Западные экономики разорваны в клочья

Экономика Запада разорвана в клочья. Разорвана банальным ОРЗ. Достаточно мягким карантином. Почему Запад оказался тотально небоеспособен, почему все разговоры о мощи и устойчивости западной модели оказались сплошным пиаром? Почему все сдриснули, запаниковали, и от общих западных ценностей не осталось и следа?


Совокупный пакет монетарно фискальных стимулов нефинансовому сектору США (домохозяйства + нефинансовый бизнес) предварительно составит свыше 22% от ВВП на 2019 год, не считая уже сформированного дефицита на 2020, т.е. общий объем комплексной поддержки в 2020 может достигнуть 30%, а вероятно не менее трети от ВВП.

Более скромные в сравнении с США, но рекордные для Европы ожидаются фискальные программы для крупнейших европейских стран. Пока не имеет смысла жонглировать конкретными цифрами в виду исключительной волатильности намерений и отсутствия утвержденных планов и этих самых цифр. Они начинали с 7-15 млрд двумя неделями ранее и пришли в среднем к полу триллиону евро или фунтов применительно для Германии или Великобритании, что эквивалентно не менее 15% от ВВП.

Это совершенно безумные объемы ничем не обеспеченных денег, вливаемые в экономику в попытках если не избежать ее краха, то хотя бы его отсрочить.

Ответ заключается в самой модели или парадигме западного мироустройства, суть которой — оптимизация, с целью получения максимальной ROE. Все функционирует в узких пределах, без достаточного запаса прочности, все хрупко и на соплях. Подход бизнеса — это не государственный подход. При государственном подходе во главу угла ставятся выживательные цели, под это мобилизуются ресурсы и создается многократный запас прочности.

С учетом того, что монетизировать придется домохозяйства напрямую, так как запас кеша на кармане составляет не более двух недель, а иначе финсистема сложится, — не исключено, что в 21 году Запада не будет. Будет территория, напоминающая Йемен, или веймарновскую Германию.

Почему падают и будут падать биржи — и никакое куе их не останавливает? Дело в том, что ликвидность — это сообщающиеся сосуды. Закрой биржи — дефицит денег будет на межбанке. Увеличь безработицу и сократи доход домохозяйств — начнутся биржевые продажи, то есть все станут сливать акции. Безработица 2-го квартала предполагается — 40%. Уже сейчас 20%. Люди продают активы. Какой масштаб спроса от сферы услуг? 1.2 трлн. долларов ежемесячно. Ну и какое Куе способно монетизировать схлопывающуюся сферу услуг?

Наблюдая спутниковые снимки, видишь что Запад гадит меньше на порядок в экономическом смысле. Есть надежда что и в моральном будет чище. Меньше вредительства, подлости, лицемерия, расправ над неугодными.

Стоит ли помогать этим паскудам, если есть надежда, что оклемаются? Наверное, да. В качестве пиара. Если анализ покажет, что нет, не оклемаются — то нет, помогать не стоит. Падающего подтолкни, как писал Ницше. Я бы помогал, но так, чтобы не накладно нам было с одной стороны, и информативно с другой. Деньги на помощь брал бы из рекламных бюджетов по продвижению и пиару. Даже бизнес по утилизации, хе-хе, может приносить доход при правильном подходе.

Где еще назревает фундаментальная проблема? Нарастающий дефицит пенсионных фондов (из-за снижающихся ставок) компенсировался вложениями в акции. Сейчас по пенсиям, которые и так на уровне нищеты в США, нанесен смертельный удар. Как монетизировать дефицит пенсионных фондов? Конвертацией его в облигации, которые также будет скупать ФРС.

Теперь по нефти. Многие люди из бизнеса не понимают, что сейчас, когда у нефти нет дна, сокращать свою долю на рынке недопустимо. Нефть отрастет, а доля нет. Кроме того, если сейчас мы своими сокращениями поддержим сланцевую отрасль, нас вообще могут лишить экспорта — например, санкциями. Уже сейчас заместить наш нефтеэкспорт при определенных ценах не составляет для Запада проблем. Особенно в вероятном катастрофическом будущем.

Поэтому государственный подход — либо мы и наш экспорт, либо условный «сланец». Это значит — нефтяная война с США. Вот такой вот государственный подход.

Федун же (руководитель Лукойла), похоже, надеется, что если Лукойл будет подыгрывать Западу, то на Роснефть санкции будут введены, а на Лукойл — нет. Демонстрирует узость мышления, как любой бизнесмен.

Некоторые товарищи говорят, что этот кризис — вообще неэкономический. Поэтому лечить его печатью денег бессмысленно. Это сапплай шок (Supply shock, то есть нарушение поставок, или, в терминах политэкономии, «кризис предложения»).

Надо поддерживать сейчас реальный сектор, чтобы работал ритмично. А иначе будет мизер товарной массы и гигантский объем кэша против нее. Начнется неконтролируемая гиперинфляция, ставки улетят вверх, взорвав долговую пирамиду. Товаров будет мало, зато кэша в банках и у богачей будет дохрена. Степерь расслоения общества кратно возрастет.

Каким-то чудом после кризиса 2008 года кэш в товары не пошёл. Но тогда в целом не закрывались заводы, не увольняли толпы людей, не запирались границы и т.д. Однако же тепереча — не то, что давеча. США уже прогнозируют падение ВВП аж вполовину. Им изо всех сил надо поддерживать реальный сектор, а не биржу. Но «напечатанные» в США триллионы опять ливанут в ценные бумаги.

Комментариев нет: