Как не стать навозом истории. Юрий Селиванов
За детско-юношеский вандализм в отношении памятников истории логично наказывать взрослых, лишивших новые поколения исторической памяти
Как известно, памятники – это материальное воплощение исторической памяти народа. Но как прикажете быть в том случае, если у него эту память отшибло? Увы, но именно с таким парадоксом все чаще приходится сталкиваться. И дело тут отнюдь не в «естественном процессе» постепенного забвения новыми поколениями далекого прошлого, как это кое-кто пытается представить.
Потому что не бывает никакого забвения там, где культивируется историческая преемственность и имеет место неустанная забота о том, чтобы наследие предков и сотканная из этого наследия ткань цивилизации не растворились во тьме времен. В городах Западной Европы, например, повсеместно стоят памятники участникам первой мировой войны, наполеоновских походов и даже средневековым полководцам и военным кампаниям. И никто не считает их там устаревшими и никому в голову не приходит насмехаться над ними. Потому что историческое прошлое воспринимается там как органическая и неотъемлемая составная часть местной жизни. Его исправно преподают в школах и не переписывают до основания после каждых очередных выборов.
В этом смысле то растущее пренебрежение к историческому наследию, которое мы в последние годы все чаще наблюдаем на постсоветском пространстве, не имеет никакого отношения к «естественным процессам смены поколений». Но является закономерным следствием целенаправленной политики уничтожения исторической памяти, которая проводилась, а кое-где и до сих пор проводится на протяжении последней четверти века.
Молодые поколения являются в данном смысле беззащитными жертвами этой политики забвения, которой они никак не могут противостоять. Откуда им, не заставшим иные времена, знать об их исторической значимости? Как они могут почитать героев прошлого, о которых им никто и никогда не рассказывал?
Мозг ребенка это, по сути – чистый лист бумаги, который заполняется взрослыми в зависимости от их собственных целей и побуждений, которые, увы, далеко не всегда являются достаточно благородными. И вот сегодня эти уже повзрослевшие дети начала 90-х годов живут в окружении таких ничего не говорящих им каменных или бронзовых истуканов. Как прикажете им к таковым относиться? И стоит ли удивляться тому безразличию, которое они проявляют к этим непонятным артефактам? «Что за дядя лежит на Красной площади и почему его не хоронят?» — задается вопросом наш юный современник. И я его за это не осуждаю. В чем он виноват, если взрослые дяди и тети фактически лишили нашу молодежь не только исторических познаний, но и конституционного права своё суждение иметь? Кто знает, возможно, узнав про этого «дядю» — основателя Советского государства, достаточно много, наш юный друг и не стал бы недоумевать по поводу уместности его пребывания в Мавзолее.
Что взять, например, с этих болгарских деток, которые непринужденно «зигуют» на фоне изуродованного злонамеренными взрослыми памятника советским воинам-освободителям Болгарии? В чем они виноваты, если с пеленок только и слышали от своих наставников, что Советский Союз и Красная армия это враги и воплощение всего самого плохого, что было в истории.
Или вот их молдавские единомышленники, испохабившие «патриотической» раскраской памятный знак на Суворовской горе возле приднестровского города Бендеры. Откуда им обделенным образованием знать, что этот знак стоит здесь не просто так, а потому что эта возвышенность в 1944 году была центральным пунктом обороны немцев на правобережье Днестра и в ходе её кровопролитного штурма погибли тысячи советских солдат. В том числе, вполне возможно, и ближайших родственников этих вандалов. Погибли ради освобождения их родины от фашизма. Кто им это объяснил? Да никто. Сунули пацанам пару копеек и послали обезобразить памятник. Вот и всё образование!
Молодежь, конечно, бывает разная. Бывает и такая, которая сама, не дожидаясь пока хитромудрые взрослые что-нибудь расскажут, приступает к разысканиям исторической правды. И порой делает это не без успеха. Так, например, в Калининградской области России по инициативе юных следопытов и их старших товарищей, на деньги местной общественности был сооружен памятник российским солдатам первой мировой войны, павшим в ходе знаменитого Гумбинненского сражения.
Но сделать это оказалось очень непросто. Вот что пишет один из участников этого военно-патриотического начинания:
«Идея установки нового памятника, да еще и российским воинам, вызвала раздражение у прогермански настроенных местных краеведов. Допустить такого они не могли. Не секрет, что в регионе при поддержке европейских и американских фондов с момента развала СССР ведется работа по формированию у населения области чувства принадлежности к германской нации. В этой связи любые действия, направленные на установку памятных знаков, напоминающих о России, находят сопротивление местных агентов влияния Запада. Быстро нашлись клеветники, которые стали поливать нас грязью и голословно обвинять в осквернении никогда не существовавшей немецкой могилы. Клеветников стали активно поддерживать информационные ресурсы, ведущие кампанию по дискредитации Русской Православной Церкви».
Вот так! И это не где-нибудь в натовской Болгарии, или в потерявшейся в потемках безвременья Молдове, а в самой России, где, казалось бы, тема восстановления исторической памяти, основанной на воспитании любви к своему Отечеству и преклонении перед его защитниками, является одной из самых насущных.
Возможно – где-то в высоких кабинетах и на больших официальных форумах она таковой и является. Но, увы — молодые поколения там не бывают. У них своя жизнь, которая проходит в окружении тех же самых взрослых, которые, за минувшую четверть века, получили от власть предержащих сильнейшую прививку забвения. И которые настолько не в курсе истории, что им ничего не стоит поздравить сограждан с Днем защитника Отечества открыткой с немецкими «тиграми» и «фокке-вульфами», между прочим — сеявшими смерть на нашей земле.
Вы спросите – какая мораль следует из всего этого? Да очень простая. Сохранение исторической памяти в масштабах целого народа и государства – важнейшая задача нашего цивилизационного выживания. Эту память необходимо самым тщательным образом лелеять и как большую драгоценность передавать по наследству. Этим должны заниматься в полную силу и власть и общество. И это отнюдь не та работа, на которой следует экономить. Иначе памятники нашей истории будут неотвратимо превращаться в бессмысленных истуканов, а мы сами, утратив, в конечном счете, всякую историческую самоидентификацию, превратимся из полноценного народа в навоз истории, который будет использован по прямому назначению людьми, более почтительными к своим предкам.
Комментариев нет: