Елена Кучеренко: «Как я съездила на Украину, или Кругом враги!»



Я – россиянка, мой муж – украинец. Точнее, украинец по крови. У него давно уже российское гражданство и живём мы в Москве. Но каждое лето мы с дочками ездили к его маме в небольшой украинский город Энергодар. Там у нас друзья, кумовья, наши батюшки. А главное – она, моя любимая свекровь, в которой наши дети души не чают. Бабушка Катя.

Мне там всегда было хорошо, уютно и спокойно. Меня там ждали и любили. Меня принимали, как свою и делали все, чтобы мне там было хорошо.

А потом случился майдан и вся последующая история. И вот уже два года из СМИ с обеих сторон границы, из интернет-дебатов и фейсбучных дрязг я узнаю, что русские и украинцы – заклятые враги. Что отныне и навеки никакие мы “не братья” и нужно всех взаимно проклясть и со всеми расправиться. Стало страшно… Наши украинские знакомые боялись ехать в Россию, потому что “прочитало в газете, что у вас украинцев хватают на вокзалах и кидают в тюрьмы”. Мы боялись ехать туда, потому что “прямо с поезда россиян отправляют в застенки СБУ”….

Мы с бабушкой Катей созванивались, плакали и не понимали, как нам теперь жить. А потом она рискнула и приехала к нам в Москву. И очень удивилась, что никто ее не схватил и никуда не кинул. И что здесь просто море украинцев. Что все москвичи, с которыми она встречалась, приняли её как свою. И только спрашивали: “Ну как там у вас?” Рискнула и я. Взяла своих четырёх дочек и поехала в наш любимый украинский Энергодар.

“Зачем ты туда едешь, там же враги!?! Еще и детей везёшь!” – говорили мне некоторые мои московские друзья, когда узнали, куда я собралась.

“Интересно, что ты будешь там, в Москве, о нас рассказывать?” – спрашивали позже другие друзья – украинские.

Вот я дома, в России. И даже не знаю, что и рассказать…

Может быть то, как я тряслась на границе, вспоминая о “застенках СБУ”. А украинский таможенник, проверяя мои документы, вдруг наклонился над собравшийся просыпаться Тоней и как-то смешно грубым шепотом запел: “Чи-чи-чи, чи-чи-чи, спи мой мальчик, не кричи…”.

“Это девочка!” – вытаращив от удивления глаза, пробормотала я. А он, огромный такой дядька, засмущался и объяснил, что “По привычке! У меня сын недавно родился!”…

“Ой, поздравляю! – обрадовалась я. – Растите большие, не болейте!” “И вам с девочками счастья! И счастливого пути!… Как вы с ними справляйтесь!?”

Или как на обратном пути украинские проводницы взяли всех моих девчонок в своё купе, чтобы я “хоть немного отдохнула”, и поили их чаем с печеньем. А дочки полдороги ходили за ними хвостом и “помогали” обслуживать пассажиров. И Сонька теперь тоже хочет стать проводницей.

Или как моя украинская свекровь полтора часа сидела на жаре на лавочке у подъезда, вглядываясь в каждую машину – когда же мы приедем… А потом плакала в голос у меня на плече прямо на улице: “Доченька!… Девчатки!…”. И объявляла всем проходящим: “Вот! Наши из Москвы приехали!”…

Я переживала и ещё в России сказала девчонкам никому не говорить, откуда мы. На всякий случай.

“Ой, наши москвичи! – обрадовались соседи. – Ну как там у вас?”. И жадно слушали. “Ну хоть у вас все хорошо! А вот у нас…”. И натащили горы гостинцев – фруктов, сладостей. Какие-то лаки для ногтей девчонкам, духи мне, одеколон мужу, ручки-тетрадки-игрушки. И даже накладные ресницы и туфли, которые никому не подошли. Хотели ещё вручить щенка-таксу, но я героически отказалась…

А быть может, рассказать об Ольге и Антоне, которые работают в детском парке на батутах и всяких каталках-машинках-прыгалках… Каждую нашу прогулку мои дочки с визгом неслись к этим людям и залезали на руки. И Антон с серьёзным видом целовал каждую в голову (такую они завели себе традицию) и запускал на весь день на свои аттракционы. И за полтора месяца не взял с нас ни копейки.

“Не обижай нас”, – просили эти люди, когда я совала им свои гривны (а деньги им были нужны, я знаю). – Мы очень хотим, чтобы вы здесь чувствовали себя как дома!”. А ещё они брали Тоню и уходили гулять по парку. На полчаса – на час. “Пусть мама спокойно посидит…”.

Когда мы прощались, я буквально в пояс им поклонилась: “Спасибо вам за все… Вы – ЛЮДИ!”. А они засмущались и как-то смешно начали тереть покрасневшие глаза…

Что бы ещё рассказать?… А, вот! Потерялась у нас как-то в парке третья дочка, четырёхлетняя Дуняша. В какой-то момент упустила нас из виду и ходила плакала: “Мама! Мама!” (это я потом узнала).

Мы с остальными дочками бегали, искали, кричали. И я уже думала о самом плохом. Ко мне подошла семейная пара и сказали, что увидели потерявшегося ребёнка, сдали патрулю и её отвели в отделение. Помчалась я в отделение. По пути очень переживала, что сейчас мне там расскажут об “этих москалях, которые мало того, что “агрессоры”, так ещё и за детьми уследить не могут”. А ещё боялась, что Дуня испугается.

Прибегаю… Счастливая дочка сидит с милиционерами, ест клубнику, которой они её угостили и просвещает их, что она из России, а папа – бывший украинец…

Вместо того, чтобы заставить меня заполнять протоколы и давать объяснения, ну и кидать в застенки СБУ, естественно , меня просто успокоили. “Не волнуйтесь вы так! Все же хорошо!” И тоже угостили клубникой. “Не теряйте больше”, – сказали они мне на прощанье. А один добавил: “А у меня в России бабушка”.

Мы потом ещё часто встречали этих патрульных. И каждый раз они спрашивали: “Ну как, Дуня, все нормально? Если что, обращайся”.

Врачи принимали нас бесплатно в больнице, когда мои дети заболели. А потом звонили, узнать, как дела, нужна ли ещё помощь.

Знакомые прибегали чинить нам душ, лампочки и делать всякий другой ремонт. И говорили: “Да вы ж свои, родные, звони в любое время”…

Нас все время звали в гости, предлагали какую-то помощь, батюшки в храмах говорили : “Наконец-то наши российские прихожане приехали. Теперь все на месте”. А бабушки – прихожанки плакали, когда мы уезжали: “Вы только обязательно возвращайтесь на будущий год. Видим вас, и как будто все как раньше. Как будто все хорошо!”

А о нашем самом близком батюшке – отце Анатолии я даже начинать не буду. Иначе это не закончится никогда… Но какие же вкусные они с матушкой приготовили для нас шашлыки…

К нам подходили на улице, когда слышали наше Московское “акание” и спрашивали: “А вы не из России?”. И рассказывали, что у них там родственники и сокрушались “Ну зачем все это случилось!”.

Неужели все эти люди – враги?

Конечно, пару раз мне досталось и за Крым, и за Путина, и вообще. Но это было так незначительно по сравнению с тем теплом, с которым меня встретили, что я сразу об этом забыла. Но ведь по обе стороны есть и нормальные люди, и не совсем. И такие “не совсем” живут и в России.

И да… Однажды какой-то мальчик заявил старшей дочке Варваре на детской площадке, что он вырастет и станет снайпером. Чтобы убивать русских. Но тут же другой мальчик закрыл собой Варю и сказал незамысловато, но авторитетно: “Ты шо, дебил! Сейчас как врежу!”….

Да! Вот это все я расскажу здесь, в Москве.

А ещё обязательно расскажу, как сейчас люди молятся на Украине в храмах. Особенно как читают молитву о мире в Украине! Ту, что и мы в России читаем во время службы. Нет, не читают… Как люди рыдают о мире в своей стране! Раньше там так не молились. Разве что бабульки древние… А теперь это – сердце в крови. Это вопль человека к Богу! И он не может не быть услышан!

Расскажу о том, как много мы с ними говорили, с простыми украинцами. И как они любят свою Украину, как хотят, чтобы светило солнце, пели птицы, все жили и никто не погибал… Это люди, которым сейчас очень тяжело. Многие из них просто выживают.

А ещё они очень переживают о том, как мы к ним в России относимся. “Наверное теперь как к людям второго сорта?” – спросил меня один хороший человек. Нет! Ни в коем случае. Нам, современным россиянам, их сложно понять.

Я знаю, что на Украине не все так просто. И что там, наверху , в политике , думают иначе. Что регионы разные. И люди разные. Что идёт война, что на Донбассе ад. Что включаешь украинские программы, и просто волосы встают дыбом от того, что слышишь о России. И в принципе от всего, что слышишь из разных СМИ.

Но пока по телевидению нам говорят, что мы враги, пока власть имущие не могут что-то там поделить, пока в интернете бурлит ненависть, в реальной жизни все иначе. По крайней мере в маленьком украинском Энергодаре все совсем по-другому.

Там хорошие, добрые, приветливые, щедрые люди, у которых в стране случилась большая беда. Которые страдают , которым больно. Но которые при этом нашли море тепла для меня – россиянки.

Расскажу ещё, что я их люблю, этих моих простых украинцев. И что они любят меня . Что мне было у них очень хорошо. И я им очень благодарна за все. И жду в гости.

И ещё… Не смотрите много телевизор. Никакой.

via

2 комментария:

  1. Анонимныйавгуста 26, 2016

    значит, как убивали беркут, сжигали людей в одессе, убивают на Домбассе, забыть, просто не смотреть телевизор, там врут, накручивают россиян, москаляку на гиляку неразумные детишки кричат, не надо просто смотреть новости, так нас настраивают против "милых" братьев украинцев, ведь они хорошие, ОНИ ПРЕДАЛИ СЛАВЯН англосаксам, живите вы с ними сами, а других не попрекайте телевизором

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Солидарен. У нас в семье был похожий расклад. Родственники в Полтаве,месяц отпуска у них,обнимашки,подарки, горилка,во дворе,ночью,под фонарем,нюни при расставании. Только после майдана наши добрые отношения рухнули,по их инициативе.

      Удалить