Атрофия совести: либеральная «образованщина» против бедной Лизы
А кто хочет тут
разводить свой моральный «русский порядок», тому устроим расстрел Белого
Дома, как в 93-м. А у кого нет миллиарда, тот…
Раздавите
гадину! Многие знакомы с этим призывом, но существенно меньше людей
знают, кто и в какой связи это предложил. А предложил это французский
философ-просвети тель Вольтер в связи с католической церковью.
Иногда ещё фразу переводят как «уничтожьте подлую», но гуманистический
посыл оной от этого не меняется. Разумное, доброе, вечное иначе не
построишь.
Тому же Вольтеру приписывается другая крылатая фраза: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».
Вольтер, правда, прожил 83 года и умер в 1778 г., не дотянув 11 лет до
Великой Французской революции, где всеобщие свобода, равенство и
братство достигались восторженной резнёй аристократии.
Казус
Вольтера не разрешён и по сей день. Как связаны свобода слова со
свободой действия? Может ли слово быть приравнено к действию и, если да,
в каких случаях? Является ли оправдание насилия его пропагандой? Является ли высмеивание жертвы насилия допустимым?
***
Кризис
с наплывом сотен тысяч мигрантов из Африки и Ближнего Востока в Европу
является самой болезненной темой региона в течение последнего года. В
СМИ, обществе и политикуме идут непрекращающиеся дебаты о причинах
кризиса и способах справиться с ним. А кто-то вообще говорит, что это и
не кризис даже, а наоборот – шанс вдохнуть новую жизнь в экономику ЕС и
дать стареющей Европе демографический импульс. Европейская экономика от
притока миллиона получателей пособий работать лучше не стала (сюрприз!),
а вот число изнасилований в ранее благополучных странах ЕС резко
возросло.
Одно
из таких изнасилований произошло в Берлине в январе 2016 года. Жертвой
стала 13-летняя девочка Лиза, жившая в квартале Марцан, где обитают
преимущественно переселенцы из бывшего СССР. Изнасилование, совершённое
несколькими мужчинами ближневосточного происхождения, получило
«международный» резонанс. О нём говорили и немецкие СМИ, и, учитывая
русские корни девочки, СМИ российские. Отечественные медиа подавали
информацию в контексте случившихся ранее в Кёльне новогодних бесчинств
экономических мигрантов и дезертиров из сирийской армии (по другим
данным: беженцев, oh wait!..), немецкие же традиционно старались «не раскачивать лодку» и «не играть на руку радикалам».
По мере появления всё новой и новой противоречивой информации о случившемся с Лизой разнонаправленны е
политические течения как в Германии, так и в России стали вплетать
инцидент в свою повестку. Немецкие левые, летом прошлого года
встречавшие мигрантов с плакатами «Refugees welcome»,
уповали на социальную неустроенность мигрантов и на третирование их со
стороны недружелюбного государства и правых радикалов. Немецкие
националисты, в частности Национал-демокра тическая партия Германии,
призвали навести железный порядок, наказать виновных и не пускать в
страну новых сомнительных «гостей».
Общественное
мнение в России также разделилось по идеологической линии. Консерваторы
напомнили о признанном даже лидерами западных стран крахе
мультикультурали зма, о рисках, которые несёт в себе политика
открытых границ и размывания культурной и национальной идентичности во
имя, чтоб её, толерантности.
Российские
либералы предсказуемо пошли другим путём. Когда стало понятно, что
семью, где росла девочка Лиза, вряд ли можно назвать благополучной, а в
инциденте с её пропажей, изнасилованием и возвращением есть ряд
несостыковок, у либералов, наоборот, всё быстро «состыковалось». Это,
убедились они, российская государственная пропаганда раздула скандал на
пустом месте, создав очередного «распятого мальчика», а всё для того,
чтобы очернить благословенный Запад и отвлечь россиян от отсутствия
пармезана и хамона в холодильнике и присутствия платных парковок на
улицах. А Лизы вообще нет, как нет и более широкой проблемы, будоражащей
Европу.
А
что, вот даже и филантроп Джордж Сорос на днях заявил, что главную
опасность для Европы представляют не джихадисты, а Россия. А
насильники-то берлинские, может, и джихадистами-то не были, а были
совсем наоборот – умеренной оппозицией. Которую государство российское
огорчает до невозможности.
Либеральная
«Новая газета» не могла остаться в стороне от дискуссии. 31 января на
её страницах появилось «Насильное» стихотворение Дмитрия Быкова о
произошедшем с Лизой. Ироничное описание изнасилования, нейтрально
воспринятое либеральной аудиторией, предсказуемо вызвало негодование у
аудитории национально-конс ервативной. Публицист Егор Холмогоров у
себя в фейсбуке выразил озабоченность «воспеванием изнасилования
малолетних» в «респектабельной » газете. Такая характеристика не понравилась главреду «Новой» Дмитрию Муратову, который пообещал подать на Холмогорова в суд.
В
случае бедной Лизы как в зеркале отразились фундаментальные противоречия
российского политического поля. С одной стороны, это противоречия
морально-этическ ие (даже не политические), а с другой – чисто
правовые. В рамках секулярного общества поднимать вопросы морали
зачастую себе дороже. Обязательно поднимется новый Базаров и скажет: а
откуда эта ваша мораль родом? А в нашей Конституции нет ничего
конкретного про мораль. А кто хочет тут разводить свой моральный
«русский порядок», тому устроим расстрел Белого Дома, как в 93-м. А у
кого нет миллиарда, тот… Впрочем, это уже другая история, хотя и
классово близкая.
Другое
измерение противоречия – правовое. Насколько обещание засудить за
публикацию своего мнения в соцсети сопоставимо с принципами либерализма,
с тем же Вольтером, который обещал за право другого выражать своё
мнение отдать жизнь? И ведь, что характерно, обычно именно «атомных
православных» в лице того же Холмогорова изображают в качестве врагов
свободы, желающих всех несогласных запретить, засудить и не пущать.
А Лизу действительно жалко. Девочка, насколько можно судить, виктимная (от слова victim – жертва).
Жертвами сексуального и иного насилия чаще оказываются именно дети из
неблагополучных семей. В русской традиции таким принято сочувствовать
или, если сочувствовать тяжело, отворачиваться и идти в другую сторону.
Но никогда не смеяться. Никогда.
В
своём более чем благополучном детстве я любил книгу «Волшебник
Изумрудного города» Александра Волкова. Там был такой персонаж Страшила —
соломенное чучело, мечтавшее получить мозги и стать мудрым. Мозги
Страшила в итоге получает от волшебника Гудвина. Сейчас вот думаю: а
смог бы Гудвин кое-кому подарить совесть?
Станислав Бышок
Комментариев нет: