Когда блокчейн разомкнулся
Между тем один из таких гуру «нового мира», основатель «ВКонтакте» и «Телеграма» Павел Дуров, подражающий киногерою Нео из «Матрицы», бросивший в 2014 году вызов «чекистскому режиму» и сваливший из России на свободу, неожиданно нанёс два чувствительных удара по матрице западноцентричного мира в сознании «рассерженных горожан», по «американской мечте» для неамериканцев.
Тот, кто уехал в 2014-м на Запад ради свободы и реализации больших интернет-проектов, кто служил символом цифрового неподчинения российскому государству — вдруг заявил, что в США нет свободы, что там полицейское государство и высокая преступность, недоступное здравоохранение, слабые образование и культура, а рынок для нового бизнеса бесперспективен и невыгоден.
Несколько дней спустя Дуров объявил, что вынужден закрыть проект по созданию блокчейна и криптовалюты, так как «96% населения остального мира зависит от тех идиотов, кого выбрали 4% жителей планеты, живущие в США».
Дело в том, что американский суд запретил дуровскую криптовалюту не только в Штатах, но и на всём земном шарике, даже за пределами юрисдикции США, так как якобы защищаемые американскими регуляторами инвесторы могут до них добраться и пострадать. Другими словами, большие американские дяди напомнили «русскому Нео» о матрице и кто в ней хозяин. Как там в фильме? «Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснёшься в своей постели и поверишь, что это был сон».
Понадобилось шесть лет столкновения с американской мечтой, чтобы осознать, что её в реальности не существует. Что без дозволения больших боссов нельзя в одночасье разбогатеть, а для этого надо играть по их правилам. Что суверенитет других стран ограничен или даже отменён в интересах США, которые управляют ими посредством финансовых, юридических и политических инструментов. Никаких волшебных таблеток — всё предельно цинично и под песни о демократии.
Да, отрезвление Дурова вызвано личными проблемами: оно наступило после того, как его проект прихлопнули бенефициары долларовой системы. Пока проблем не было, он молчал и не возмущался, как только матрица его поставила на место, «горе-Нео» обрушился на неё с обвинениями. Ну как обрушился — скорее, посетовал на неё. В его словах нет ни призывов к борьбе с несправедливой системой, ни далеко идущих выводов.
Дуров, привыкший жить по принципу «есть те, кто разбрасывает пятитысячные купюры, а есть те, кто их подбирает», относит себя, конечно, к первым. Он из тех циников, кто ищет, где глубже и выгоднее, независимо от цвета флага, — и раз он вдруг обнаружил, что в казавшемся ему глубоким водоёме не так хорошо и сытно, значит, надо просто найти другой водоём.
Тем не менее, его неожиданное признание может иметь далеко идущие последствия. Среди россиян до сих пор немало тех (и особенно, кстати, в сфере IT), для кого американская мечта по-прежнему жива и благоухает розами. Они если не переехали еще в Кремниевую Долину или другие западные IT-кластеры, то считают такую работу и жизнь желанными, а пребывание в России временным.
Парадокс в том, что за последние годы в американской мечте разочаровались даже сами американцы — по крайней мере, уровень оптимизма и вера в то, что каждый может стать миллионером, заметно убавились в США. Но в странах периферийного и полупериферийного капитализма вера аборигенов в то, что «грин-карта» — это пропуск в рай, сохраняется вопреки всем реалиям.
Далёкие от «грязной политики», они «не заметили» преступления США последних лет: мимо них прошли бомбёжки Югославии, Ливии, нацистский переворот в Киеве, война на Донбассе. Зато они хоть что-то слышали о Навальном, Дуде, «Медузе» — и мыслят в заданной ими системе координат, где мир Запада прекрасен и перспективен, а российские реалии мрачны и убоги.
Собственно, тот же Юрий Дудь, бешено раскручиваемый в последние годы прозападный пропагандист, снял специальный фильм про то, что всем талантливым и свободным надо валить из России в Калифорнию, по примеру уже уехавших.
Как же неловко вышло, когда Дуров, знакомый с упоминаемыми программистами, обличил их в том, что на камеру они декларируют одно (хвала Америке!), а в личных беседах совсем другое (как же тяжело здесь!). Он объясняет эту ложь американской чертой — обходить острые углы, говоря только о позитиве. На самом деле это больше черта российских эмигрантов, которые хотят убедить себя и соотечественников, что они не зря уехали и счастливы в прекрасном мире Дикого Запада.
С одной стороны, они расхваливают США или, по крайней мере, не признают там никаких недостатков, а с другой — они с удовольствием поливают грязью в соцсетях российское государство, свою родину. Причём не за плату, а по «велению души» — тем самым они психологически компенсируют свои неурядицы в эмиграции, доказывая самим себе и россиянам, что в России всё хуже.
Комплекс российского эмигранта на Западе, к сожалению, широко распространён и хорошо известен: редко-редко, когда наш новоамериканец не хулит Россию и не скрывает недостатки своей новой отчизны.
И вот один из них, причём состоявшийся и успешный (что большая редкость), декларирует недостатки американской системы и, по сути, косвенно призывает валить из «сшашки» всем прогрессивным и предприимчивым, так как там нельзя реализовать новые проекты.
Такое откровение не может не повлиять на веру в американскую мечту в головах миллионов — не только тех, кто, будучи в России, задумывался о переезде в западные компании, но и тех, кто, уже будучи там, захочет честно признать свои проблемы и вернуться.
В конце концов, не всех привлекает образ жизни в Индии, Китае или других азиатских странах, где создаются свои Кремниевые Долины, — не все туда поедут, многие предпочтут российские IT-компании, которые к тому же активно развиваются.
Таким образом, если исход русских, индийских и китайских программистов из США (а китайцев в Америке уже откровенно шельмуют из-за обострения торговой войны и обвинений в пандемии) действительно примет массовый характер, то довольно быстро обнаружится, что львиная доля технологических достижений американских компаний создана за счёт чужих мозгов.
США как страна-пылесос человеческих ресурсов ещё не сталкивалась с массовой утечкой мозгов — для неё это огромный вызов. Но ещё большая опасность для Pax Americana в том, если вера миллионов жителей планеты в американскую мечту рухнет вопреки стараниям Голливуда — и тогда обнаружится, что король-то голый.
Комментариев нет: