Нытьё о социальных лифтах

Одна из любимых тем в блогах — отсутствие социальных лифтов, причём, блогеры утверждают разное: одни пишут, что оных не было в СССР, другие — что их нет сейчас. На мой обывательский взгляд, возможности есть в любые времена. Так, не дворянин Жан-Батист Кольбер пробился наверх аж в эпоху Людовика XIV и сделался фактически соправителем короля (несильно разбиравшегося с экономике). Михаил Ломоносов сумел выучиться, несмотря на многочисленные препятствия, в том числе, и социальные — даже в фильме показано, как он подделывал документы, чтобы его приняли на учёбу. Гений русского ампира — Андрей Воронихин и вовсе был холопом графа Строганова, а потом этот же Строганов считал за честь говорить с Воронихиным.

Если тебе надо, ты будешь. Если тебе не надо — ты будешь орать про отсутствие социальных лифтов и «…дороговизну стульев для трудящихся всех стран». Просто в Советском Союзе требовались иные навыки и другая смысловая нагрузка. Сейчас нужно быть хитрым и предприимчивым, а тогда — с детства активничать на общественной работе (что не исключало тех качеств, кои я упомянула в связи с современностью). Сейчас надо быть креативным, а тогда — умеющим и профессиональным (что, опять же вполне взаимозаменяемо, если соблюдены некоторые правила).

Что характерно, и тогда и теперь важная роль принадлежит личным связям и хорошим знакомствам. Если ты — сын начальника, то есть все шансы, что ты тоже будешь начальником. Впрочем, в упомянутые мной галантные века было всё ровно то же самое — сын крупного вельможи мог не беспокоиться о своём будущем. Так и при чём тут эпоха? При чём тут СССР или его трагическое отсутствие? Карьера во все века делалась одинаково — силой воли, талантом, хитростью, наглостью, …профессионализмом, умением польстить боссу, трудоголизмом (выберите своё).

В позднесоветские времена было трудно из семьи рабочих попасть в дипломаты. Но можно. По силе препятствий — как во времена Ломоносова. Стеклянные потолки. Но стекло — бьётся. Да! Если твои родители не бухали, а были профсоюзными лидерами на своём заводе; если ты с детства учил иностранные языки; если ты продвигался по комсомольской линии и везде лез с инициативами… то у тебя было много шансов. Безусловно, сыну дипломатов оказывалось легче. Но ведь никто не перекрывал путь сыну фрезеровщика.

То же и сейчас — хочешь быть крутым? Иди и заработай. Да. Ты вместе с миллионами получишь язву, бессонницу, а, возможно, в итоге, инсульт. А кто сказал, что будет легко? Можно всю жизнь просидеть на продавленном диване, глядя злющими глазами в телеящик. А можно двигаться. А можно — наплевать на. Просто жить. Во все века был выбор, и многие французские дворяне вовсе не стремились вертеться в Лувре, а позже — Версале, и преспокойно кемарили в своём Бордо или в Тулузе.

Д’Артаньяну было надо — он попёр на ужасной лошади. В кошмарной шляпе. А кто-то ведь возмущался, что бедному дворянчику нет ходу к королям. Вот были же временааааа! Тогда ценилась доблесть! А сейчас? Придворное лизоблюдство! В общем, всё это нытьё о социальных лифтах или их отсутствии — это обычное стенание серого троечника, который считает себя ничуть не хуже отличников. Просто те, последние — любимчики училки, подлизы, дети крутых начальников, выскочки и так далее. А они, возможно, просто учат уроки и всё.

zina-korzina
 

Комментариев нет: