Александр Роджерс: Соборность Общей Судьбы

От континентальных империй — к Империуму Человечества

Гармония, синергия, бифуркация, резонанс

Так уж сложилось в моей жизни, что среди философских поисков ответов на вопросы жизни меня всегда больше всего интересовало несколько.
1. Как людям жить вместе? (Это вопрос прошлого, моих учителей, старшего поколения, который они так и не смогли решить – но продолжают пытаться).
2. Как создать жизнеспособный синтез восточной и западной философии, общий базис? (Это вопрос настоящего, мой личный вопрос).
3. Как нам прийти к Единому Планетарному Человечеству? (Это вопрос будущего, вопрос моих детей).
И, перейдя через рубеж сорокалетия, я внезапно понял, что у всех этих трёх вопросов общий ответ. Который можно выразить одной фразой:

Соборность общей судьбы

Соборность – как христианское (а точнее православное, потому что католицизм и протестантизм его лишены) понятие, разработанное русским философом Алексеем Хомяковым и развитое затем в работах Соловьёва, Федорова, Флоренского, Бердяева и ряда других русских философов и/или богословов.

Сообщество общей судьбы – разработанная и продвигаемая китайским лидером Си Цзиньпинем идеология вовлечения разных народов в единое общежитие, единую мир-систему, альтернативную западной/империалистической, построенной на угнетении и грабеже одних стран и народов другими.

Я не буду вдаваться в теологические тонкости понятия «соборности», там их очень много. Достаточно того, что это понятие подразумевает невозможность индивидуального спасения.
То есть ты или пытаешься вытащить до своего уровня праведности и всех окружающих, или не видать тебе рая. Полная противоположность протестантизму, где «ты себе копишь денежку, чтобы доказать, что боженька любит тебя больше других, а на всех остальных наплевать».

Для православного соборность является частью Никейского символа веры «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь».
Соборность (по Хомякову) – это целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствует древнерусскому понятию «лад» и неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.

Думаю, что следующей степенью развития этой идеи является идея Планетарного Человечества. То, о чём пели «The Beatles» в своих песнях «Yellow Submarine» и «Imagine»: Мы все живём в жёлтой подводной лодке (на планете Земля). И у нас, человечества, общая судьба.

Никакие элитарные или «мальтузианские» теории не работают. Нельзя сохранять высокий уровень развития элит при сознательном отуплении масс. Сегодняшняя очевидная и бесспорная деградация британских и американских элит это однозначно подтверждает. И об этом в середине прошлого века писал в своих романах  наш выдающийся (возможно, самый великий) писатель Иван Ефремов.

Это то же самое, что говорит Си Цзиньпин своей концепцией общей судьбы – мы разные, но судьба у нас общая.
Это является последовательным развитием идей Мао Цзедуна о «Байхуа юньдун»: пусть расцветают сотни цветов, пусть соперничают сотни школ. Единство в многообразии.

«Континентальные» концепция соборности и концепция сообщества общей судьбы прямо противоречат «островному» империалистическому принципу процветания за счёт грабежа других стран и народов. Россия и Китай – континентальные империи (как и Германия или Индия), и наше сегодняшнее противостояние островным англосаксонским империям Великобритании и США не случайно, а концептуально и закономерно. Именно поэтому с Китаем мы друг друга понимаем и можем договориться, а с англосаксами – нет.

Мир, сосуществование, общежитие и сотрудничество против войны, грабежа и разбоя. Англосакс несёт набеги, нарко- и работорговлю, насилие и грабежи. И русский, и китаец несут цивилизацию и культуру. Китай всех (даже своих манчжурских завоевателей) делает китайцами, Россия всех (даже немецких наёмников) делает русскими. Мы не делим и угнетаем, мы кооптируем и объединяем.

Коммунизм, безусловно и несомненно, коммунизм. Но на ещё более глубинном и целостном уровне понимания, чем у Мора, Оуэна и Маркса. Не экономическом, а философском и ценностном, на грани религиозности.

Мы, человечество

Мы, человечество, или выйдем на новый уровень развития (как технологического, так и ментально-духовного), совершив прорыв к звёздам, или необратимо истощим природные ресурсы, загадим планету и скатимся в новое средневековье и дикость, на этот раз навсегда. Человечество стоит на перепутье. И это выбор не индивидуальный, а общий.

Потому что в одиночку спастись невозможно. Отсидеться в бункерах и анклавах не получится. Мы или погибнем вместе, или совершим восхождение вместе.
В этом и заключается Соборность Общей Судьбы.


Комментариев нет: