Горящее небо Холодной войны


Первые выстрелы
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ef/Olive-drab_painted_B-29_superfortress.jpg/1200px-Olive-drab_painted_B-29_superfortress.jpg
После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала "навести порядок".

Очередная "воздушная крепость" Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку. Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.

Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.Летающие крепости представляли для наших ВВС "живой интерес". Фактический запрет Сталина на изготовление тяжелых бомбардировщиков (собрано всего 98 Пе-8), вызванный дефицитом двигателей и алюминиевых сплавов, после войны привел к необходимости копировать американскую "суперкрепость". Кстати, в то время, лучшую в мире.

Бой над Мерклином

10 марта 1948 года случилось первое вооруженное столкновение между советским и западным блоками в Европе: воздушный бой над Мерклином, пограничной деревней в западной Чехии.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f8/525th_Fighter_Squadron_-_Republic_F-84E-10-RE_Thunderjet_-_49-2270.jpg
В 10:59 со стороны Холисов были обнаружены два американских самолёта F-84E Thunderjet, совершавших вылет для перехвата неопознанного зонда, дрейфующего со стороны Чехословакии на высоте 4500 м. Патрульные истребители чехословацких ВВС находились в районе Шумавы. Лейтенант Шрамек доложил своему командиру лейтенанту Франтишеку Грзнарову, об обнаружении американцев и получил приказ о перехвате. Вместе с этим Шрамек вышел на связь с американскими пилотами и приказал им немедленно покинуть чехословацкую границу, однако не получил внятного ответа.

Атака

Выполнив разворот вправо с набором высоты, Шрамек открыл огонь по одному из американских самолётов. Снаряды угодили в сбрасываемый топливный бак одного из F-84E, из пробитого бака повалил белый дым. Американцы немедленно развернулись на юг, к границе в направлении Станков, однако Шрамек не отстал от нарушителей: он, вися на хвосте у противника, сократил расстояние до 250 метров и после стрельбы попал в правый борт. Дым повалил из правого борта, и подбитый F-84E загорелся.
Возвращение на базу

Бой шёл над облаками, без контакта с поверхностью, поэтому в 11:04 перехват прекратили. В 11:20 оба МиГа приземлились на аэродроме базирования. Обломки сбитого самолёта обнаружили в 20 километрах южнее Регенсбурга, в горах на высоте 1312 метров близ деревни Фалькенштайн. Лётчик сбитого самолёта, 1-й лейтенант Уоррен Г. Браун из 53-й истребительно-бомбардировочной дивизии катапультировался примерно на высоте в 300 метров. Как оказалось, Браун приземлился в лесу Хундессен. Местные жители обнаружили американского лётчика. Он пытался расспросить их по-английски, находится ли он в Германии, однако те не поняли его. Брауну пришлось начертить свастику на земле, и только по реакции местных жителей Браун понял, что находится в Германии.
Скандал

Самолёт США упал за пределами территории Чехословакии, что привело к грандиозному скандалу. Американская сторона отрицала факт пересечения чехословацкой границы своими пилотами и заявляла, что чехословаки спровоцировали американцев, вторгнувшись в американскую оккупационную зону и открыв огонь первыми. По заявлению американцев, пилотами ВВС Чехословакии якобы не подавались никакие сигналы, которые должен передавать перехватчик нарушителю согласно установленным международным нормам. Более того, США потребовали денежную компенсацию за сбитый самолёт.

Представители Чехословакии отвергли все обвинения, и в итоге США подали в Международный суд ООН на Чехословакию. Общая сумма иска составила 271 384 долларов США (около 230 тысяч составляла стоимость уничтоженного самолёта, около 20 тысяч — сумма разрушений, остальные деньги — моральный ущерб, нанесённый пилотам). Так как крики янки противоречили фактам, дело было снято с рассмотрения и судебное разбирательство не состоялось.

Последствия

Количество полётов F-84 вблизи чехословацкой границы после инцидента значительно выросло: так, во второй половине того же дня над Сушице пролетели три таких самолёта, что привело к подъёму самолётов сразу с пяти аэродромов. Уже через неделю сразу 25 истребителей ВВС Великобритании патрулировали чехословацко-германскую границу. Однако вскоре все страсти утихли, и об инциденте забыли.

Судьба американских пилотов (оба были ветеранами Корейской войны) осталась неизвестной: в базе данных ВВС США не была найдена никакая информация об их службе. Что касается чехословацких лётчиков, то наибольшие почести воздали Ярославу Шрамеку, который был в составе чехословацкой делегации на «Всемирном фестивале молодёжи и студентов» в Бухаресте (сам он дослужился до звания полковника). Некоторые награды достались и техникам, которые обслуживали оба истребителя. А вот Милан Форст, который служил в Египте инструктором по вооружению, а позднее был отправлен в резерв, получил выговор от начальства за слишком пассивные действия по перехвату.

Драма над Балтикой

8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 "Приватир". Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.

Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что "Приватир", по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.

Советская сторона утверждала, что это был не "Приватир", а "суперкрепость" Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и  первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.

По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.
Удар по аэродрому

8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" во время боевого вылета против наземных целей в Северной Корее отклонились от курса и   атаковали аэродром "Сухая речка" под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства "Кинг кобра".

США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.

Единственное признание

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V "Нептун" был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.

Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов - вдвое меньше, чем запросили США.

Чей борт?

27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан зашёл в советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.

Пикантность этой истории придали утверждения, что это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.

Полет Пауэрса

Пауэрс на суде.


1 мая 1960 года американский самолет-разведчик У-2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска.  Говорить о недоразумении в данном случае не приходится - разведывательную миссию У-2 никто не отрицал.

Инцидент примечателен политическими последствиями (отменой запланированного визита Дуайта Эйзенхауэра в Москву и длительным замораживанием советско-американских отношений), а также тем, что ракетчики заодно с американской машиной сбили поднявшийся на ее перехват собственный истребитель МиГ-19, пилот Сергей Сафронов погиб.

"Черная суббота"

К 27 октября 1962 года Москва и Вашингтон уже приступили к конфиденциальным контактам с целью выхода из Карибского кризиса. Но тут Фидель Кастро приказал кубинским ПВО сбивать американские разведывательные самолеты. Стреляли много, однако ни в кого не попали.

Советские военные на Кубе тоже были настроены воинственно. Командир одного из зенитно-ракетных дивизионов капитан Антонец сообщил в штаб, что в зоне его ответственности замечен У-2, и попросил разрешения поддержать огнем кубинских товарищей.

Ему ответили, что советские войска соответствующего приказа не получали и требуется санкция командующего Плиева, а того в данный момент нет на месте. Но капитан принял решение самостоятельно и сбил самолет. Погиб пилот Рудольф Андерсон.

Историки называют этот день "черной субботой" и считают кульминацией Карибского кризиса.

Именно тогда сделалось ясно, что мировая война может начаться в любой момент из-за случайности и помимо воли первых лиц.

Узнав об уничтожении У-2, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг: чтобы не тратить времени на передачу текста по дипломатическим каналам, примирительное послание Хрущева к Кеннеди было зачитано прямо в радиоэфире.

Пошли на таран

28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C "Фантом" вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот "МиГа" Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.

Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.

На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.
Жесткая посадка

20 апреля 1978 года пассажирский "Боинг-707" компании "Korean Air Lines" с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. Экипаж не реагировал на сигналы.

Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. "Боинг" совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.
Привычное дело: истребитель "Тайфун" британских Королевских ВВС сопровождает российский стратегический бомбардировщик Ту-95 над Северным морем

Регулярные патрульные и тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, проводившиеся как американскими, так и советскими и российскими ВВС на протяжении десятилетий, вызывали взаимное недовольство, но серьезных инцидентов не повлекли.

По мнению военных экспертов, этому способствовали их рутинный характер, а главное, чувство ответственности обеих сторон. Как показал опыт, чтобы инциденты в небе не превращались в трагедии, сторонам надо не бравировать надменной неуступчивостью, надо просто  чаще общаться.



Комментариев нет: