Император США Джошуа Нортон. Один из множества психов в политике




"В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте." (с) Ярослав Гашек

Наполеонов по сей день в мире столько, что и не сосчитать. Так же много Гитлеров, Маккейнов, Муссолини, Эйнштенов и прочих личностей, которые сидят в одной палате и планируют полёт на Луну. А император США – был лишь один во всей истории. Им был Джошуа Абрахам Нортон.

Из грязи в князи

Путь становления императора из обыкновенного калифорнийского предпринимателя занял не один десяток лет. Нортон родился в 1810 году в семье выходцев из Англии, которые попали под волну принудительной колонизации ЮАР.

Позже Нортоны перебрались в солнечную Калифорнию. И для них Штаты действительно оказались страной возможностей. Сначала отец семейства попробовал себя в качестве предпринимателя. Затем и один из сыновей пошёл по стопам отца, но развернул свою деятельность на еще невспаханном поле – рынке недвижимости.

Джошуа основал свою фирму Joshua Norton & Company и уже к 30 годам стал одним из самых обеспеченных людей в Штатах. Его доход рос с баснословной скоростью, но Джошуа жаждал большего от этой жизни, пытаясь нажиться на каждой сделке.

Крах

Всё изменилось в одночасье. Нортон очень сильно прогорел на поставках перуанского риса, а когда подал в суд, чтобы аннулировать контракт, то проиграл дело. В итоге, Нортон был обязан выплатить фирме Glyde всю сумму, оговоренную в контракте.

Так началась череда неудач: отказы банков, расторжение договоров, обвинения в растрате. Нортон официально объявил себя банкротом и прекратил всяческие возможности вернуться в предпринимательскую деятельность.

Во время Биржевого крах на Уолл-стрит в 1929 году обанкротившиеся предприниматели самозабвенно предавались дефенестрации, то есть выбрасывались из окон. Нортон же столетием ранее не осознал необходимости сводить счеты с жизнью, но психика его изрядно пошатнулась. Весь мир полетел к чертям, ведь Джошуа Абрахам Нортон не видел себя никем, кроме успешного предпринимателя.

Путь императора

Тогда и начались странствия Нортона по тоннелям своего сознания. В то время он окончательно пришёл к мысли, что имеет все основания считать себя императором, хотя о своей благородной крови Джошуа подозревал и ранее.

Всё дело в том, что рождение будущего императора США пришлось на тот момент, когда Англия поддержала французскую реставрацию. Нортоны, как и многие родители, назвали двух своих сыновей в честь королей: Луи и Филипп. А вот Джошуа – среднему сыну – дали еврейское заурядное имя. Это и натолкнуло Нортона на мысль, что он настоящий наследник французской королевской династии, которого пристроили рядовой британской семье.

Однажды утром, спустя несколько лет банкротства, Нортон пришёл в редакцию газеты и поведал, что «по просьбе подавляющего большинства граждан Соединенных Штатов» он объявляет себя императором Соединенных Штатов Америки. Газете утка понравилась.

Они поддержали Нортона. А новый император издал с помощью газеты Сан-Франциско свой первый указ: он объявил об обязательном собрании представителей всех штатов, на котором намеревался пересмотреть американские законы.

Вскоре все газеты начали печатать многочисленные указы императора.

«Мы видим, что всеобщее избирательное право, которое сейчас существует в Союзе, нарушается; что мошенничество и коррупция мешают честному и адекватному выражению общественного мнения; что мафия, партии, фракции и чрезмерное влияние политических сект становится причиной постоянного открытого нарушения законов; что гражданин не получает той защиты личности и собственности, на которую он имеет право как налогоплательщик — в связи с чем мы настоящим указом упраздняем Конгресс».

Нортон выступал за роспуск Конгресса, на 10 лет предвосхитил создание ООН и строительство моста Йерба-Буэна, распустил Верховный суд Калифорнии и уволил губернатора Вирджинии, а также устранил партии демократов и республиканцев.

Национальный герой

Американцам по душе пришлась кандидатура на высокопоставленный пост чудака из масс. И стал он вовсе не посмешищем для Америки, а национальный героем. В конечном итоге, в чем принципиальное отличие стремления Нортона от рядового американского политика?

А император, к тому же, пока один из немногих, кто основательно подошёл к созданию лучшего государства. Нортон хотел обеспечить стабильность и целостность США. Быть может, у него бы это удалось в разы лучше, чем у современных политиков, ведь он прекрасно знал недостатки системы и не боялся говорить о них открыто!

Но сами методы Нортона не сильно отличались от того, что мы привыкли видеть:

«... ничто не сможет спасти нацию от полного разорения, кроме абсолютной монархии под руководством и властью независимого императора».

Это заявление не психа, а среднестатистического политика.

Всеобщее признание

Император стал брендом. Открытки с его изображением приобретали туристы. Он стал героем пьесы «Нортон Первый». Полицейские отдавали честь императору, также он добился и расположения политиков, которые охотились за голосами фанатов императора. С Нортоном встречался даже император Бразилии Педру II, который хотел лично побеседовать с персоной благородных кровей.

Местный император настолько полюбился публике, что мог абсолютно бесплатно питаться в заведениях, а также брать с полок магазинов любой понравившийся товар.

«Король умер»

Трагедия для Штатов произошла в январе 1880 году, когда тело Джошуа Нортона, выброшенного на обочину жизни, было обнаружено бездыханным на тротуаре, возле сточной канавы.

О трагическом событии писали в газетах Кливленда, Денвера, Сиэтла, Филадельфии и Портленда. Провожали на тот свет Нортона всей Америкой - это были похороны достойные императора. На церемонию съехались 10-30 тысяч человек со всех концов Америки, а процессия растянулась на несколько километров.

Американская мечта

Труд сделал из обезьяны человека, а капитализм сделал из человека психа. Предпринимательство – это прекрасно. У нас в стране оно ценится и поощряется, но только до тех пор, пока жажда наживы не перерастает в одержимость.

Это история во многом поучительна, это одна из тех основ, на которых зиждется американская мечта.

Одержимость обогащением, мечта стать лучшим из лучших и крах всех надежд, потому что ты не единственный американец с амбициями. Тут каждый второй – в мечтах мультимиллионер. А что потом? Не получилось стать предпринимателем - подамся в императоры.

И самое печальное, что имперские замашки проявляются и сейчас с завидным постоянством. Разве не мечтает о титуле императора каждый американский политик? И разве не одержим создать Империю каждый, кто сел за президентский стол в Овальном кабинете? Это на уровне национального самосознания. Так что единственный император США Джошуа Нортон, как оказалось, вовсе не первый и не последний.

Комментариев нет: