СССР-США: война в воздухе

Исследователи боестолкновений вне рамок боевых действий насчитали с 1950-го по 1983 год минимум 40 случаев, когда летчики СССР и США с их союзниками применяли оружие друг против друга. Назвать точную цифру невозможно, поскольку данные о некоторых эпизодах исходили лишь от одной из сторон, а другая информацию не подтверждала. В результате различных "недоразумений", Запад за это время потерял 27 самолетов и вертолетов и 139 военнослужащих, а СССР - всего 6 машин. Подобный дисбаланс определялся географией - не США, а СССР был окружен сотнями военных баз и воздушная разведка проводилась именно вблизи и непосредственно в воздушном пространстве Союза.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/Lockheed_SR-71_Blackbird.jpg/800px-Lockheed_SR-71_Blackbird.jpg
Вашингтон утверждал, что в большинстве случаев нарушения воздушного пространства СССР и его союзников либо не было вовсе, либо это была случайная ошибка. Впрочем, сбитый возле Свердловска У-2 Пауэрса свидетельствует об обратном.

Опровергать же нарушение границы нашим противникам помогала тактика проведения радиоразведки. В большинстве случаев самолет-разведчик на максимальной скорости ненадолго входил в воздушное пространство СССР, вынуждая активировать средства ПВО и снимал частотные, позиционные и иные характеристики задействованных средств, а потом быстро уходил.

В моё время как раз был сбит южнокорейский "Боинг", использовавшийся весьма цинично именно как "возмутитель спокойствия". Его 500-километровый марш по закрытой воздушной зоне отслеживала масса постов, включая даже наш учебно-боевой РПЦ под Павловском. А следующие за Боингом радиоразведчики спокойно снимали характеристики.

Аналогично действовали и специализированные SR-71. Обычно они выписывали гигантскую восьмерку у наших границ с таким расчетом, чтобы на полный круг приходилось два прокола госграницы. И именно на траектории с максимальной скоростью в три Маха (3300 км/ч). Осуществить перехват именно в своем воздушном пространстве практически нереально. Мало того, и этим пользовались и менее скоростные разведчики, сбитые машины почти всегда падали за пределами наших границ - даже при разрушении в воздухе отдельные фрагменты улетали до момента падения за десятки километров от точки перехвата.

Не считая гибели южнокорейского "Боинга" в 1983 году, самым крупным по числу жертв - 17 человек - был инцидент 2 сентября 1958 года, когда четыре советских истребителя МиГ-17 атаковали и сбили американский разведывательный самолет "Геркулес". Он упал в Арменянской ССР. Останки погибших были возвращены Ереваном спустя 40 лет.

Что касается сбитого в сентябре 1983 года "Боинга", то спекуляций, многочисленных псевдорасследований и смонтированных записей радиопереговоров было превеликое множество. Равно как и отсылок к словам Андропова, тогда еще относительно молодого Горбачева и т.д. После увольнения мне много рассказывали и показывали "документов" на эту тему, комментировать которые в то время я не имел права. Сегодня же это давно не секрет. Другое дело, что участвавшим в перехвате "Боинга" многие предпочитают не верить.

Суть же предельно проста. "Боинг" изменил курс именно как "живец", в обязанности которого входило активировать средства ПВО. Сопровождавшие на безопасном расстоянии разведчики снимали характеристики. Пилоты "Боинга" вызовы игнорировали, равно как и предупредительный огонь. Той осенью мне случалось несколько раз общаться с непосредственно участвовавшими в операции коллегами - все они были награждены или премированы, никто не наказан, все действовали в рамках испольнения своих обязанностей и приказов.

Фактически, американцы цинично использовали гражданский самолет в своих целях, совершенно справедливо рассудив, что русские не решаться сбить авиалайнер. А если (и когда) решаться, он сумеет пройти большое расстояние. Мало того, независимо от реального состояния дел, уничтожение лайнера больно ударит именно  по СССР, а не по подстроившим провокацию Штатам.

Так что сбитый над Донбассом "Боинг" пустили по давно отработанному сценарию. С той лишь разницей, что сбивать пришлось с помощью своих киевских марионеток. Тех самых, что изменили маршрут полета, проложив его в этот день именно над воюющим Донбассом.
 
 
 

Комментариев нет: