Переписывание истории в Прибалтике - 3

— Г‑н Гаспарян, без героев строить страну сложно. Кого могли бы сделать героями Прибалтийские страны, если не «лесных братьев» и не красноармейцев?

— С этой точки зрения, никого. Арнольд Мери — первый эстонец, который получил Героя Советского Союза. Не нужно, наверное, рассказывать, что с ним сделали в годы независимости. Как героя его в Эстонии, естественно, не воспринимают.

Поймите, при парадигме, которая отрицает значительный пласт собственной государственности, единственные, кто может быть национальными героями, — это всевозможные палачи и прочая шушера.
https://i.ytimg.com/vi/WEPgqEtfphg/maxresdefault.jpg
Какие деятели культуры там могут быть? Для справки, первый хор Эстонии был открыт в 1946 году «кровавыми азиатскими деспотами». До этого почему-то в прекрасной буржуазной Эстонии хор был не нужен народу. Пришли русские и зачем-то сделали им хор. В Латвии и Литве — то же самое.

Если бы они не отрицали советский опыт, тогда бы у них были десятки и сотни нормальных национальных героев. А если создатели заводов VEF (производитель товаров электротехники и электроники в Латвии — прим. RuBaltic.Ru) и РАФ (завод в Латвии по производству микроавтобусов — прим. RuBaltic.Ru) — это оккупанты, то кто остается? Только «лесной брат» какой-нибудь, который насиловал, сжигал, расстреливал и убивал.

Если бы прибалты были умнее, то уже давно нашли бы себе нормальных героев, в том числе военных. С этой стороны совсем проблем нет. Первая мировая война. Вся Европа, где культ этой войны, будет вам рукоплескать. Те же самые латышские стрелки если бы были. Но они прибалтов тоже не интересуют. В их музее теперь Музей оккупации. То есть всё как положено.

— Численность вооруженных соединений, воевавших на стороне Германии, была крайне небольшой: в Литве — 30–40 тысяч, в Эстонии — 7 тысяч на миллионную страну. В то же время в России нечасто говорят о том, сколько эстонцев, литовцев и латышей служило в Красной армии. Что делать с тридцатью Героями Советского Союза из этих стран? Может быть, нам стоит подчеркивать, что эти три прибалтийские народности участвовали в войне по большей части на стороне Красной армии?

— В СССР всё это было. По каждой из республик большие «кирпичи» выходили, например «Вклад латышского народа в победу в Великой Отечественной войне». Это были многотомные издания.

Опять поднимаем тот же вопрос. Мы боремся со злом. Здесь в паре километров «Библио-Глобус» (сеть книжных магазинов — прим. RuBaltic.Ru), зайдите туда и найдите хоть одну книгу по этой теме. Упростим задачу: попробуйте найти издания за последние 15–20 лет.

У нас парадоксальная ситуация. Мы боремся со злом, но непонятно как. Если мы выйдем сейчас и 100 человек опросим, кто такой Арнольд Мери, вы думаете, хотя бы трое нам скажут, что это Герой Советского Союза? В лучшем случае нам ответят, что это персонаж «Острова сокровищ» Стивенсона — пират Джордж Мерри.

Не издаются книги, книги не пишутся, тема не изучается. Каким образом люди должны получить знания? Депутат Госдумы не полезет на сайт alib.ru и не будет там искать издания 67–68 года, а отправит своего помощника в ближайший книжный магазин «Москва». Там помощник увидит дулю с маком — на этом тема закончится.

У нас ничего не написано ни по легионам СС, ни о прибалтах в рядах Красной армии. Про противодействие «лесным братьям» у нас существует один сборник документов на 300 страниц, вышедший «гигантским» тиражом в 500 экземпляров. Подавляющее большинство людей эту книгу даже в глаза не видело. Потому что она странным образом (этого никто не может объяснить) продавалась только в ведомственных учреждениях. Если бы меня в тот день судьба не привела в одно здание в Москве, где я в палатке с удивлением обнаружил эту книжку, то я бы знать о ней не знал. Ни один из моих знакомых не знал об этой книге, потому что она не продавалась в магазинах. Для кого всё это делается? Напрасный труд. А вы говорите о Героях Советского Союза.

Кто этим должен заниматься?

Либо государственные исторические организации, тогда большой привет Институту российской истории, Институту военной истории. Либо этим должны заниматься подвижники какие-нибудь, которым государство должно выделять гранты. Но у нас ни первый, ни второй вариант не работает.

Добровольно этим заниматься никто не хочет. Вы же не можете про того же Мери писать только на основе советских архивных документов, которые в России находятся. Вам надо еще за границу поехать и поработать с тем фондом. За свой счет мало историков туда наездится.

И подобный тупиковый подход не только с Прибалтикой. С Украиной то же самое. В Украине говорят, что все украинцы воевали в ОУН УПА (Украинская повстанческая армия, действовавшая на Западной Украине с 1942‑го по 1954 год — прим. RuBaltic.Ru). У нас за три последних года не появилось ни одной книги о вкладе украинского народа в разгон нацизма.

Десять лет назад были бодания с Грузией. Грузины запустили книгу «Грузинский легион вермахта» — привет передали в Россию. У нас в ответ что-нибудь прозвучало? Сборник «Грузины — Герои Советского Союза» выпустил кто-нибудь? Нет. А зачем?!

Это системная ошибка, к сожалению. Я надеюсь, что это можно исправить. Я всё, что в моих силах, по этому поводу делал и делать буду. Если будет в одном из издательств запущена книжная серия «Гаспарян рекомендует», то в числе первых я туда поставлю те книги, о которых говорил.

Вы знаете, что у нас книга о Рижском процессе была впервые издана в 1946 году, с тех пор ее никто не переиздавал? Эту книгу в руках единицы людей держали — это катастрофа, ошибка, которая идет из Советского Союза.

— Как русскоязычный гражданин Латвии, наблюдаю, что русские школьники и молодежь Латвии всё меньше знают реальную историю своей страны, в том числе то, что касается выступлений «лесных братьев». В латвийских школах преподают по ультранациональным программам обучения. Не кажется ли Вам, что России стоит обратить внимание на эту категорию соотечественников? Можно было бы издать хотя бы малым тиражом альтернативное учебное пособие для школьников по истории Прибалтики во время Второй мировой войны?

— Издать можно даже большим тиражом. Дело за малым — это пособие написать. Пока я не очень понимаю, кто будет этим заниматься и будет ли вообще. Проблема состоит в том, что у нас целый ряд ведомств занимается работой с молодыми соотечественниками, но непонятно, с кого результаты спрашивать. То ли с академических ученых, то ли с организации «Россотрудничество», то ли с отдела МИД. Что-то делается по каждой из этих линий, а воз и ныне там. Делается достаточно много, но это, к сожалению, не приносит желаемого результата, чем, конечно же, пользуются.

Если будет книга, продвигать ее нужно средствами мягкой дипломатии. Она через пару недель после издания должна появиться в интернете, о ней должны говорить профильные СМИ. Тогда об этой книге в Прибалтике тут же узнают, скачают и будут читать. Так было с книгой «Холокост в Латвии». Ее там «прессанули» пришлось выпускать ее в России.

— Исторический ревизионизм — это объективное внутреннее явление для стран Балтии или привнесенное извне намеренно?

— Извне, конечно. Политические и другие миграции в тесной спайке с соответствующими фондами и структурами, аффилированными с Госдепартаментом США, разрабатывали целые программы. Точно так же, как история так называемого Голодомора, которая была написана в рамках специальной программы к 70‑летию революции 1917 года. Одна и та же схема. Без финансовой подпитки, без вложений никакая идея работать не будет.

— Один из столпов национальной политики прибалтов — это вопрос советской «оккупации». Можете аргументированно представить свою позицию по этой проблеме? Была ли советская «оккупация» или нет?

— Пункт первый. Оккупацию нужно заслужить.

То, что произошло в 1940 году, — это не оккупация. Оккупанты нигде не строят заводы, не развивают сельское хозяйство и не создают национальные хоры. Третий рейх на захваченных территориях хоры не создавал.

Прибалтика вошла в состав Советского Союза по плебисцитам, которые там проходили. Все разговоры о том, что всё это было незаконно и под дулами автоматов… Я призываю жителей Прибалтики отправиться в местные библиотеки и архивы, поднять подшивочки своих местных газет, посмотреть, что писала местная печать по поводу влиятельности местных коммунистических партий, настроения пролетариата и т. д.

Оккупация подразумевает, что у вас какие-то земли забирают. Германия, зайдя в Чехословакию, кое-что забрала, и от Польши — тоже. А вот советский подарок Литве город Вильно — это оккупация? Мне кажется, что нет.

rubaltic

Комментариев нет: