За что мы презираем «украинскую революцию»: Орест Лютый и другие творческие импотенты
Рецепт создания
современной «украинской культуры» сродни рецепту пополнения словарного
запаса украинской мовы – нужно просто исковеркать и изгадить уже
созданное «москалями»
На общем бледном
фоне украинской культурной ситуации порой встречаются нечастые яркие
пятна. Их нельзя оптимистически назвать «светлыми», но то, что они яркие
– несомненно. А также громкие, наглые и, что называются,
кипуче-энергичные. Главное «яркое пятно» украинско-галичанской
культур-мультур – Антон Мухарский, он же Орест Лютый.
Вообще, конечно,
некая культурологическая загадка: как 40-миллионный народ не смог за 25
лет независимости породить в современной культуре ничего более
заметного, чем Лесь Подервьянский и Антон Мухарский. Оба «мытця»
(деятеля искусств) уже давно прославились своими матерными
постмодернистскими импровизациями неопределенного жанра с
националистическим уклоном. И если Подервьянский давно уже пережил пору
расцвета своего творчества, то про Мухарского этого не скажешь. Он кипуч
и вонюч, что тот клоп.
Будучи малоизвестным
и не особенно оригинальным скитальцем по задворкам кино, театра и
телевидения, Мухарский в 2012 году нестерпимо возжаждал славы. Так как
самый быстрый путь к ней лежит через скандал, а лучший скандал – это
тот, который задевает как можно больше чужих чувств, то проект «Нежная
украинизация» выстрелил.
Впрочем, в Украине
вообще очень популярны пародии, и пародийное исполнение любимых народных
песен советской эпохи с новыми националистическими текстами стало на
некоторое время беспроигрышным ходом. «День Победы» получил к новому,
бандеризированному, тексту припев «Слава Украине» и так далее.
Представьте
себе — вот этот тот самый стыд происходит на полном серъёзе!
Представляете каким надо быть импотентом и клоуном, что бы приехать на
фронт с ЭТИМ?
Антон,
перевоплотившись в «профессора антропологии Ореста Лютого» в очочках и
котелке (львовский архетип межвоенного периода), пел песни про
бандеровцев и москалей, в которых первые убивали вторых. Так как все это
не просто пелось, а и изображалось в виде некоего сценического
перфоманса, то получалось довольно забавно, хотя и похабно. Наблюдая за
Мухарским на экране, складывалось сложное запутанное ощущение, что ты
смотришь «Нашу Рашу», в число персонажей которой добавился новый –
ряженый украинский националист, который, в свою очередь, изображает (в
меру своего понимания) карикатурных москалей. Такой Жорик Вартанов,
который изображает Сергея Юрьевича Белякова.
Да и о чем говорить,
если уровень познаний о России у «профессора антропологии» отлично
проиллюстрирован цитатой из его интервью: «Пушкина застрелили,
Лермонтова застрелили, Достоевского и Толстого отлучили от церкви,
Маяковский и Есенин тоже застрелены». Бедный «отлученный от церкви»
Достоевский, бедный «застреленный» Есенин…
Многие песни Ореста
Лютого сегодня звучат как лютый (извините за каламбур) антиукраинский
стеб. Чего стоит, скажем, песня «А я не москаль» на мотив «Песни про
зайцев»:
А я не москаль, а я не москаль
И не стану я в армии служить
А я не москаль, а я не москаль
Не могу я в неволе жить
Представляю, как ее мурлыкают западноукраинцы, кося очередную волну мобилизации!
Впрочем, «Нежная
украинизация» довольно быстро выдохлась – и неудивительно: была неверно
выбрана, как говорят в маркетинге, целевая аудитория. Любители советских
песен как-то не очень оценили их опошление бандеровскими текстами, а
настоящие нацики как-то не очень любят советские песни. Так что был
выпущен всего один альбом.
Отметим
что даже мелодию для песни про своего кумира, Бандеру, Орест слямзил у
клятых ватников. Потом эти забавные людишки спрашивают почему мы
презираем «украинскую революцию»:
Но неугомонный
Антоша не унимался. Следующим проектом стал так называемый «анархо-гурт»
«ГраБля». И вот здесь обычная клоунада переросла уже в какое-то… не
знаю, в искривление пространства и времени.
Основной посыл
проекта – то, что анархизм времен Гражданской войны якобы имел
националистическую окраску. На самом деле, это симптоматично:
«бандеровщина» — очень скучное явление, какое-то сирое подполье в
каких-то лесных норах, постепенное выведенное как популяция тараканов.
На эту узкую темку много веселых песен не споешь – не о чем. То ли дело
разудалая вольница тачанок, сабельных рубок, экспроприаций, погромов,
ежемесячной смены власти и так далее!
Но вот беда –
никакого отношения пролетарский интернационалист Махно к украинскому
национализму не имел. Более того, бил по очереди войска Центральной
Рады, гетмана Скоропадского и Петлюры. Сам Батька по-украински говорить
не умел, а «самостийников» называл не иначе как «шовинисты». И попадись
ему Орест в компании фронтменши «ГраБля» — висеть бы им, болезным, на
пресловутой гиляке.
Смущают ли эти факты
Антона Мухарского? Нет, разумеется. Ведь Махно воевал с красными, а
значит – он «наш». В двумерном сознании украинского националиста «наши»
все, кто против кацапов из Москвы – махновцы, гитлеровцы, ИГИЛовцы. Так
Абу-Бакр Аль-Багдади в компании Нестора Ивановича попадает в число
«украинских патриотов».
«ГраБля» занимается
тем же самым, что и все предыдущие проекты Мухарского – в стиле
костюмированного утренника перепевает старые песни. Теперь «Цыпленок
жареный», «Эх, яблочко…», «А я милого узнаю по походке» и даже
эмигрантский романс «Не смотрите вы так сквозь прищуренный
глаз…» получили бездарные антирусские тексты, написанные на сувором
галичанском суржике. «А пана я впізнаю по халявах» — тьфу!
Переменчивая натура,
Мухарский, долго не может играть с одними и теми же игрушками. «ГраБлю»
сменил «двоюродный брат Ореста Лютого, Ипатий Лютый, оппозиционный
казанский журналист», который стал попыткой освоить жанр сатирической
сказки, и «представитель американской украинской диаспоры Анатолий
Рапс». Несложно предсказать, что эти проекты-однодневки вскоре постигнет
судьбы всех предыдущих.
Базовый рецепт
создания современной «украинской культуры» сродни рецепту пополнения
словарного запаса украинской мовы – нужно просто исковеркать и изгадить
уже созданное «москалями», и получится «свое», «украинское», слово или
песня. «Творчество» Мухарского (Ореста Лютого) – предельно выразительная
иллюстрация этого.
Григорий Игнатов
Комментариев нет: