Кому достались бомбы СССР

26 декабря 1991 года, когда Верховный совет СССР принял декларацию о прекращении существования Советского союза, мир получил сразу четыре новых ядерных державы: Россию, Украину, Казахстан и Белоруссию, причем Украина и Казахстан заняли третье и четвертое место после США и России по количеству ядерных зарядов. Каждая страна уверенно опередила остальных членов «ядерного клуба» Великобританию, Францию и Китай вместе взятых.


Киев получил в наследство более 1900 боезарядов, 176 шахтных установок с межконтинентальными ракетами разных типов и 46 стратегических бомбардировщиков. Казахстан не сильно отстал от Украины – новое независимое государство стало хозяином 1410 боезарядов, 104 ракетных шахт и 40 бомбардировщиков. А вот Белоруссии достались мобильные ракетные комплексы «Тополь» в количестве 81 штуки с межконтинентальными баллистическими ракетами и 81 боезаряд.

«Не принимать, не производить и не передавать ядерное оружие» —
эти слова прописаны в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. Такой бонус (или обременение – зависит от того, как посмотреть), как ядерное оружие, который получили новые государства, немедленно стал серьезной международной проблемой. К процессу «развода» союзных республик подключился Вашингтон, оказывая давление и уговаривая передать все боезаряды и носители России. Не менее активно в этом процессе участвовала и Москва – интересы обеих стран совпали полностью: в «ядерном клубе» новых членов не ждут.

Хотя боеголовки и средства их доставки оказались у новых хозяев, использовать это оружие они не могли.
До мая 1992 года командование всеми стратегическими силами на постсоветском пространстве осуществлял последний министр обороны СССР Евгений Шапошников, а вот решение о применении ядерного оружия мог принять только президент России Борис Ельцин по согласованию с президентами других «ядерных» республик СНГ. У последних просто не было кодов для запуска ракет. Как, впрочем, и достаточной инфраструктуры для их содержания и обслуживания.

Технически из трех республик только Казахстан был близок к созданию собственного полного ядерного цикла. У Алма-Аты был знаменитый полигон в Семипалатинске, где испытывалось советское ядерное оружие, Мангышлакский ядерный центр, исследовательские реакторы и заводы по обогащению урановой руды. А вот Украина в этом вопросе отставала даже от Северной Кореи — ни инфраструктуры, ни специалистов.

Лидеры новых независимых государств всерьез обсуждали возможность создания единых вооруженных сил СНГ, но в итоге в 1992 году была создана временная структура — Объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств на переходный период (ОВС СНГ). К ведению этого органа были отнесены и стратегические силы бывшего СССР.

На волне эйфории от развала Советского союза и под мощным внешнеполитическим давлением новые республики спешили заявить о своем безъядерном статусе, иногда — как Белоруссия, – не особо и торгуясь. Казахстан тоже сразу занял последовательную позицию — полностью избавиться от атомного оружия.

Проблемы через некоторое время после распада СССР начались с Украиной.
24 октября 1991 года было принято постановление Верховной рады Украины о безъядерном статусе страны. 14 января 1992 года подписано трехстороннее соглашение России, Соединенных Штатов и Украины: все атомные заряды демонтируются и вывозятся в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожаются на деньги США. Соединённые Штаты и Россия дают гарантии независимости и территориальной целостности Украины, а Россия взамен на боеголовки поставляет Украине топливо для атомных станций.

К марту 1992 года Казахстан и Белоруссия вывезли в Россию тактические и оперативно-тактические боезаряды, через два месяца то же самое сделала и Украина. Технически справиться с этим было достаточно просто.

Но сложности начались не технические, а политические. Вот как об этом вспоминает главком объединенных вооруженных сил СНГ Евгений Шапошников: «Несмотря на то, что Украина подписала Лиссабонский протокол, который признавал Россию правопреемницей СССР в качестве ядерной державы, президент страны Леонид Кравчук не торопился объявлять об этом официально. Более того, он стремился выбить себе возможность осуществлять командование Стратегическими ядерными силами до их полного вывода с территории Украины.

А потом и вовсе стал накладывать запреты на выдвижение последних эшелонов с тактическим ядерным оружием. Тогда под моим командованием мы стали вывозить боеприпасы, проявляя военную хитрость и с определенным риском. Так, никогда не было практики вывозить ядерное оружие самолетами. А мы это сделали с Ефановым, командующим военно-транспортной авиацией. Последний эшелон вывели, когда Кравчук летел через океан на переговоры с президентом США. Эта работа была очень сложная, серьезная и деликатная».

В состав Стратегических сил СНГ не была включена ни одна из дислоцированных на украинской территории частей, располагавших стратегическим ядерным оружием. Более того, в апреле 1992 года Украина включила размещенные на ее территории стратегические силы (43-я ракетная армия) в состав украинской армии.

23 мая 1992 года в Лиссабоне был подписан протокол к договору СНВ-1, по которому Казахстан, Украина и Белоруссия объявили себя странами без ядерного оружия и присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Теперь все атомные боеприпасы предстояло либо уничтожить, либо передать России, которая стала правопреемницей СССР как ядерной державы.

Но в Киеве на этом не успокоились. 11 декабря 1992 года МИД Украины разослал всем посольствам меморандум по вопросам ядерной политики. Украинская сторона поставила вопрос о «праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок… дислоцированных на ее территории». Таким образом, Украина пыталась взять под полный контроль ядерное оружие, но избежать обвинений в нарушении ДНЯО, в котором были юридически закреплены понятия обладания «ядерным оружием» и «другими ядерными взрывными устройствами», но ничего не говорилось о компонентах ядерных боеголовок (вот ведь хитрованы).

Как вспоминал спустя девять лет представитель Пентагона Джон Коннел, США рассматривали Украину как «более сложную проблему» по сравнению с Белоруссией, Казахстаном и Россией: «Сначала было неясно, сможем ли мы сотрудничать с Украиной, так как обе стороны испытывали, если хотите, недоверие».

Заинтересованным сторонам пришлось дать Киеву дополнительные гарантии безопасности в обмен на разоружение. 5 декабря 1994 года в Будапеште был подписан меморандум, по которому Россия, США и Великобритания обязались воздержаться от использования силы, экономического принуждения и созвать Совет Безопасности ООН для принятия необходимых мер в случае, если возникает угроза агрессии по отношению к Украине.

В итоге процесс расставания с боеголовками, ракетами и стратегическими бомбардировщиками занял пять лет. 1 июля 1996 года президент Украины Леонид Кучма заявил о полном выводе ядерного оружия с территории Украины. На эти цели Киеву удалось получить от США $276 млн. При этом в украинской прессе много писали о том, что за 10 тонн плутония и 50 тонн высокообогащенного урана, содержавшихся только лишь в тактическом оружии, можно было бы выручить $10 млрд (интересно, продавали бы всем желающим? Бен-Ладену тоже?).

Об упущенной выгоде от разоружения впоследствии сокрушался и президент Белоруссии Александр Лукашенко: «Нельзя было, это величайшее достояние, это дорогой товар, который мы, в конце концов, должны были прилично продать». Мастер политического слалома вообще-то был не против и сохранить у себя ядерное оружие: «С нами бы сейчас по-другому разговаривали» (хорошо рассуждать, сидя под российским зонтиком).

Источник

1 комментарий:

  1. Звёздный час американцев , участвовали во всём и везде ...

    ОтветитьУдалить