Инцидент Су-35 - AWACS. О ступоре, штурвалах и подгузниках...



В минувшую субботу широкую огласку получила история о том, как американский самолёт типа AWACS (авиационный комплекс обнаружения и наведения), выйдя из своего эшелона в небе Сирии, приблизился на расстоянии около полукилометра (по другой информации – около полумили) к российскому истребителю Су-35. В том, как это произошло, и преследовал ли экипаж американского самолёта цель сближения с новейшим российским истребителем, - разбираются ответственные лица.

Доподлинно же известно о том то, что, пожалуй, впервые за последнее время американская сторона решила как бы принести извинение за нарушение режима полёта (выход из эшелона). Учитывая американскую глубочайшую уверенность в собственной непогрешимости и планетарной исключительности, это вполне тянет на сенсацию. Однако, понимая, что сами создают прецедент, американцы тут же решили отыграть обратно.

Представитель так называемой американской коалиции, действующей в Сирии, заявил, что виновным всё-таки «следует считать российского лётчика», но при этом американцы решили как бы «смилостивиться» над «незадачливым русским пилотом» и объявили, что его действия не были предумышленными... Американского сказочника, представляющего коалиционный штаб, цитирует информационное агентство ТАСС:

"Су-35 непреднамеренно прошёл перед носом нашего самолёта. В ходе расследования коалиции было установлено, что пересечение курса стало следствием потери осведомлённости об обстановке в полёте российским лётчиком и враждебным действием не является. Расстояние до российского самолёта было настолько близким, что американский самолёт даже испытал на себе завихрение реактивной струи от истребителя".

В общем, свои же извинения взяли обратно, объявив, что виноват-то, оказывается, был российский лётчик – мол, оказался дезориентирован... мол, с кем не бывает?.. Мы, мол, вон – под Дейр-эз-Зором – в сентябре тоже дезориентировались, а потому непреднамеренно нанесли удар по позициям сирийской правительственной армии...

В общем и целом, посыл Пентагона понятен: «Не виноватая я...»

Комментарий официального представителя главного оборонного ведомства России на эти американские словесные пертурбации был красочным. В ходе брифинга генерал-майор Игорь Конашенков сказал по поводу инцидента в небе Сирии следующее (цитата «РГ»):

"Вынуждены публично напомнить коллегам из США фактическую картину инцидента в небе Сирии. 17 октября экипаж самолёта США E-3 AWACS, нарушая правила безопасности полётов, снизился от занимаемой высоты почти на километр и опасно приблизился к российскому истребителю на расстояние около 500 м. В соответствии с российско-американскими договоренностями, Россия заранее проинформировала коллег о пролёте Су-35 в этом районе с точным указанием занимаемой высоты".

Игорь Конашенков добавил, что, связавшись с американской стороной по действующему каналу о предупреждении инцидентов в небе Сирии, командование авиабазы «Хмеймим» потребовало объяснений... «Объяснения» были представлены выше.

После официальный представитель МО РФ добавил:

"Впечатлительность до состояния ступора американских лётчиков от вида находящихся поблизости российских истребителей в принципе нам понятна. Однако рекомендовали бы им в дальнейшем не пытаться по привычке валить всё на Россию, а держать себя в руках. Да и штурвалы своих самолётов тоже".

Итак, исходя из той информации, которая была опубликована, можно сделать определённые предположения. Американская сторона хочет представить инцидент в небе Сирии от 17 октября в весьма оригинальном ключе. Фактически обвиняя в «непреднамеренном» сближении пилота Су-35 с «Аваксом», Пентагон хочет сказать, что Су-35 «не видел» AWACS, а AWACS « не видел» Су-35. Не совсем понятно, для обывателей какого уровня официальный представитель американской коалиции транслирует этот феерический бред. Неужели имело место обоюдное подавление систем радиолокации, что и привело к «невидимости друг друга»?..

Можно, конечно, выдвигать разные версии произошедшего, но в каждой из них следует констатировать факт, мимо которого сложно пройти. Факт этот состоит в том, что за четверть века с момента развала Советского Союза в Соединённых Штатах Америки успели «вырасти» поколения военных, которые не видят для себя опасности. Наиболее откровенно это касается действий американской авиации.

Да, были единичные факты потери американских военных самолётов в ходе боевых операций (как пример, Югославия), но на фоне того количества вылетов, которые осуществляют самолёты ВВС США, это капля в море. Хотели они того или нет, но успела сформироваться психология этакой воздушной неуязвимости, когда в небе любой страны мира тебе всё позволено. Хочешь лететь в своём эшелоне – лети, не хочешь – никого не предупредив, перебирайся в другой... Хочешь «промахнуться мимо террористов» - кто запретит?.. – Бери и промахивайся, сколько влезет... Хочешь накрыть бомбовым ударом пару экскаваторов хохмы ради – делай!.. И даже если тебе вдруг приспичило сбросить авиабомбу на госпиталь «Врачей без границ» или свадебную/похоронную процессию, расстрелять мирных иракцев на рынке – и тут всё в твоих, американский ас, руках... В общем, делай всё, что хочешь, если это не выходит за границы интересов США. И ведь они делают.

На нашем портале мы часто позволяем себе рассуждения в стиле: «они обмочились», «пора менять подгузники», «подали коллективный рапорт об увольнении в запас». Да и заявление Игоря Конашенков о ступоре американских пилотов, откровенно говоря, из этой же серии. Но всё это размышления, которые на самом деле могут быть далеки от реальности. Тут, похоже, обратный эффект: те же американские лётчики (не все, конечно, но молодёжь вполне себе...), как типичный плод четвертьвековой силовой однополярности, считают, что Су-35, с которыми произошло сближение – это не более чем «дурилка картонная», которая как-то летает. Ведь их учили, что вся мощь противника давно утрачена, и что в потенциале России если что-то и осталось, то «проеденные коррозией и перекрашенные советские Сушки и МиГи». А если не утрачено и осталось, то оно «никогда и нигде не применялось».

При этом мы почему-то привыкли считать, что шапкозакидательством граждане России страдают больше, нежели американцы. О нет... Шапкозакидательство, выражаемое в постоянной мантре о непогрешимости и исключительности, в Штатах поставлено на поток. И давно... И ведь получается, что это обратная сторона американской военной мощи, на подпитку которой ежегодно тратятся сотни миллиардов бюджетных долларов.
Выпускник американской авиационной военной академии, которого отправляют патрулировать небо над Ираком или Сирией, несёт в себе «науку» о том, что он летит «на лучшем в мире военном самолёте», что с земли его «прикрывают лучшие в мире системы ПВО», и что вообще сам по себе он «лучший из лучших». Американский вариант «#не_имеет_аналогов_ в_ мире». Ну, вы понимаете...

А если так, то давай-ка я спущусь пониже и покажу себя во всей красе этому русскому «мифу» - Су-35... – размышляет «не имеющий аналогов мире американский лётчик», - ведь я смогу подавить его навигационное оборудование, «считать его данные» - в общем, «побеДЮ»... за явным преимуществом.

На самом деле, этот американский подход (а он есть и прослеживается даже, в заявлениях отдельных американских генералов) стоило бы использовать (как минимум в психологическом плане) МО РФ. Ведь это ровно то же самое, когда на ринг выходит противник, априори считающий тебя аутсайдером, лузером, бесперспективным выскочкой, на основании чего полностью уверенный в своём тотальном преимуществе. И ведь такие поединки часто завершаются не в пользу человека, изначально примерившего на себя «лавровый венец» победителя.

Комментариев нет: