Дистанционное обучение никому не нужно



Глупость классического «очного обучения» очевидна — но перехода к дистанционному обучению так бы и не случилось, если бы не нагрянул коронавирус. Однако когда он нагрянул и дистанционное обучение внедрили — внезапно выяснилось, что это самое дистанционное обучение никому не нужно. Им недовольны учителя, им недовольны родители учеников, и им недовольны сами обучающиеся. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит.

Начнем с учителей. Они громогласно озвучивают нечто наподобие вот такого:
Всегда, во все времена на качество обучения влияла, и продолжает влиять, личность педагога, непосредственное общение с ним. «По телевизору» это невозможно.
Чо — серьезно? То есть общаться с родственниками в другой стране при помощи видеосвязи в Скайпе — нормально, а с учителем — «это не то общение»? Какое же еще общение должно быть с педагогом, которого не происходит через видеосвязь?

Понятно, что всё это чушь. Учителей беспокоит совсем не это, а то, что введение дистанционного обучения лишит большинство учителей работы. Потому что занудное надиктовывание конспектов со шкрябаньем мелом по доске, раз за разом повторяемое каждому новому классу — будет заменено один раз записанной лекцией с качественной презентацией и иллюстративным материалом. После чего те преподы, кто давно превратился в «чтеца-декламатора методичек» — отправятся на мороз, искать себе другую работу. Останется относительно небольшое количество грамотных популяризаторов, которые будут выпускать грамотные аудио-видео курсы лекций.

Проверку усвоения материала — тоже, вполне очевидно, передадут автоматическим системам. Это совсем не так сложно, как вам кажется. И это лишает преподавателя возможности получить денежку в зачетке и всяких других радостей жизни, вроде податливых дурочек, желающих получить зачет методом Харви Вайнштейна. Кому такие перспективы понравятся?

И руководству школ и вузов дистанционное обучение тоже не нужно. Пока обучение очное — у них в управлении имеются здания с аудиториями, на содержание которых государство выделяет бюджетные средства, от которых всегда можно отпилить что-то себе на карман. Да и так называемый «коллектив» — это тоже источник денег, причем денег живых, в виде разного рода откатов и подарков. Эти схемы отработаны и отлажены десятилетиями — никому из начальников неохота их менять. А «дистанционка» их менять заставит — потому что делает содержание большинства этих «храмов скуки» бессмысленным.

Вот так и выходит, что самим учебным заведениям «удалёнка» не нужна.

Не нужна «удалёнка» и родителям обучающихся. Потому что почти все из них рассматривают школу и ВУЗ как место, куда можно сбагрить своего дитятку, чтобы от него отдохнуть. Это так не только в России — это так везде:
В той же Америке школа давно превратилась в место, где детишки тупо сидят за забором — чтобы не шатались по улицам, пока родаки работают. «Обучение» — это просто предлог, на самом деле ничему там всерьез не учат, на математике — учат считать на калькуляторе, на родном языке — учат читать вывески на домах и надписи на банках, ну а главный предмет в американской школе — физкультура. Дети должны сбросить энергию и устать, чтобы меньше дрались.

Ну и зачем родителям «удалёнка», при которой дети будут сидеть дома да еще надоедать им своими вопросами? Нафиг-нафиг — пусть валят в школу и не докучают.

Наконец, самим обучающимся удалёнка тоже не нужна — потому что она, внезапно, позволяет лучше контролировать процесс и результаты обучения. В школе можно списать — а на удаленке, когда проверочные задания генерируются индивидуально для каждого ученика, у кого ты спишешь? Тем более что и контроль самостоятельности решения задач организуется не так и сложно. Опять же в школе можно чморить заучек и развлекаться, доводя училку до истерики — а на удалёнке как это делать? «Нет того веселья», как говорил В.С.Высоцкий, наливая очередной стакан.

Скажу вам больше — многие дети и подростки (да и взрослые тоже) не хотят и не любят учиться. Точно так же, как очень многие (большинство) не хотят и не любят работать. Они ходят на работу и там, мучительно напрягаясь, пинают балду 8 часов — чтобы было чего кушать. Дай людям гарантированный доход — и процентов 90 перестанут работать немедленно. А школа — это даже не «кушать». Точнее, для большинства детей и подростков (да даже и студентов) связь между обучением и количеством еды в будущем — совсем не очевидна. Будущее еще когда будет, а пока папа с мамой накормят и напоят, так что зачем напрягаться? «У лошади голова большая, пусть лошадь думает, а я пойду потуплю в танчики» — вот типичный уровень мысли у типичной школоты. Такая школота ходит в школу не для того, чтобы учиться — а чтобы тусоваться. Вот тот «социальный навык», который в реальности продуцирует современная школа — привычка тусоваться вместо работы, и отвращение к каким-либо усилиям.

«Заставлять учиться» школа давно разучилась, а родителям в массе это лень делать. Отсюда и результат такой. Дистанционное обучение лишь наглядно показывает уровень этого несоответствия школы задачам обучения, и разложения школы — ранее скрытый за дверями учебных классов, где три десятка балбесов пинают балду. Кому же понравится такой каминаут?

А когда ни результат, ни даже процесс не нужен никому из участников — начинается бесконечный саботаж и придумывание отговорок.

Но, разумеется, никто из участников вам не расскажет откровенно про свои мотивы неприятия прогресса. Поэтому нам с вами предстоит еще немало веселья от выслушивания фантазий на тему «долой удалёнку» разной степени упоротости. Человеческие существа вообще весьма изобретательны в придумывании «объективных причин», по которым не нужно делать то, что им не хочется, не выгодно или не нравится.
 
Proper

Комментариев нет: