Башня потерянных смыслов. Юрий Селиванов

Побывать на ток-шоу Первого канала и, при этом, не повредиться рассудком – большая удача


Башня потерянных смыслов

Итак, ваш покорный слуга был зван на ток-шоу первого канала «Время покажет», в эфир посвященный ситуации на Украине. Пошел из чистого любопытства, заранее зная, что буду использован в качестве одушевленной, но бессловесной мебели. На таких программах уже давно оформился и устоялся тесный междусобойчик так называемых «вип-экспертов», которые бегают с одного московского канала на другой и с которыми тамошним ведущим, ввиду полной предсказуемости таких гостей, предельно комфортно. Впрочем, комфортно и самим «экспертам», которые, как правило, не остаются без посильного редакционного вознаграждения. Некоторые, как говорят, даже с этого живут, причем весьма небедно. Подозреваю, что среди этих некоторых находятся и те, кто на подобных эфирах изображает из себя «правоверных мусульман», то есть почти карикатурных сторонников киевской хунты. Потому что эту роль они играют настолько шаблонно, примитивно и где-то даже обреченно, то и дело подставляясь под чувствительные удары, что поневоле закрадывается мысль о постановочном характере всех этих «прокиевских» эскапад. Такие себе специально обученные мальчики и девочки для битья.

Как я и предполагал, добраться до микрофона мне не удалось. Претензий по этому поводу у меня ровно никаких – ну, может быть, действительно – такой я бесталанный. Не всем же быть гениями.

Но, честно говоря, эта версия представляется мне не вполне убедительной. Поскольку то, что вытворяли в это время в студии другие, более говорливые участники, просто не поддается беспристрастному описанию. На протяжении почти всего часового эфира в помещении стоял форменный многоголосый ор, от которого у меня под конец страшно разболелась голова. Но если бы только это! Понять что-либо в этом вселенском хае было решительно невозможно. Да и как понять, если одновременно орут несколько глоток, просто-напросто заглушая друг друга.

Что это за драматургия такая, основа которой состоит в том, чтобы в студии первого канала огромной страны орать благим матом на протяжении часа? Даже если расчет делается на самое быдло, которому чужды логика и здравый смысл, и его нужно брать только голосом и эмоциями, то и тогда эта словесная какофония не может дать никакого рационального эффекта. Ну, просто потому, что почти ничего невозможно разобрать.

А ведь это, при желании, нетрудно отрегулировать. Например, на сходной по жанру одесской программе «Оперативный центр» я, как ведущий, ввел жесткое правило – в студии могут звучать в течение отведенного времени какие угодно мнения, но никто и никогда не вправе перебивать оппонента. Это было табу. А кто не понимал – того больше в нашем эфире не было. Вот и все. А здесь это чуть ли не сознательно поощряется!

Я уже не говорю про то, что так называемое «быдло» на подобные заумные геополитические темы вообще не сильно клюет и такие программы интересны, в основном, только достаточно развитым, думающим людям. У которых от увиденного бедлама наверняка волосы дыбом встают.

Таким образом, говорить в данном случае о какой-то особо мудреной телевизионной спецтехнологии, недоступной простым смертным, на мой взгляд, не приходится.

Тем более, что и банальной режиссуры там вообще не было. Во всяком случае, будучи тележурналистом, который сам провел не одну сотню прямых эфиров, я таковой на этом ток-шоу не обнаружил. Ведущий программы Петр Толстой как то не очень настойчиво заявлял некую тему обсуждения, например – Минские соглашения по Донбассу, а потом бестрепетно наблюдал, как бурный поток неуправляемой словесной пурги сносит всю эту конструкцию куда-то в кювет и не оставляет от студийной «дискуссии» даже намека на осмысленность и, тем более, на конструктивность.

Дошло до того, что два украинских участника программы устроили между собой длинную перепалку на какую-то засиженную мухами сугубо киевскую тему, которая бы украсила разве что эфир тернопольского «тэлэбачення». А в это время ведущий, которому, по идее, дорога каждая секунда эфирного времени, безучастно ждал пока эти бойцовые петухи, наконец, кончат. А ведь эта словесная дуэль возникла между двумя противниками киевского режима! И я решительно не понимаю – какой прок Москве от того, что враги хунты выясняют отношения не столько с ней, сколько между собой. Тем более, что тема программы совсем другая.

Но вот, наконец, ведущий дождался долгожданного занавеса и… моментально покинул студию. Я, честно говоря, был этим полностью ошарашен. Настолько этот безмолвный уход не вписывается в мои преставления о профессиональном отношении к порученному делу. Во всяком случае, пока я не увидел, как это бывает в Москве, я был свято убежден, что назначение ведущего как раз в том и состоит, чтобы он, независимо от характера самого диспута, пускай даже он вышел предельно корявым, грамотно подвел итоги эфира и как говорится, четко расставил точки над «и». Иначе – какой же он ведущий?

Увы, но действительность полностью опровергла все мои наивные представления о профессионализме. Оказывается, ничего этого уже не надо. Зато запросто можно в течение битого часа невозмутимо присутствовать при сущем хаосе в студии, изредка прерывая его своими отнюдь не бесспорными репликами, и конце уйти, так сказать – по-английски.

Не знаю, на что здесь расчет. То ли на то, что и так сойдет и никто за это не спросит. Если на самом деле так, то это очень печальная констатация для современного российского телевидения. Потому что на том «Останкино», на котором мне довелось работать в начале 90-х годов, случись в эфире подобный «перденмонокль», на кислород была бы отправлена не только данная «творческая группа», но и, подозреваю, весь состав руководства канала.

А может быть просто «все учтено могучим ураганом» и такие заведомо бессмысленные программы создаются именно в расчете на такого же бессмысленного, ничего не разумеющего зрителя? Но, во-первых, повторюсь, быдло таким материями в принципе не шибко интересуется. А во-вторых – зачем же так не уважать свой народ, который на самом деле далеко не быдло.

И наконец, третье предположение. Вся эта эфирная какафония создается вполне сознательно и служит ничем иным, как технологическим специнструментом для тотального зашумливания и травмирования интеллекта нации. Причем именно на тех площадках, которые вроде бы предназначены для его просвещения и наставления. Достигнутая, таким образом, нейтрализация государственных СМИ, оставляет СМИ антигосударственные практически вне конкуренции. А те, в свою очередь, успешно пользуется этой монополией для накачки общества вполне осмысленной «информацией к размышлению». Но уже с совершенно другим – антироссийским и антигосударственным подтекстом. А потом мы будем удивляться – ну откуда берутся эти еврочокнутые майдауны? Надеюсь, что я, на этот счет, кое-что объяснил.

Комментариев нет: