Последний европеец
Грустные мысли возникают после очередного просмотра фильма «Профессионал». Начинаешь понимать, что это артефакт прошлого, и не только сам фильм и великолепный Бельмондо, но и весь мир Европы 20-го века. Понимаешь, что таких героев, таких людей, как Жослен Бомон, в современной Европе уже нет. Сама атмосфера неузнаваемо изменилась. Все ушло в лету, остался только след на кинопленке.
Приятно вспомнить тот мир. Глаз радуют попадающиеся на экране знаки и признаки 80-х. Это и телевизор в корпусе из ламинированного ДСП с ручками настройки. Милая спешка героев ищущих телефон. Да, звонить им приходится с таксофона. Знакомые с детства угловатые или нарочито выпуклые с приливами корпуса машин. Фасон нормальной человеческой одежды. В кадре нет панкующих старушек и жертв африканской моды на уродование своего тела или волос. Люди расплачиваются наличными, реальными живыми, а не виртуальными деньгами. Старый добрый мир.
Чем же так непонятен и архаичен Жослен Бомон? А тем, что он нормальный человек. Он не герой современного голливудского боевика, он не спасает Мир. Да ему и наплевать на окружающий мир. Он не герой мелодрамы, он мужчина. И тем более он не герой современного романа.
Это человек, живущий по устаревшим ныне принципам и законам.
Жослен Бомон осколок прошлого. Его характеристика исчерпывающе дана в фильме устами старого клошара: «Перед вами человек чести». Бомона предали, подставили ради высших интересов. Безусловно, решение полковника Мартена было безупречно с точки зрения эффективности, гуманизма и экономики. Мартен это вообще человек настоящего, нашего времени. Он противник ненужного кровопролития, он умеет считать финансы и договариваться. Он бизнесмен и либерал. Зачем устранять негритянского королька, когда с ним можно договориться? Тем более возможно, что после смерти Мабуты в его стране прольется куда больше крови, чем при более-менее стабильном правлении. Всё, что надо, Франция получит мирным путем. Ради такого дела можно и агента слить, пожертвовать пешкой.
Все правильно, но только пешка попалась не современный метросексуальный пенисуальный француз, а мужчина, Последний Европеец. Бомон не спасает Мир, он просто мстит. В этом главное отличие от сказочного неестественного Героя Современного Кино.
Бомон решает свои проблемы. Он следует букве Договора и исполняет взятую на себя работу. Пускай, политика изменилась, Последний Европеец человек чести, он в отличие от бывших коллег по Фирме, держит слово. Именно действием Бомон демонстрирует, что он прав, в отличие от прочих героев. Он идет в бой с поднятым забралом и бросает в лицо своим врагам вызов: «ИДУ НА ВЫ!».
К чести Героя он не убивает зря, только трус палит во все стороны, зажмурив глаза. Даже Бокассу Бомон не убивает лично. С точки зрения формальной этики Жослен Бомон не убивает негра, вместо него это делает простой инспектор полиции, искренне считающий что спасает королька. Единственный, кого убивает Жослен, так это комиссар Розен. И это не убийство а честная дуэль, дуэль с человеком оскорбившим мадам Бомон.
Может ли современный европеец защитить свою жену? Может ли он рискуя собой подстраховывать супругу во время допроса комиссара Розена? Прятаться за окном, вовремя успокаивать излишне ретивого полицейского и уйти предварительно вызвав по телефону поддержку? Да еще зная, что за ним следят а телефон на прослушке? Нет. Это тоже осталось в прошлом. Все помнят рождественские черные погромы в предместьях Парижа. И где были коренные европейцы, когда толпы переселенцев, профессиональных воров, проедателей пособий и насильников громили Францию? Видимо, не рисковали выйти на улицу.
К своей части Бомон не политкоректен, он и слова то такого не знает. Он привык называть вещи своими именами. Он не загоняется проблемами меньшинств, справедливо полагая, что это их проблемы. Он сам в меньшинстве. Он в одиночку идет против Системы. Он просто убивает негра, не задаваясь не нужными вопросами и фантазиями о далеких от реальности проблем прав и свобод этого Бокассы. Для Бомона Бокасса не субъект, а объект. Негр даже не враг, это просто мишень. Здесь Бомон естественен как нормальный европеец. С другой стороны, Бомон и не расист. В его мире нет необходимости быть расистом. Он защищает свою честь от таких же, как и он французов, людей равных ему. Он спокойно общается и сотрудничает с людьми и без унижающего политкоректного заискивания. Он разговаривает на равных.
Бомон лишен большинства недостатков современных жителей Европы. Он не зацикливается на моральном онанизме самокопания, он решает свои проблемы самостоятельно. Бомон любит женщин. Относится к дамам с уважением и не скрывает наличие любовницы. В тоже время любит жену. Да, нормальный человек, не прибегающий к услугам адвоката и не устраивающий официальную фальшивую истерику, требуя компенсации морального ущерба.
Есть в фильме и еще одно достоинство – живые персонажи. Все герои естественные нормальные люди, это не плоские картонки современного кино. Нарисован целый Мир. Мир уже ушедший от нас, оставшийся в далеком прошлом. Сколько времени прошло? Да целая эпоха.
В фильме «Профессионал» все противники Бомона не какие-либо злодеи или изверги, назначенные на роль извергов волей режиссера, это обычные, в целом неплохие, люди. Даже Розен не тянет на изверга и воплощение вселенского зла. Это влюбленный в свою работу, несколько циничный, любящий доводить дело до конца человек. Старая, опытная, порастерявшая иллюзии полицейская ищейка. Профессиональный охотник за людьми. И злой он не потому, что ему так хочется, он просто выполняет свою работу. Он человек Системы, закаленный несгибаемый винтик.
Все остальные действующие лица тоже человечны. И среди нет плохих людей. Есть отрицательные персонажи, но нет плохих людей, нет злодеев. Даже проститутка, любовница негра обычный человек, она не плохая и не хорошая. Тоже можно сказать об инспекторе Фаше. Работа такая – стараться остановить, отказавшегося выполнять команду «Фу!» террориста. Полковник Мартен? Негатив? Нет. Опять обычный человек, простой политик, всегда выбирающий наименее шумный и наиболее предсказуемый и спокойный «приличный» вариант. Капитан Валера? Комформист, человек научившийся немного прогибаться и подправлять принципы, когда дело касается его лично. Он современный человек.
И именно против таких людей выступает Бомон. Нет. Он выступает не против них, он выступает против Системы и за самого себя. Он идет в бой против нового мира, против деградации. Он Последний Европеец, последний носитель европейской цивилизации. Глубоко символично, что в финале Бомон погибает. Погибает выполнив свою работу, исполнив обет и доказав свою правоту.
Замешательство. Тихая паника. Время уходит. Суетливое перепихивание ответственности друг на друга. Страх перед последствиями. Что напишут в прессе? Поспешное принятие решения. Не решение, а намек на решение. Разрешение вырвано. Ярость, обида обманутого простофили выплеснувшееся в автоматной очереди… А вертолет был в двух шагах. Нет. Нет, так и должно быть. Жослену Бомону нет места в современном мире. По крайней мере, в современной Европе. Он должен погибнуть, также как и погибнет Европа вслед за последним европейцем.
Источник
Приятно вспомнить тот мир. Глаз радуют попадающиеся на экране знаки и признаки 80-х. Это и телевизор в корпусе из ламинированного ДСП с ручками настройки. Милая спешка героев ищущих телефон. Да, звонить им приходится с таксофона. Знакомые с детства угловатые или нарочито выпуклые с приливами корпуса машин. Фасон нормальной человеческой одежды. В кадре нет панкующих старушек и жертв африканской моды на уродование своего тела или волос. Люди расплачиваются наличными, реальными живыми, а не виртуальными деньгами. Старый добрый мир.
Чем же так непонятен и архаичен Жослен Бомон? А тем, что он нормальный человек. Он не герой современного голливудского боевика, он не спасает Мир. Да ему и наплевать на окружающий мир. Он не герой мелодрамы, он мужчина. И тем более он не герой современного романа.
Это человек, живущий по устаревшим ныне принципам и законам.
Жослен Бомон осколок прошлого. Его характеристика исчерпывающе дана в фильме устами старого клошара: «Перед вами человек чести». Бомона предали, подставили ради высших интересов. Безусловно, решение полковника Мартена было безупречно с точки зрения эффективности, гуманизма и экономики. Мартен это вообще человек настоящего, нашего времени. Он противник ненужного кровопролития, он умеет считать финансы и договариваться. Он бизнесмен и либерал. Зачем устранять негритянского королька, когда с ним можно договориться? Тем более возможно, что после смерти Мабуты в его стране прольется куда больше крови, чем при более-менее стабильном правлении. Всё, что надо, Франция получит мирным путем. Ради такого дела можно и агента слить, пожертвовать пешкой.
Все правильно, но только пешка попалась не современный метросексуальный пенисуальный француз, а мужчина, Последний Европеец. Бомон не спасает Мир, он просто мстит. В этом главное отличие от сказочного неестественного Героя Современного Кино.
Бомон решает свои проблемы. Он следует букве Договора и исполняет взятую на себя работу. Пускай, политика изменилась, Последний Европеец человек чести, он в отличие от бывших коллег по Фирме, держит слово. Именно действием Бомон демонстрирует, что он прав, в отличие от прочих героев. Он идет в бой с поднятым забралом и бросает в лицо своим врагам вызов: «ИДУ НА ВЫ!».
К чести Героя он не убивает зря, только трус палит во все стороны, зажмурив глаза. Даже Бокассу Бомон не убивает лично. С точки зрения формальной этики Жослен Бомон не убивает негра, вместо него это делает простой инспектор полиции, искренне считающий что спасает королька. Единственный, кого убивает Жослен, так это комиссар Розен. И это не убийство а честная дуэль, дуэль с человеком оскорбившим мадам Бомон.
Может ли современный европеец защитить свою жену? Может ли он рискуя собой подстраховывать супругу во время допроса комиссара Розена? Прятаться за окном, вовремя успокаивать излишне ретивого полицейского и уйти предварительно вызвав по телефону поддержку? Да еще зная, что за ним следят а телефон на прослушке? Нет. Это тоже осталось в прошлом. Все помнят рождественские черные погромы в предместьях Парижа. И где были коренные европейцы, когда толпы переселенцев, профессиональных воров, проедателей пособий и насильников громили Францию? Видимо, не рисковали выйти на улицу.
К своей части Бомон не политкоректен, он и слова то такого не знает. Он привык называть вещи своими именами. Он не загоняется проблемами меньшинств, справедливо полагая, что это их проблемы. Он сам в меньшинстве. Он в одиночку идет против Системы. Он просто убивает негра, не задаваясь не нужными вопросами и фантазиями о далеких от реальности проблем прав и свобод этого Бокассы. Для Бомона Бокасса не субъект, а объект. Негр даже не враг, это просто мишень. Здесь Бомон естественен как нормальный европеец. С другой стороны, Бомон и не расист. В его мире нет необходимости быть расистом. Он защищает свою честь от таких же, как и он французов, людей равных ему. Он спокойно общается и сотрудничает с людьми и без унижающего политкоректного заискивания. Он разговаривает на равных.
Бомон лишен большинства недостатков современных жителей Европы. Он не зацикливается на моральном онанизме самокопания, он решает свои проблемы самостоятельно. Бомон любит женщин. Относится к дамам с уважением и не скрывает наличие любовницы. В тоже время любит жену. Да, нормальный человек, не прибегающий к услугам адвоката и не устраивающий официальную фальшивую истерику, требуя компенсации морального ущерба.
Есть в фильме и еще одно достоинство – живые персонажи. Все герои естественные нормальные люди, это не плоские картонки современного кино. Нарисован целый Мир. Мир уже ушедший от нас, оставшийся в далеком прошлом. Сколько времени прошло? Да целая эпоха.
В фильме «Профессионал» все противники Бомона не какие-либо злодеи или изверги, назначенные на роль извергов волей режиссера, это обычные, в целом неплохие, люди. Даже Розен не тянет на изверга и воплощение вселенского зла. Это влюбленный в свою работу, несколько циничный, любящий доводить дело до конца человек. Старая, опытная, порастерявшая иллюзии полицейская ищейка. Профессиональный охотник за людьми. И злой он не потому, что ему так хочется, он просто выполняет свою работу. Он человек Системы, закаленный несгибаемый винтик.
Все остальные действующие лица тоже человечны. И среди нет плохих людей. Есть отрицательные персонажи, но нет плохих людей, нет злодеев. Даже проститутка, любовница негра обычный человек, она не плохая и не хорошая. Тоже можно сказать об инспекторе Фаше. Работа такая – стараться остановить, отказавшегося выполнять команду «Фу!» террориста. Полковник Мартен? Негатив? Нет. Опять обычный человек, простой политик, всегда выбирающий наименее шумный и наиболее предсказуемый и спокойный «приличный» вариант. Капитан Валера? Комформист, человек научившийся немного прогибаться и подправлять принципы, когда дело касается его лично. Он современный человек.
И именно против таких людей выступает Бомон. Нет. Он выступает не против них, он выступает против Системы и за самого себя. Он идет в бой против нового мира, против деградации. Он Последний Европеец, последний носитель европейской цивилизации. Глубоко символично, что в финале Бомон погибает. Погибает выполнив свою работу, исполнив обет и доказав свою правоту.
Замешательство. Тихая паника. Время уходит. Суетливое перепихивание ответственности друг на друга. Страх перед последствиями. Что напишут в прессе? Поспешное принятие решения. Не решение, а намек на решение. Разрешение вырвано. Ярость, обида обманутого простофили выплеснувшееся в автоматной очереди… А вертолет был в двух шагах. Нет. Нет, так и должно быть. Жослену Бомону нет места в современном мире. По крайней мере, в современной Европе. Он должен погибнуть, также как и погибнет Европа вслед за последним европейцем.
Источник
Комментариев нет: