Бесславные традиции украинского народа
Совсем недавно, в начале июля, ряд украинских СМИ дежурно отметил, что в благословенной Америке «почтили память всех, кто отдал жизнь за независимость Украины»
Право слово, читая такие заголовки, можно подумать, что и США поддались заразе украинствующих, однако, по внимательному прочтении, выясняется несколько иное положение дел – в этом сомнительном мероприятии принимали участие только члены украинской же общины Соединенных Штатов.
Впрочем, на эту новость не стоило бы даже обращать внимание, если бы не контекст, который показался мне довольно любопытным.
Как вы, вероятно знаете, в Америку иммигрировали представители множества национальностей – включая, собственно, украинцев. В числе прочего, на территории США проживают девять с половиной миллионов поляков и потомков польских иммигрантов.
На минуточку – это 3% от всего населения США.
К чему я вспомнил про поляков?
Дело в том, что и у них есть памятная дата в начале июля – к сожалению, гораздо более трагичная.
11 июля отмечается Национальный день памяти жертв геноцида граждан Польши украинскими националистами. Именно 11 июля 1943 года стало апогеем Волынской резни, когда вооружённые подразделения украинских националистов одновременно атаковали 99 населённых пунктов, населённых этническими поляками.
К этой дате Польша относится более чем серьезно – высшее руководство страны на полном серьезе расценивает зверское убийство более ста тысяч человек как акт геноцида польского народа. Современная польская историография оценивает численность убитых украинскими националистами поляков в 100-150 тыс. Из 2,5 тыс. польских населённых пунктов на Волыни около 1,8 тыс. были сожжены и исчезли навсегда.
Этому дню придают большое значение не только польские политики, но и рядовые граждане польского государства. Так, в первую неделю июля 2020 года в Польше проходит Всемирный съезд и паломничество кресовян (потомков поляков, живших на Западной Украине и Западной Белоруссии во время их нахождения в составе Польши, а также члены организаций, занимающихся историей этих земель) к Ясногурской иконе Непорочной Деве Марии в Катовице.
Поскольку съезд и паломничество кресовян происходят в преддверии 77-й годовщины Волынской резни, акцент делается именно на поминовение поляков – жертв украинских националистов.
В рамках Всемирного съезда и паломничества кресовян также состоялась научно-историческая конференция, посвящённая изучению фактов и сбережению памяти о Волынской резне, открытие и освящение мемориальных табличек жертвам ОУН-УПА*, в т. ч. украинцам, помогавшим полякам скрываться от убийц.
Вы, вероятно, уже задались вопросом – а к чему я в начале статьи вспомнил про какой-то там «День Героев Украины», который отметили в Америке?
А тонкость заключается в том, что этот день был основан в 1941 году на «Втором большом сборе», кого бы вы думали? Правильно, ОУН.
Впрочем, в этом году украинцы решили не стесняться, и заодно, весело и с огоньком отметили еще пару дат.
«В этом году вместе с Праздником Героев украинская община Америки отметила 100-летие создания Украинской Военной Организации (УВО), а также отметила 70-ю годовщину смерти главного командира УПА Романа Шухевича и пятую годовщину героической защиты Донецкого аэропорта», — отмечают украинские СМИ.
Я абсолютно уверен, что Польшу как государство нисколько не трогает конфликт на Донбассе, однако пляски на костях десятков тысяч убитых поляков очень не нравятся их потомкам, которые на бытовом уровне крайне неласково относятся к гражданам Незалежной.
Так, всего лишь в середине июня в польском городе Грудзендз 33-летний поляк прямо на улице напал на украинцев, потому что его взбесила услышанная им украинская речь. Поляк стал выгонять приезжих из своей страны и угрожать им физической расправой, после чего достал газовый пистолет и начал стрелять в их сторону.
Подобные случаи хоть и не очень часты, но происходят с завидной регулярностью, подливая масла в огонь и без того не очень радужных украинско-польских отношений.
Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что не занимай Польша откровенно антироссийскую позицию – ввиду чего Украина становится естественным союзником – и накал страстей на государственном уровне был бы еще выше.
И, в целом, это закономерно. Не могут уживаться рядом страны, для одной из которых ОУН и УПА – герои и образцы для подражания, а для другой – палачи и убийцы, залившие кровью всю Волынь.
Интересно, что же будет, если политический момент вдруг изменится? Думаю, у нас еще будет шансы взглянуть на это увлекательное действие.
В конце концов, для истории даже двадцать-тридцать лет – не срок.
Николай Муравский
*— запрещенная в России организация.
Комментариев нет: