Учебники Набиуллиной для начальной школы
Вот этот день и настал. Наш ЦБ начал объяснять людям, что
надо включать мозг, прежде чем покупать айфон в кредит или устраивать
свадьбу стоимостью в свою трёхлетнюю зарплату. Справедливо рассудив, что
взрослым
дебиламсоветы
не нужны («не учите жить, помогите материально»), ЦБ подготовил учебное
пособие для начальной школы, с 1 по 4 класс. Вот, к примеру, вопрос
первоклассникам:
А вот немного про бизнес, снова из пособия для первого класса:
Очевидно, что далёкие от экономики учителя и преподаватели имеют ещё меньше знаний по вопросу открытия своего дела. Будет очень здорово, если это мракобесие уйдёт в прошлое, и детям со школы начнут объяснять как обстоят дела в реальном мире, рассказывая, что для запуска своего бизнеса вполне достаточно упорно работать в нужном направлении и жестко контролировать расходы.
К сожалению, этот тезис, — для личного финансового успеха нужно много работать и мало тратить, — отнюдь не очевиден. По-хорошему, в девяностые годы следовало бы поступить как в фильмах о советской власти, устроить всероссийский ликбез по экономике.
А вот уже пример из пособия для второго класса:
В пособии для третьего класса Центробанк всё же не выдержал и разродился длинным рассказом о фальшивых купюрах и о степенях их защиты. Что же, чисто по-человечески это понятно: без такой вставки начальство ЦБ свою подпись под пособиями поставило бы навряд ли.
А вот ещё одна жизненная ситуация, мне прямо захотелось сделать большую статью с обсуждением историй тяжело возвращавшихся долгов:
Через пару страниц авторы говорят, что кредиты — это зло, так как (сюрприз!) отдать банку придётся большую сумму, чем у него берёшь.
Кстати, история про личный маленький бизнес, которая красной нитью проходит через весь цикл учебников, в четвёртом классе плавно подводит к идее «взять кредит на открытие пекарни». Так как я опытный «пекарь» (если вы понимаете, о чём я), я полагаю, что в реальной жизни кредит под открытие первого бизнеса лучше не брать. Школьников я бы настраивал иначе: не «возьму деньги у дяди и открою свой бизнес», а «заработаю деньги и открою свой бизнес». Так будет во всех отношениях правильнее и практичнее.
Если присмотреться, правда, становится ясно, что в том примере пекарь берёт кредит под расширение дела… однако я сомневаюсь, что среднему школьнику и среднему школьному учителю этот нюанс без специальной акцентации будет достаточно очевиден.
Подведу итог:
Репутация ЦБ сильно выросла в моих глазах. Новые пособия по финансовой грамотности — просто целительный бальзам на душу. Более того — ЦБ даже выложил пособия в открытый доступ, чтобы мы с вами могли оставить там свои комментарии. Время оставить своё ценное мнение есть до конца февраля:
www.preobra.ru/finance
Напоследок вот вам практическая задачка из рабочей тетради за четвёртый класс:
Папа Пети купил машину. На что ещё ему пришлось потратить деньги?Очень жизненная ситуация. Сколько же я повидал таких петиных пап, которые сначала купили автомобиль на последние деньги, а потом с удивлением обнаружили, что его надо и чинить, и заправлять, и даже где-то парковать!
А вот немного про бизнес, снова из пособия для первого класса:
Я – главный пекарь. Я с детства очень любил печь булки. А теперь у меня есть своя пекарня. Я сам придумываю, какой хлеб и какие булки буду печь со своими помощниками. Очень важно, чтобы мои булки нравились вам, моим покупателям. Поэтому я часто придумываю что-то новенькое.Помните, как начинался фильм «Жмурки»? Там преподавательница по экономике (!) почти прямым текстом заявляла студентам, что для открытия своего дела нужно воровать и убивать:
В моей пекарне раньше был один этаж, а теперь два. Очень многие ребята с удовольствием покупают мои булки. Так я веду своё дело. Так я зарабатываю деньги.
Очевидно, что далёкие от экономики учителя и преподаватели имеют ещё меньше знаний по вопросу открытия своего дела. Будет очень здорово, если это мракобесие уйдёт в прошлое, и детям со школы начнут объяснять как обстоят дела в реальном мире, рассказывая, что для запуска своего бизнеса вполне достаточно упорно работать в нужном направлении и жестко контролировать расходы.
К сожалению, этот тезис, — для личного финансового успеха нужно много работать и мало тратить, — отнюдь не очевиден. По-хорошему, в девяностые годы следовало бы поступить как в фильмах о советской власти, устроить всероссийский ликбез по экономике.
А вот уже пример из пособия для второго класса:
– Смотри, какая отличная футболка, мы купили её с мамой вчера на распродаже. – Маруся похвасталась своей обновкой.Повторюсь, очень жизненно. И описанная ситуация восе неоднозначна, между прочим. При этом кроме таких вот сценок в учебниках есть и реально работающие практические советы: например, идти в магазин с заранее составленным списком, чтобы не купить лишнего.
– Но у тебя уже три такие же футболки! – развёл руками Петя. – Зачем тебе ещё одна?
– Много ты понимаешь в моде, – возмутилась Маруся. – Они совсем не похожи: вот здесь цветочек, здесь кружево, эта короткая, а эта длинная. Тем более, я же говорю, в магазине была распродажа. Мы с мамой заплатили полцены за эту замечательную футболку. Она стоила 1000 рублей, а теперь всего 500 рублей. Так что мы сэкономили целых 500 рублей!
– Я бы сказал, что вы абсолютно напрасно потратили 500 рублей, – сказал Петя.
– Ерунда какая-то, мы же сэкономили, – отмахнулась Маруся. – Или нет? – неожиданно задумалась девочка.
В пособии для третьего класса Центробанк всё же не выдержал и разродился длинным рассказом о фальшивых купюрах и о степенях их защиты. Что же, чисто по-человечески это понятно: без такой вставки начальство ЦБ свою подпись под пособиями поставило бы навряд ли.
А вот ещё одна жизненная ситуация, мне прямо захотелось сделать большую статью с обсуждением историй тяжело возвращавшихся долгов:
После уроков к Пете подошёл приятель Миша.В четвёртом классе детям объясняют, как вести семейный бюджет. Казалось бы, зачем это объяснять, элементарная же штука… но нет, ежедневное ведение бюджета для большей части россиян до сих пор такая же фантастика, как ежедневная чистка зубов для дикарей из племени Мумба-Юмба.
– Петя, у тебя есть деньги? Не мог бы ты мне одолжить на время 30 рублей. Я забыл свои деньги дома, а мне очень хочется купить пирожок.
Петя знал, что у него ровно три монеты по десять рублей. А все вместе они составляют 30 рублей. Те самые 30 рублей, которые он хотел положить в копилку. Петя давно собирал деньги, чтобы купить новый набор любимого конструктора. До заветной суммы оставалось совсем чуть-чуть. Но как же отказать другу? «Не по-товарищески это получится», – подумал Петя.
Петя полез в карман.
– На, держи! – протянул Петя Мишке монетки.
– Спасибо, друг! – кивнул приятель и побежал в буфет, на ходу бросив: – Я тебе сразу верну, как только у меня будут свои 30 рублей. Может быть, даже завтра…
Но ни на следующий день, ни через неделю, ни даже через месяц Мишка так и не вернул долг.
Через пару страниц авторы говорят, что кредиты — это зло, так как (сюрприз!) отдать банку придётся большую сумму, чем у него берёшь.
Кстати, история про личный маленький бизнес, которая красной нитью проходит через весь цикл учебников, в четвёртом классе плавно подводит к идее «взять кредит на открытие пекарни». Так как я опытный «пекарь» (если вы понимаете, о чём я), я полагаю, что в реальной жизни кредит под открытие первого бизнеса лучше не брать. Школьников я бы настраивал иначе: не «возьму деньги у дяди и открою свой бизнес», а «заработаю деньги и открою свой бизнес». Так будет во всех отношениях правильнее и практичнее.
Если присмотреться, правда, становится ясно, что в том примере пекарь берёт кредит под расширение дела… однако я сомневаюсь, что среднему школьнику и среднему школьному учителю этот нюанс без специальной акцентации будет достаточно очевиден.
Подведу итог:
Репутация ЦБ сильно выросла в моих глазах. Новые пособия по финансовой грамотности — просто целительный бальзам на душу. Более того — ЦБ даже выложил пособия в открытый доступ, чтобы мы с вами могли оставить там свои комментарии. Время оставить своё ценное мнение есть до конца февраля:
www.preobra.ru/finance
Напоследок вот вам практическая задачка из рабочей тетради за четвёртый класс:
Мама и папа Пети сравнили доходы и расходы, которые они запланировали на следующий месяц. Они увидели, что расходы превышают доходы на 7 000 рублей. Решено было пересмотреть запланированные расходы. Вот их список:А вы как бы ответили?
— Поход в кино – 2500 рублей.
— Замена колеса автомобиля – 7000 рублей.
— Ремонт крана на кухне – 3500 рублей.
— Покупка роликовых коньков – 4500 рублей.
— Покупка учебников для занятий английским языком – 1500 рублей.
— Поздравление родственника с днём рождения – 3000 рублей.
От каких из своих расходов семье придётся отказаться? Обведите расходы, которые супруги, скорее всего, вычеркнут.
Комментариев нет: