Автомобили БАЗ

Я вижу, народ совсем не в курсе самого секретного автозавода России — Брянского Автомобильного Завода, БАЗ. Ну что же — я вам немножко про него расскажу.
Начинался БАЗ с того, что делал вот такие промышленные тракторы:
БАЗ Т-180
БАЗ Т-180

На тот момент это был самый мощный трактор СССР, но объемы производства были маленькие, и сам завод — хиленький.


Затем БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для армейских подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО). На нем было сделано страшненькое шасси для РК «Луна» (вам оно более известно по РСЗО «Ураган»), в несколько модифицированном виде оно используется для противокорабельного комлекса «Редут». В 70-е годы здесь были созданы плавающие шасси для ЗРК «Оса» и знаменитые шасси РК «Точка».

Сгубило завод то, что он на закате СССР разработал уникальные плавающие шасси для РК «Ока», затем Горби эти комплексы порезал по соглашению с пиндосами, по этому соглашению было уничтожено и всё технологическое оборудование, которое использовалось при производстве шасси. В итоге БАЗ лишился не только заказов и готовой продукции, но и почти всего оборудования.

И вот из такого состояния завод поднимали в начале 2000-х. Там не было практически ничего — пустые цеха и кучи лома.

Завод и сейчас страшненький — на ржавых стапелях варят вручную рамы из листов (у них даже нет мощного гибочного пресса, чтобы гнуть хотя бы Г-образные и П-образные протяженные детали), ну и вообще. Но шасси делаются, шасси ездят — и в общем-то ездят не хуже, чем минские.

Шасси «Вощина», на котором ездят ЗРК С-300, С-350 и С-400, конструктивно достаточно простое. Оно состоит из хребтовой рамы (балки прямоугольного профиля, вот такой в сечении [], сваренной из толстых листов стали), к которой на болтах по бокам привинчены колесные модули:
Шасси БАЗ
Конструкция модуля тоже очевидна — двойные качающиеся рычаги с торсионами, ступица колеса с простым редуктором на цилиндрических зубчатых колесах, тормоза барабанные.

Крутящий момент передается карданными валами. Внутри хребтовой рамы через прорезанные люки установлены дифференциалы, соединенные друг с другом также карданными валами. Двигатель с КПП стоят на раме сверху, сразу за кабиной. Вот тут хорошо видна эта компоновка:
БАЗ
Все современные машины БАЗ сделаны на базе такого вот компоновочного решения. У такого решения, кроме очевидных минусов, есть и не менее очевидный плюс — шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см. Вам по макушку будет, а БАЗу ничего.

Вот набросок нового шасси, над которым кипит работа:
БАЗ
Видно, что конструкторы пытаются снизить конструкционную высоту шасси, опустив раздатку под раму, но сохранив высокое расположение двигателя. Для этого придется перейти на двухлонжеронную раму, ну и вообще многое пересмотреть.

Двигатели ярославские, ну в смысле тутаевского завода, V8. Тоже, в общем-то, с ними проблем нет.

Сейчас завод загружен на 100% и даже испытывает дефицит кадров. Будем надеяться, что хорошие объемы производства позволят заводу обзавестись новым станочным парком и расшириться.

 от Proper

Комментариев нет: