти Российской Федерации несомненно будут делать очень многое в связи с уже состоявшимися откровенно враждебными действиями Украины. Но это уже было и это еще будет. А как НАТО посмотрит на эти действия зависит от того, хватит ли НАТО денег и политической наглости для сохранения былого единства. На мой взгляд, наглости, может, и хватит, а денег — точно нет.

Вопрос: По решению Гаагского третейского суда Россия должна выплатить 50 миллиардов долларов в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Должна ли Россия платить, и каковы последствия отказа.

А. Вассерман:
Решение Гаагского третейского суда о выплате Российской Федерации 50 млрд. долларов бывшим акционерам ЮКОСа, несомненно, юридически ничтожно. Не учтены ни решения предыдущих европейских, замечу, а не российских судов, по этому же делу, ни многие другие, несомненно, значимые данные. Соответственно, судебное решение, принятое с игнорированием общеизвестных достоверных данных и общепринятых юридических норм не должно исполняться, а должно быть тем или иным способом опротестовано. Каковы возможности протеста в данном случае — это решать специалистам. Но в чем я совершенно уверен, что если протеста не будет, а тем более если РФ согласится на это явно неправомерное решение, то впредь на нас спустят всех юридических собак, каких только найдут, будут придумывать самые нелепые основания для исков и все сведется к тому, что нас попытаются пустить по миру юридическим путем. Поскольку это коснется не только достояния республики в целом, но и достояния очень многих серьезных деятелей, в том числе и связанных с лицами, принимающими решения, я полагаю, что надлежащие юридические меры уже готовятся и в скором времени будут приняты. А если кто-то попытается привести это решение в действие, я напомню ему, чем кончила фирма «Noga», тоже пытавшаяся стребовать с Российской Федерации деньги на основании явно неправомерного договора, признанного кабальным, то есть, в принципе, не подлежащим исполнению. Кончилось это тем, что фирма истратила, в попытках арестовать российское имущество, практически все деньги, что у нее еще оставались. И вообще сошла со сцены.

Вопрос: Власти США заявили о восстановлении дипломатических отношений с Кубой. Является ли это символом окончательной победы США в холодной войне? Должна ли Россия удерживать свои позиции на Кубе?

А. Вассерман:
То, что Соединенные государства Америкисогласились восстановить дипломатические отношения с Кубой, вряд ли можно счесть их победой. Собственно, даже риторика президента Обамы говорит о том, что, мол, мы потерпели поражение, то есть использованные нами средства оказались неэффективными, нам лучше прекратить их использование и попробовать что-нибудь еще. Не думаю, что это можно назвать американской победой. Другое дело, что американцы таким образом показали, что еще не отказались от надежд восстановить свое влияние на Кубе. Если бы они вообще на это не надеялись, они, скорее всего, так и оставались бы в состоянии дипломатической блокады Кубы. Хотя, кончено, учитывая, сколько государств установило дипломатические отношения с Кубой, не очень понятно, кто оказался в блокаде. Думаю, и Куба вполне здраво оценивает решение Соединенных Государств Америки и помнит предупреждение Филиппа Амминтовича Аргеада, македонского царя, отца великого завоевателя Александра: «Осел, груженый золотом, возьмет любую крепость». Куба даже в эпоху, когда от нее отвернулись почти все, кто раньше с нею дружил, когда распался Советский союз, а Российская Федерация погрязла во внутренних проблемах и вообще почти забыла о Кубе, даже тогда Куба сохранила не только верность коммунистическим идеалам, но и лучшую в Америке систему здравоохранения. Да-да, именно лучшую в Америке, даже в Соединенных Государствах Америки хотя некоторые особо тяжкие заболевания лечат лучше, но система здравоохранения, как целое, как средство поддержания здоровья всего населения там неизмеримо хуже кубинской. Куба сохранила прекрасную систему образования, пусть не такую затратную, как американская, зато более здравую концептуально. Кубинцы прекрасно сознают эти свои преимущества и вовсе не намерены от них отказываться. Да, они, действительно, живут бедно и надеются, что торговля с американцами позволит им жить лучше, но они прекрасно знают, в каком состоянии пребывают их соседи, поставившие все на торговлю с американцами и на послушание американцам. На общем латино-американском фоне Куба еще очень благополучная страна. А что касается Российской Федерации, полагаю, мы сохраним там свое влияние хотя бы потому, что мы предлагаем Кубе взаимовыгодную торговлю, а американцы всегда пытаются найти собственную выгоду в ущерб партнерам. Это недальновидно, но они, к сожалению, еще очень молодая страна, и дальновидностью там никогда не пахло всерьез.

Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы возвращения приемлемых для России цен на нефть, и что будет происходить с Россией, если цены на нефть будут оставаться низкими неопределенно долгое время?

А. Вассерман:
Как полагает большинство нынешних экспертов, низкая цена нефти на мировом рынке — это прежде всего попытка арабских нефтешейхов во главе с Саудовской Аравией закрыть американские сланцевые нефтепромыслы. Не буду вдаваться в технические подробности, но сланцевая нефтегазодобыча заведомо в разы дороже нефтегазодобычи в классических месторождениях, и пока классические месторождения не исчерпаны, сланцевая добыча возможна   только при очень высокой ценовой конъюнктуре рынка или прямых государственных субсидиях. Поскольку американская экономика не в таком состоянии, чтобы давать многомиллиардные субсидии, можно рассчитывать на то, что в ближайшее время бурение новых скважин в американских месторождениях заглохнет, а уже пробуренные скважины в таких месторождениях способны работать 2-3 года по нефти и не более года по газу. Соответственно, можно надеяться, что через пару лет восстановятся высокие цены на мировом нефтяном рынке. А если это не случится, так, славу богу, у Российской Федерации есть колоссальный технический потенциал в несырьевых областях, есть множество несырьевого экспорта, более того, если в денежном выражении доля сырья в нашем экспорте растет просто потому, что сырье долгое время быстро дорожало, то в натуральном исчислении несырьевой экспорт растет гораздо быстрее. Может снизиться цена энергии на нашем внутреннем рынке, а это значит, что мы сможем вновь развивать многие отрасли промышленности, одно время казавшиеся нерентабельными именно из-за высокой энергоемкости. Словом, нам надо уже сейчас, не дожидаясь вот этих двух лет, начинать возрождать весь свой промышленный комплекс целиком. Благо, накопленных нефтедолларов нам хватит на то, чтобы возродить те части этого комплекса, что были уничтожены в лихие 90-е.

Комментариев нет: