Как не стать навозом истории. Юрий Селиванов

За детско-юношеский вандализм в отношении памятников истории логично наказывать взрослых, лишивших новые поколения исторической памяти


Как не стать навозом истории

Как известно, памятники – это материальное воплощение исторической памяти народа. Но как прикажете быть в том случае, если у него эту память отшибло? Увы, но именно с таким парадоксом все чаще приходится сталкиваться. И дело тут отнюдь не в «естественном процессе» постепенного забвения новыми поколениями далекого прошлого, как это кое-кто пытается представить.

Потому что не бывает никакого забвения там, где культивируется историческая преемственность и имеет место неустанная забота о том, чтобы наследие предков и сотканная из этого наследия ткань цивилизации не растворились во тьме времен. В городах Западной Европы, например, повсеместно стоят памятники участникам первой мировой войны, наполеоновских походов и даже средневековым полководцам и военным кампаниям. И никто не считает их там устаревшими и никому в голову не приходит насмехаться над ними. Потому что историческое прошлое воспринимается там как органическая и неотъемлемая составная часть местной жизни. Его исправно преподают в школах и не переписывают до основания после каждых очередных выборов.

В этом смысле то растущее пренебрежение к историческому наследию, которое мы в последние годы все чаще наблюдаем на постсоветском пространстве, не имеет никакого отношения к «естественным процессам смены поколений». Но является закономерным следствием целенаправленной политики уничтожения исторической памяти, которая проводилась, а кое-где и до сих пор проводится на протяжении последней четверти века.

Молодые поколения являются в данном смысле беззащитными жертвами этой политики забвения, которой они никак не могут противостоять. Откуда им, не заставшим иные времена, знать об их исторической значимости? Как они могут почитать героев прошлого, о которых им никто и никогда не рассказывал?

  Мозг ребенка это, по сути – чистый лист бумаги, который заполняется взрослыми в зависимости от их собственных целей и побуждений, которые, увы, далеко не всегда являются достаточно благородными. И вот сегодня эти уже повзрослевшие дети начала 90-х годов живут в окружении таких ничего не говорящих им каменных или бронзовых истуканов. Как прикажете им к таковым относиться? И стоит ли удивляться тому безразличию, которое они проявляют к этим непонятным артефактам? «Что за дядя лежит на Красной площади и почему его не хоронят?» — задается вопросом наш юный современник. И я его за это не осуждаю. В чем он виноват, если взрослые дяди и тети фактически лишили нашу молодежь не только исторических познаний, но и конституционного права своё суждение иметь? Кто знает, возможно, узнав про этого «дядю» — основателя Советского государства, достаточно много, наш юный друг и не стал бы недоумевать по поводу уместности его пребывания в Мавзолее.

Что взять, например, с этих болгарских деток, которые непринужденно «зигуют» на фоне изуродованного злонамеренными взрослыми памятника советским воинам-освободителям Болгарии? В чем они виноваты, если с пеленок только и слышали от своих наставников, что Советский Союз и Красная армия это враги и воплощение всего самого плохого, что было в истории.

Как не стать навозом истории

Или вот их молдавские единомышленники, испохабившие «патриотической» раскраской памятный знак на Суворовской горе возле приднестровского города Бендеры. Откуда им обделенным образованием знать, что этот знак стоит здесь не просто так, а потому что эта возвышенность в 1944 году была центральным пунктом обороны немцев на правобережье Днестра и в ходе её кровопролитного штурма погибли тысячи советских солдат. В том числе, вполне возможно, и ближайших родственников этих вандалов. Погибли ради освобождения их родины от фашизма. Кто им это объяснил? Да никто. Сунули пацанам пару копеек и послали обезобразить памятник. Вот и всё образование!

  Как не стать навозом истории

Молодежь, конечно, бывает разная. Бывает и такая, которая сама, не дожидаясь пока хитромудрые взрослые что-нибудь расскажут, приступает к разысканиям исторической правды. И порой делает это не без успеха. Так, например, в Калининградской области России по инициативе юных следопытов и их старших товарищей, на деньги местной общественности был сооружен памятник российским солдатам первой мировой войны, павшим в ходе знаменитого Гумбинненского сражения.

Но сделать это оказалось очень непросто. Вот что пишет один из участников этого военно-патриотического начинания:

«Идея установки нового памятника, да еще и российским воинам, вызвала раздражение у прогермански настроенных местных краеведов. Допустить такого они не могли. Не секрет, что в регионе при поддержке европейских и американских фондов с момента развала СССР ведется работа по формированию у населения области чувства принадлежности к германской нации. В этой связи любые действия, направленные на установку памятных знаков, напоминающих о России, находят сопротивление местных агентов влияния Запада. Быстро нашлись клеветники, которые стали поливать нас грязью и голословно обвинять в осквернении никогда не существовавшей немецкой могилы. Клеветников стали активно поддерживать информационные ресурсы, ведущие кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви».

Как не стать навозом истории

Вот так! И это не где-нибудь в натовской Болгарии, или в потерявшейся в потемках безвременья Молдове, а в самой России, где, казалось бы, тема восстановления исторической памяти, основанной на воспитании любви к своему Отечеству и преклонении перед его защитниками, является одной из самых насущных.

Возможно – где-то в высоких кабинетах и на больших официальных форумах она таковой и является. Но, увы — молодые поколения там не бывают. У них своя жизнь, которая проходит в окружении тех же самых взрослых, которые, за минувшую четверть века, получили от власть предержащих сильнейшую прививку забвения. И которые настолько не в курсе истории, что им ничего не стоит поздравить сограждан с Днем защитника Отечества открыткой с немецкими «тиграми» и «фокке-вульфами», между прочим — сеявшими смерть на нашей земле.

  Как не стать навозом истории

Вы спросите – какая мораль следует из всего этого? Да очень простая. Сохранение исторической памяти в масштабах целого народа и государства – важнейшая задача нашего цивилизационного выживания. Эту память необходимо самым тщательным образом лелеять и как большую драгоценность передавать по наследству. Этим должны заниматься в полную силу и власть и общество. И это отнюдь не та работа, на которой следует экономить. Иначе памятники нашей истории будут неотвратимо превращаться в бессмысленных истуканов, а мы сами, утратив, в конечном счете, всякую историческую самоидентификацию, превратимся из полноценного народа в навоз истории, который будет использован по прямому назначению людьми, более почтительными к своим предкам.

Комментариев нет: