Рыцарские велосипеды 12 века


Начиная с 2009 года в сети периодически появляется информация о рыцарских велосипедах 12 века. Не обошли эту информацию и популярные журналы, ориентированные на широкий круг читателей.

Во всех этих источниках рассказывается, что археологи из Бристольского университета, проводя раскопки на территории замка Шато-Гайар (Франция), сделали сенсационную находку. На глубине двух с половиной метров был обнаружен комплекс железных предметов, составлявших защитные доспехи воина, удивительно напоминающие форму велосипеда.

Рядом археологи обнаружили второе захоронение — хорошо сохранившийся скелет лошади. В раскопках были также найдены монеты денье турнуа (франц. denier tournois – турский денье) — французский тип денария, чеканенный Филиппом II Августом (1180-1223), а также монеты чеканки герцогства Аквитании с именем Ричарда, что позволяет предположить, что найденные доспехи относятся к периоду правления Ричарда I Львиное Сердце (1189-1199гг.).


Приведем выдержку из одной такой статьи:

В 2008 году учёным из бристольского университета во главе с профессором Джоном Уильямсом, доктором археологии, удалось договориться с правительством Франции о возобновлении раскопок на территории замка Гайар во Франции. Найденное захоронение оказалось уникальным и привлекло к себе внимание специалистов из разных стран: археологов, историков и даже инженеров. Каково же было изумление археологов, когда бережно извлеченные фрагменты удалось очистить от многовековых наслоений грунта и рассмотреть подробнее. Без сомнения, это были детали пролежавшего в земле почти 900 лет рыцарского велосипеда!


Рама максимально облегчена и имеет перегородчатую структуру, наподобие крыла самолёта: стальные прутья идущие вдоль рамы прикреплены к поперечным подковообразным пластинам. Снаружи рама обшита элементами рыцарских доспехов, в частности, использованы наручи (Bracer) и наплечники (Pauldron) скреплённые между собой круглыми заклёпками. Передняя вилка и задняя часть рамы — цельнокованые и обшиты снаружи (Greav) наголенниками. Вынос руля и сам руль сделаны из рукояток мечей. Части лезвий мечей (видимо пришедших в негодность на полях битв) были использованы, как жесткие профили для усиления прочности конструкции. Седло крепилось с помощью восьми кованных металлических дуг, которые служили своеобразными амортизаторами во время езды. В отделке седла использовались кожа и ткань, остатки которых найдены при раскопках. На раме в качестве ёмкости для воды был закреплен рог с металлической крышкой.

Особого внимания достойны колёса этого чудо-велосипеда. Чтобы уменьшить тряску во время движения , на металлические обода наматывали конский волос, затем оборачивали по-окружности лентами из грубой кожи и лишь после этого в колесо монтировались массивные с гравированным узором железные спицы, а снаружи обод обшивался металлическими пластинами, которые могли сдвигаться относительно друг друга в процессе качения. Колеса надёжно защищали «кожухи-крылья» сделанные из частей кирас и латных перчаток.

При этом считается, что позднее на разных полотнах того времени также были обнаружены изображения велосипедов, хоть и немного другого вида.

Действительно, удивительное открытие, ведь только в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). А первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом. Неужели велосипед был изобретен на семь веков раньше?

PS. Разумеется, всё это — фальсификация. Все эти «рыцарские велосипеды» придумал и нарисовал художник Борис Индриков. Они были им выполнены в рамках проекта «VELIKIE VELIKI», организованного при поддержке Музейного центра РГГУ и при участии почетных выпускников университета Юрия Габрова и Олега Кормышева. Каждый из этих велосипедов назван в честь какого-то исторического лица или художника. Об этом он подробно рассказывает не только в многочисленных интервью, но и в своем блоге.

Открытие выставки Бориса Индрикова состоялось 17 мая в Музейном центре РГГУ. День выбран не случайно: 17 мая 1991 года музыкант Сергей Курехин в программе ленинградского телевидения «Пятое колесо» изложил сюжет-мистификацию о Владимире Ленине, который из-за употребления галлюциногенных грибов сам стал представителем этого царства. Остроумные примеры и цитаты были умело скроены в абсурдистскую теорию «Ленин — гриб», при всей эпатажности звучавшую весьма правдоподобно.

«Velikie Veliki» — это проект, эпатирующий зрителя, заставляющий усомниться в истинности своих знаний об истории самого простого изобретения — велосипеда. Леонардо да Винчи или его ученик Джан Джакомо Капротти, крепостной крестьянин Артамонов или Орден рыцарей «Солнца и Луны» — кто был изобретателем двухколесного чуда?

Выставка не только погружает в мир эстетики позднего средневековья, но и заставляет задуматься над проблемами демаркации поля науки и псевдонауки: нужно ли слепо верить теориям и открытиям, транслирующимся в СМИ, где главным методом является безапелляционность суждения, придающая видимость достоверности чему угодно. «Velikie Veliki» служат оригинальным художественным ответом на этот вопрос.

Вероятно, распространению этой истории в значительной мере способствовали публикации в уважаемых журналах, таких как «Химия и Жизнь» (№ 9 за 2009 год).

Материал: https://masterok.livejournal.com

 

Комментариев нет: