Прекрасные финские города
Турку (Аббо) – город, который я очень хотел посмотреть. Ещё
в середине восьмидесятых мне «пели» знакомые эмигранты про счастье жить
в Турку.
Я могу поверить, что по сравнению с советским Ленинградом и СССР в целом, видимо, так оно и было. По крайней мере в глазах людей, ненавидевших СССР и старавшихся оттуда сбежать. Но светлый образ Турку 1980-х гг., как он виделся глазами из романтичного и нищего СССР, разбился о современный цинизм и практичность постсоветской России.
На взгляд прагматичной и слегка нагулявшей жирка России, Турку выглядит как город победившей европейской архитектурной мечты. «Скромненько, но чистенько». Для проектирования зданий и сооружений (домами их назвать язык не поворачивается) финну требуются линейка, треугольник и немного краски серовато-зелёных оттенков. Прямые углы, серые линии, слепые окна. И серость, серость во всём.
Это не то что не Питер — это даже не Псков. Убогость невероятная.
Подобный архитектурный шок я испытал в германских городах Ганзейского союза, где среди древних и мрачных зданий, восполняя военную разруху, а затем и по привычке, ставили и ставят тупейшие остеклённые бетонные прямоугольники. Стены и окна слиты единой серой плоскостью. Древняя марина не добавляет, а усугубляет тяжёлое чувство от такого «города прямоугольников».
Особенно жутко такие города (и Турку в том числе) смотрятся субботними и воскресными днями. Люди при первой же возможности стремятся покинуть их. В окнах нет света. Не горит вечерами реклама. Улицы пусты и безлюдны. Ветер тревожно катит пивную жестянку. Людей нет. Тоска и ужас. И кажется, что на мостах и в переулках вот-вот явится лик из картины Мунка «Крик». Но крик этот будет никому не слышен. Нет души, до которой можно докричаться.
Уехали из Турку с чувством колоссального облегчения. Выдохнув. Не сговариваясь, съехали на просёлочную дорогу между зелёных полей и лесов сельской Финляндии. Отдыхали взглядом, отдыхали душой, глядя на кривой лес и пыльный ухабистый просёлок. Лучше так, чем как в Турку.
Я могу поверить, что по сравнению с советским Ленинградом и СССР в целом, видимо, так оно и было. По крайней мере в глазах людей, ненавидевших СССР и старавшихся оттуда сбежать. Но светлый образ Турку 1980-х гг., как он виделся глазами из романтичного и нищего СССР, разбился о современный цинизм и практичность постсоветской России.
На взгляд прагматичной и слегка нагулявшей жирка России, Турку выглядит как город победившей европейской архитектурной мечты. «Скромненько, но чистенько». Для проектирования зданий и сооружений (домами их назвать язык не поворачивается) финну требуются линейка, треугольник и немного краски серовато-зелёных оттенков. Прямые углы, серые линии, слепые окна. И серость, серость во всём.
Это не то что не Питер — это даже не Псков. Убогость невероятная.
Подобный архитектурный шок я испытал в германских городах Ганзейского союза, где среди древних и мрачных зданий, восполняя военную разруху, а затем и по привычке, ставили и ставят тупейшие остеклённые бетонные прямоугольники. Стены и окна слиты единой серой плоскостью. Древняя марина не добавляет, а усугубляет тяжёлое чувство от такого «города прямоугольников».
Особенно жутко такие города (и Турку в том числе) смотрятся субботними и воскресными днями. Люди при первой же возможности стремятся покинуть их. В окнах нет света. Не горит вечерами реклама. Улицы пусты и безлюдны. Ветер тревожно катит пивную жестянку. Людей нет. Тоска и ужас. И кажется, что на мостах и в переулках вот-вот явится лик из картины Мунка «Крик». Но крик этот будет никому не слышен. Нет души, до которой можно докричаться.
Уехали из Турку с чувством колоссального облегчения. Выдохнув. Не сговариваясь, съехали на просёлочную дорогу между зелёных полей и лесов сельской Финляндии. Отдыхали взглядом, отдыхали душой, глядя на кривой лес и пыльный ухабистый просёлок. Лучше так, чем как в Турку.
Источник
Комментариев нет: