воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Учебники Набиуллиной для начальной школы


Вот этот день и настал. Наш ЦБ начал объяснять людям, что надо включать мозг, прежде чем покупать айфон в кредит или устраивать свадьбу стоимостью в свою трёхлетнюю зарплату. Справедливо рассудив, что взрослым
дебиламсоветы не нужны («не учите жить, помогите материально»), ЦБ подготовил учебное пособие для начальной школы, с 1 по 4 класс. Вот, к примеру, вопрос первоклассникам:
Папа Пети купил машину. На что ещё ему пришлось потратить деньги?
Очень жизненная ситуация. Сколько же я повидал таких петиных пап, которые сначала купили автомобиль на последние деньги, а потом с удивлением обнаружили, что его надо и чинить, и заправлять, и даже где-то парковать!

А вот немного про бизнес, снова из пособия для первого класса:
Я – главный пекарь. Я с детства очень любил печь булки. А теперь у меня есть своя пекарня. Я сам придумываю, какой хлеб и какие булки буду печь со своими помощниками. Очень важно, чтобы мои булки нравились вам, моим покупателям. Поэтому я часто придумываю что-то новенькое.
В моей пекарне раньше был один этаж, а теперь два. Очень многие ребята с удовольствием покупают мои булки. Так я веду своё дело. Так я зарабатываю деньги.
Помните, как начинался фильм «Жмурки»? Там преподавательница по экономике (!) почти прямым текстом заявляла студентам, что для открытия своего дела нужно воровать и убивать:


Очевидно, что далёкие от экономики учителя и преподаватели имеют ещё меньше знаний по вопросу открытия своего дела. Будет очень здорово, если это мракобесие уйдёт в прошлое, и детям со школы начнут объяснять как обстоят дела в реальном мире, рассказывая, что для запуска своего бизнеса вполне достаточно упорно работать в нужном направлении и жестко контролировать расходы.

К сожалению, этот тезис, — для личного финансового успеха нужно много работать и мало тратить, — отнюдь не очевиден. По-хорошему, в девяностые годы следовало бы поступить как в фильмах о советской власти, устроить всероссийский ликбез по экономике.

А вот уже пример из пособия для второго класса:
– Смотри, какая отличная футболка, мы купили её с мамой вчера на распродаже. – Маруся похвасталась своей обновкой.
– Но у тебя уже три такие же футболки! – развёл руками Петя. – Зачем тебе ещё одна?
– Много ты понимаешь в моде, – возмутилась Маруся. – Они совсем не похожи: вот здесь цветочек, здесь кружево, эта короткая, а эта длинная. Тем более, я же говорю, в магазине была распродажа. Мы с мамой заплатили полцены за эту замечательную футболку. Она стоила 1000 рублей, а теперь всего 500 рублей. Так что мы сэкономили целых 500 рублей!
– Я бы сказал, что вы абсолютно напрасно потратили 500 рублей, – сказал Петя.
– Ерунда какая-то, мы же сэкономили, – отмахнулась Маруся. – Или нет? – неожиданно задумалась девочка.
Повторюсь, очень жизненно. И описанная ситуация восе неоднозначна, между прочим. При этом кроме таких вот сценок в учебниках есть и реально работающие практические советы: например, идти в магазин с заранее составленным списком, чтобы не купить лишнего.

В пособии для третьего класса Центробанк всё же не выдержал и разродился длинным рассказом о фальшивых купюрах и о степенях их защиты. Что же, чисто по-человечески это понятно: без такой вставки начальство ЦБ свою подпись под пособиями поставило бы навряд ли.

А вот ещё одна жизненная ситуация, мне прямо захотелось сделать большую статью с обсуждением историй тяжело возвращавшихся долгов:
После уроков к Пете подошёл приятель Миша.
– Петя, у тебя есть деньги? Не мог бы ты мне одолжить на время 30 рублей. Я забыл свои деньги дома, а мне очень хочется купить пирожок.
Петя знал, что у него ровно три монеты по десять рублей. А все вместе они составляют 30 рублей. Те самые 30 рублей, которые он хотел положить в копилку. Петя давно собирал деньги, чтобы купить новый набор любимого конструктора. До заветной суммы оставалось совсем чуть-чуть. Но как же отказать другу? «Не по-товарищески это получится», – подумал Петя.
Петя полез в карман.
– На, держи! – протянул Петя Мишке монетки.
– Спасибо, друг! – кивнул приятель и побежал в буфет, на ходу бросив: – Я тебе сразу верну, как только у меня будут свои 30 рублей. Может быть, даже завтра…
Но ни на следующий день, ни через неделю, ни даже через месяц Мишка так и не вернул долг.
В четвёртом классе детям объясняют, как вести семейный бюджет. Казалось бы, зачем это объяснять, элементарная же штука… но нет, ежедневное ведение бюджета для большей части россиян до сих пор такая же фантастика, как ежедневная чистка зубов для дикарей из племени Мумба-Юмба.

Через пару страниц авторы говорят, что кредиты — это зло, так как (сюрприз!) отдать банку придётся большую сумму, чем у него берёшь.



Комментариев нет :

Отправить комментарий